Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономическое развитие города






Отмена крепостного права в России в 1861 г. дала могучий толчок для развития Сибири, вовлекая ее в общероссийские исторические процессы. Несмотря на практически колониальное положение, многоукладность экономики, преобладание патриархально-натурального типа хозяйства, развитие сибирского края шло в поступательном направлении. Оживление торгово-промышленной жизни края вызвало заметный подъем сибирских городов.

Экономическому подъему Красноярска способствовал рост населения. Численность населения за 30 пореформенных лет выросла в городе в 2, 6 раза с 9997 до 27298 чел., а в Енисейской губернии в 1, 56 раза (см. табл. 4). Хотя все это время смертность превышала рождаемость, в Красноярске рождаемость составляла 41, 4%, а смертность – 45, 4%. Интенсивное увеличение городского населения шло, в основном за счет притока переселенцев. Причем доля переселенцев из других губерний составляла 42, 4%, а из Енисейской губернии – 26%. В конце 90-х гг.XIX в. доля сельского населения в Красноярске выросла с 8 до 10%. Приток крестьян-переселенцев в город приводил к стремительному росту такой социальной группы, как мещанство. Его доля в населении Красноярска за пореформенные годы выросла в 3, 9 раза. Также эта группа пополнялась и за счет ссыльнопоселенцев. В разные годы последней трети XIX в. их доля колебалась от 8 до 19%, в среднем составляя 15%.

Количественные и качественные сдвиги в социальной структуре городского населения Сибири отражали изменение общественной функции городов. Из военно-административных центров они постепенно превращались в торгово-промышленные. В начале 60-х гг. доля военно-дворянского элемента в Красноярске составляла 28%, то к концу XIX в. – 17%. Дворян постепенно начинают теснить выходцы из разночинной среды, доля которых увеличилась в 1, 5 раза.

Таблица 4: Население Енисейской губернии в 1863-1897 гг.

  Население
Год В губернии В городах В Красноярске
       
       
       
       
       

 

Также динамично развивалось в это время сословие почетных граждан. Численность почетных граждан в 60-90-е гг. в Красноярске выросла в 1, 95 раза. Численность же гильдейских купцов сократилась с 317 в 1863 г. до 261 в 1897 г. Этому способствовал упадок золотопромышленности и лишение купечества ряда сословных льгот. Формирование династий местной буржуазии шло разными путями. Часть из них – Юдины, Даниловы – были потомками именитых купеческих фамилий, большинство же – выходцы из мещанства, ремесленников и кустарей. Характерным для сибирской буржуазии был высокий процент выходцев из крестьян-переселенцев. По подсчетам исследователей, из 35 гильдейских купцов Красноярска 12 были выходцами из крестьян европейской части страны, 10 из них – переселенцы из Владимирской губернии. Для организации капитала часто образовывались семейные фирмы, например «Н.Г. Гадалов и сыновья», «Наследники Переплетчикова».

Верхушку городской буржуазии составляло гильдейское купечество. Принадлежность к гильдии давала ряд привилегий в предпринимательской деятельности. Купцов 1 гильдии в городе было немного, среди них: А.П. Кузнецов, Т.И. Щеголева, П.Я. Прейн, М.К. Сажин.

Число купцов 2 гильдии в разное время колебалось от 30 до 50. Гильдейскому купечеству принадлежала львиная доля доходов от торгово-промышленной деятельности, из его состава выбирались кандидатуры на высшие должности в органы городского управления.

Итоги в социально-демографическом развитии Красноярска в пореформенное время подвела первая всеобщая перепись 1897 г. Они свидетельствовали о постепенном превращении города из патриархального в торгово-промышленный и культурный центр. По данным переписи в торгово-промышленном секторе было занято 46, 9% населения, а в сельском хозяйстве – 4%. Заметно увеличилась доля населения, занятого в непроизводственной сфере: управлении, образовании, здравоохранении, культуре, обслуживании, составив 41, 1%.

Торгово-промышленное развитие Красноярска в пореформенные десятилетия отставало от общероссийских темпов. Доля Красноярска в производстве промышленной продукции в губернии за 30 лет пореформенного развития выросла с 8% до 11%. В сравнении со среднеразвитыми в промышленном плане городами европейского центра страны, где объем производимой за год промышленной продукции исчислялся от 3 млн. рублей и выше, в Красноярске в 1897 году вся стоимость продукции, производимой на предприятиях фабрично-заводского типа, составляла всего 582210 рублей.

Городская промышленность имела сложную структуру. В ней были представлены все стадии промышленного производства от кустарных мастерских до предприятий фабрично-заводского типа. Быстро развивалось городское ремесло за счет притока переселенцев и ссыльных. Ссыльнопоселенцы составляли половину городских ремесленников, переселенцы – одну треть и только одну пятую – местные жители. По ведомости за 1863 г. в Красноярске числилось 32 вида ремесленных профессий: сапожники (14), башмачники (23), печники (21), столяры (13), лудильщики (41), плотники (19), извозчики (17), портные (14). Со временем появляются новые ремесленные занятия: мясники, колбасники, шубники, обойщики, конопатчики, овчинники, кровельщики. В целом за пореформенное время общий объем ремесленной продукции вырос в 1, 9 раза.

Наиболее распространенным в городе было кожевенное ремесло. В 70-е гг. объем кожевенного производства вырос до 20 тыс. рублей в год, а в 80-е гг. оно давало около 20% всей промышленной продукции в городе. Кожевники, как и другие ремесленники, были объединены в цеховые организации при городской управе. Поселения кожевников располагались в Закачинской слободе, поближе к воде. Из местных кож делали опойки – обувь для рабочих на золотых приисках, они отличались хорошим качеством, но условия труда ремесленников были антисанитарными.

Развитие мелкотоварного производства способствовало образованию мануфактур. Доля предприятий мануфактурного типа в кожевенной промышленности составляла не более 10%. Всего же, по данным журнала контрольной проверки ремесла и торговли по городу за 1886 г., в 173 мастерских работало 182 человека, включая их хозяев.

К числу крупных предприятий можно отнести стекольный завод И.И. Коновалова, основанный в 1823 г. К 60-м гг. численность рабочих на заводе колебалась от 30 до 50 человек. Вся стоимость продукции не превышала 3 тыс. рублей, использовался ручной труд. Ассортимент продукции: листовое стекло, аптекарская и столовая посуда.

В 80-е гг. в Красноярске появляются первые промышленные предприятия, где стали использовать паровые двигатели. Первые механизированные предприятия возникали как комплексы, в которых паровой двигатель использовался одновременно для выполнения нескольких технологических операций, что повышало эффективность его работы. Например, на литейно-механическом заводе А.П. Кузнецова, паровой двигатель мощностью 10 лошадиных сил использовался одновременно для производства гранильных и токарных операций, а также распилки леса. Объем производства составлял 1800 пудов чугуна и металла на сумму 13540 рублей, было занято 19 рабочих. На лесопилке работал 21 человек, стоимость продукции составляла 2127 рублей в год. Кузнецову же принадлежала одна из первых в Красноярске паровых мельниц. Для помола зерна использовался паровой двигатель мощностью 16 л.с., стоимость продукции составляла 2 тыс. рублей.

В 1881 г. в городе началось строительство кирпичного завода и паровой мельницы купцом К. Плотниковым. Паровой двигатель мощностью 10 л.с. использовался одновременно для производства кирпича и помола муки. На заводе и мельнице было занято 15 рабочих, за год производилось 12 млн. штук кирпичей на сумму 14 тыс. рублей. В 1882 г. в городе появилась вторая мельница, принадлежавшая купцу Н.Г. Гадалову, мощностью 16 л.с. Годовая выработка продукции составляла 100 тыс. пудов на сумму 2 тыс. рублей. На предприятии трудились 8 рабочих.

Фабричная промышленность основывалась на капиталах, добытых в торговле и золотопромышленности. Развитие золотопромышленности оказывало огромное влияние на экономику губернии. По количеству вложенных капиталов и привлеченных рабочих она занимала первое место. Конторы крупных золотопромышленников И.Ф. Базилевского, Г.В. Юдина, С.В. Востротина, товарищества Кузнецовых находились в Красноярске. Значительная часть красноярцев работала на приисках. Так, в 1875 г. 811 человек отправилось из города на прииски, их заработная плата была 70-100 руб. за сезон, продолжавшийся с апреля по октябрь.

Золотодобыча через рыночные связи стимулировала развитие городской промышленности и торговли, и поэтому ее упадок в 70 – 80-х годах отрицательно сказался и на состоянии городской экономики, вызвав сокращение промыслов и торговли.

В отраслевой структуре городской промышленности преобладали обрабатывающие отрасли, при этом ведущее место в ней занимала обработка сельскохозяйственного сырья (мукомольная, лесопильная, винокуренная, салотопенная, мыловаренная, маслобойная, кожевенная). Обработка минерального сырья была менее развита (механическая, чугунно-литейная, кирпичная). Это соотношение сохранялось и в последующее время.

Существенное место по размерам капиталов занимало винокурение. В Красноярске действовало 3 водочных завода. Доля этой отрасли в общем объеме промышленного производства по городу составляла около 70%. Оптовые закупки зерна винозаводчиками приводили к резкому росту цен на хлеб, в 1880 г. цены на городском рынке на хлеб за неделю выросли с 60 коп. до 1 руб. за пуд.

В целом промышленный облик Красноярска значительно отличался от развитых городов европейского центра. В экономической структуре городской промышленности преобладали докапиталистические и раннекапиталистические формы производства. Крупная промышленность фабрично-заводского типа развивалась очень медленно. Численность рабочих, занятых на предприятиях кустарного типа, к 1890 году составила 1424 чел. или 91%, тогда как на предприятиях фабрично-заводского типа всего лишь 138 чел., что составляло 9% от числа всех промышленных рабочих. По этому показателю Красноярск можно отнести к городам с самым низким уровнем развития промышленности, соответствующим V группе согласно классификации П.Г. Рындянского.

Слабое развитие промышленности сказывалось и на состоянии торговли. Преобладающей формой была розничная и мелочная торговля. Так, по данным 1892 года, насчитывалось 135 мелочных лавок, 21 магазин, 6 оптовых складов. Одним из способов извлечения сверхприбыли для красноярских купцов было завышение цен на товары повышенного спроса. Кроме этого использовалась наценка на товары неполной емкости и продажа товаров по произвольно устанавливавшимся нормам. К числу приемов, позволявшим удерживать высокие цены относились стачки крупных монополистов. Например, стачки виноторговцев в 80-х гг., в результате которых были резко подняты цены на алкогольную продукцию. Благодаря этим уловкам купцам удавалось получать большую прибыль – в среднем 7, 35%, а в европейской части России она составляла всего 2, 55%.

В соотношении двух основных видов буржуазного предпринимательства – промышленности и торговли, в Красноярске, как и в других городах Сибири, доминировала последняя. Величина оборотных капиталов в торговле значительно превышала капиталы, занятые в промышленности. Так, в 1890 году, торговый оборот в Красноярске составлял 1, 5 млн. рублей, в промышленности 164200 рублей. Такой резкий разрыв в соотношении торгового и промышленного капиталов был характерен для ранних стадий капиталистического производства.

Одной из причин медленного развития промышленности и торговли было отсутствие разветвленной транспортной системы. Главной транспортной артерией до проведения железной дороги был Великий сибирский тракт. Протяженность его на территории Красноярского круга составляла 190 верст. С обслуживанием его были связаны такие традиционные промыслы как извоз, шорное дело, производство экипажей. Скорость движения по дорогам губернии и их состояние не могли удовлетворять нужд хозяйственного и общественного развития края.

В этих условиях чрезвычайно большое значение имело открытие пароходного движения по Енисею. Начало ему было положено в 1861 году образованием частной пароходной компании енисейских купцов – А.С. Баландина, И. и А. Кытмановых, С. и К. Калашниковых и Е. и А. Грязновых. В 1863 году на Енисее появился первый пароход «Енисей», затем на воду был спущен и второй пароход «Опыт». В 70-е гг. Пароходная флотилия увеличилась еще на два парохода, «Николай» и «Александр». Однако первые пароходы курсировали только в нижнем течении Енисея, проход к Красноярску преграждали Казачинские пороги, которые считались непроходимыми. Лишь в начале 80-х годов Н.Г. Гадалов прибрел у немецкой фирмы «Кнопп» пароход «Москва» (80 л.с.) и пароход «Дальман» (100 л.с.). Благодаря мощным двигателям были успешно преодолены пороги и началось регулярное пассажирское и грузовое сообщение между Красноярском, Енисейском и Минусинском. В 1888 г. Пароходный парк на Енисее вырос до 6 судов, 3 из которых принадлежали фирме Гадаловых, остальные – иркутскому предпринимателю И.М. Сибирякову.

Развитие пароходства в губернии способствовало ослаблению остроты транспортной проблемы, но не решило ее полностью. В 80-е годы в русском обществе широко дебатировались вопросы строительства железнодорожной магистрали, которая бы соединила европейский центр и Сибирь. В 1891 году было принято окончательное решение о строительстве дороги одновременно с двух концов – Челябинска и Владивостока. Территория Енисейской губернии была отнесена к Среднесибирскому участку железной дороги. Основной рабочей силой, строившей дорогу, были арестанты и ссыльнопоселенцы, при рабочем дне продолжительностью 16-18 часов они получали мизерную зарплату. Между тем как на железнодорожных подрядах наживались красноярские купцы, получая баснословные прибыли. Так, Е. Жоголев купил 25 тыс. шпал по 4 коп. за штуку, а продал за 80 коп за штуку.

Известно, что интенсивное строительство дороги началось с того момента, когда 19 мая 1891 года царь Николай II-й, в то время еще наследник престола, заложил во Владивостоке первый камень в основание рельсового пути. С этого времени города Ачинск, Красноярск, Канск стали быстро экономически развиваться и заселяться. Значение дороги было огромно – она соединяла Сибирь с Европой, Китаем и Японией. В конце 1895 года строительство рельсового пути на среднесибирском участке железной дороги было, в основном завершено, а 6 декабря в Красноярск прибыл первый поезд. Постройка рельсового пути имела исключительное значение для более широкого вовлечения края в экономическую жизнь страны.

Однако для воссоединения Среднесибирского и Восточносибирского участков магистрали необходимо было построить мост через Енисей и 30 августа 1896 г. в Красноярске состоялась торжественная закладка железнодорожного моста. Инженерно-технический проект моста был разработан талантливым ученым-мостостроителем, профессором Московского инженерного училища Л.Д. Проскуряковым. Он предложил новаторскую идею шести главных пролетов по 144, 5 м и двух береговых. Этот проект принес автору мировую славу, макет моста экспонировался на международной выставке в Париже вместе со знаменитой Эйфелевой башней, разделил с ней гран-при и получил золотую медаль. Блестяще воплотил проект Проскурякова в жизнь красноярский инженер Е.К. Кнорре, он, в свою очередь предложил ряд новаций, которые сократили сроки возведения моста и финансовые расходы. 28 марта 1899 года железнодорожный мост был сдан в эксплуатацию. После постройки железной дороги и моста весь грузопоток пошел через Красноярск, и это положительно сказалось на состоянии городского хозяйства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал