Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Городское самоуправление
В апреле 1872 году на Красноярск было распространено «Городовое положение» 1870 года, по которому сословная городская дума была заменена бессословной. Однако новое положение мало что меняло. Дума по-прежнему находилась под контролем губернаторской власти, так как за губернатором сохранялось право утверждать решения думы. Дума избиралась на четыре года. В ее функции входили управление промышленностью и торговлей, попечение народного образования и здравоохранения, благоустройство города. Исполнительным органом думы являлась городская управа. Она занималась делами городского хозяйства (транспортом, освещением, отоплением, благоустройством, кредитом, торговлей и т.д.). В структуру городского управления входили также Красноярская мещанская управа, учрежденная по «Городовому положению» 1870 года для ведения сословных дел мещан, Красноярская ремесленная управа, занимавшаяся учетом ремесленников, и городовой суд, являвшийся низшей судебной инстанцией. Право выбора членов думы – гласных имели лишь купцы, чиновники, духовенство, зажиточные мещане. Но многие из них фактически не голосовали. Так, в выборах 1871 года из 517 человек, имевших право голоса, участвовали лишь 136. В составе думы преобладали представители гильдейского купечества. Так, в 1879 г. из 45 гласных было 23 купца, 11 мещан, 9 чиновников, 1 казак и 1 представитель духовенства. По образовательному уровню среди гласных 3 человека имели высшее образование, 10 – среднее, 27 – начальное, 5 – неграмотные. В распоряжении думы находился городской бюджет. Источниками его являлись: платежи с аренды городских земель и покосов, городского имущества, мельниц, перевозов, сборы с предпринимателей и многочисленные косвенные налоги, ложившиеся, главным образом, на плечи трудового городского населения. Кроме того, существенную часть доходов составляли частные пожертвования, которые шли на содержание ремесленного училища, богадельни, бесплатной больницы, столовой и др. Например, вклады Т.И. Щеголевой составили в общей сложности около 300 тыс. рублей, из них только на содержание ремесленного училища было выделено 100470 рублей, 107450 руб. – на содержание богадельни и 64568 руб. на сиротский дом. А.Ф. Кузнецова на постройку женской гимназии внесла 30 тыс. рублей. Супруги Матвеевы создали, и долгое время финансировали красноярский музей, на пожертвования С.Г. Щеголева был достроен Рождественский собор, на деньги П.И. Кузнецова построена каменная часовня на Караульной горе. Многие красноярские купцы являлись меценатами, на их деньги содержались приюты, больницы, ими выплачивались стипендии. Большую долю в доходной части бюджета составляли оброчные статьи (49%), сборы с торгово-промышленной деятельности давали в бюджет около 30%. Значительная часть доходов из думского бюджета шла на статьи, не имевшие прямого отношения к удовлетворению хозяйственных и общественных нужд города: на отчисления Государственному казначейству; уплату земских сборов; содержание полиции; воинскую квартирную повинность; содержание думского аппарата. На содержание чиновников городской управы и квартир для военнослужащих шло 40%, на образование – 9, 4%, на здравоохранение – 2%, пожарную часть – 12, 3%, благоустройство – 14, 9%. Поэтому, средства, оставшиеся на нужды горожан, были весьма скромными. Например, средний расход на одного жителя в 90-е годы составил 4, 2 рубля, тогда как на жителя Петербурга – 14 рублей (в Берлине – 27, Париже – 53, 5, Будапеште – 66 рублей). В целом, городской бюджет в течение практически всего пореформенного периода имел дефицитный характер (см. табл. 5). Таблица 5: Бюджет Красноярска в 1863-1897 гг.
Деятельность органов городского самоуправления была малоэффективной по многим причинам. Во первых, из-за высокого имущественного ценза от участия в городском управлении была отчуждена большая часть населения. Во вторых, не было реальных рычагов власти, и многие постановления думы оставались только на бумаге. Городская дума была марионеткой в руках губернской власти, что подрывало ее авторитет и тормозило реализацию решений, направленных на улучшение жизни города. Следует все же отметить, что среди думских деятелей было много людей, заинтересованных в прогрессивных изменениях и приложивших немало сил для превращения Красноярска в один из самых благоустроенных и культурных центров Сибири. Это В.М. Крутовский, А.И. Матвеев. Н.А. Шепетковский. Н.К. Переплетчиков и т.д. Глубокий след в истории городского самоуправления оставил Павел Яковлевич Прейн. Горожане четыре раза доверяли ему возглавлять местную Думу (1868-1870, 1875-1879, 1879-1882, 1894-1897 гг.). Трижды возглавлял Думу Кузнецов Петр Иванович (1853-1855, 1862-1864, 1871-1875 гг.); дважды Кузнецов Иван Кириллович (1835-1837, 1844-1846 гг.).
|