Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Динамика населения и экономики города на рубеже веков
С конца XIX в. начинается бурный подъем Красноярска и выход его на передовые рубежи в Сибири. Это связано, прежде всего со строительством железной дороги, она способствовала увеличению товарооборота и более тесной связи городской экономики со всероссийским рынком. Красноярск становится центром обслуживания и ремонта подвижного состава железной дороги. Для этих целей в городе были созданы железнодорожные мастерские и депо, ставшие самым крупным предприятием. В разные годы в них работали 1500-2000 человек. Важным фактором развития городского хозяйства было переселенческое движение, которое резко усилилось благодаря аграрной реформе П.А. Столыпина. Другим источником роста городского населения была уголовная ссылка, доля которой в начале XX в. составляла около 10%. Темпы роста населения Красноярска были стремительными: в 1907 г. население составляло 52647 чел., в 1912 г. – 80102 чел., в 1914 г. – 86624 чел. В Красноярске в 1908 г. по данным официальной статистики проживало мещан – 11626 чел., крестьян – 10171 чел. Остальные сословия были численно невелики. Дворян насчитывалось 706 чел., купцов и почетных граждан – 243 чел. Однако трудовая деятельность горожан не всегда соответствовала их сословной принадлежности. Например, среди рабочих железнодорожных мастерских и депо было много мещан, крестьян, ссыльных, разночинцев, встречались даже дворяне. Общество сильно видоизменилось, и сословная система уже не отражала действительного состава населения. Подавляющая часть красноярцев была ремесленниками (около трети населения), мелкими торговцами, работниками, занятыми в сфере услуг. Рабочих в разные годы насчитывалось от 2 до 3 тыс. человек. Чиновники и буржуазия составляли небольшой процент населения, но влияние их на жизнь города было определяющим. Городская экономика была многоукладной. В промышленности наряду с крупными предприятиями сохранялось много кустарных. К 1905 г. таких предприятий было 88, численность рабочих в них составляла 689 человек. Самыми крупными предприятиями в городе были железнодорожные мастерские и водочный завод. Большинство ремесленников занималось сапожно-башмачным и шорным ремеслом, далее следуют кровельно-жестяное и медное, кузнечно-слесарное, портняжное, кирпичное и гончарное ремесла. Железная дорога оказало многостороннее воздействие на экономику города и Енисейской губернии в целом. С одной стороны, она способствовала подъему экономики, с другой – усилила эксплуатацию природных богатств края и торговую экспансию российского капитала. Усилилась неравномерность развития различных районов губернии. Те города, через которые дорога прошла, развиваются бурными темпами (Красноярск, Ачинск, Канск), а оставшиеся от нее в стороне – приходят в упадок (Енисейск, Минусинск). Для нужд железной дороги кроме мастерских и депо в Красноярске создаются шпалопропиточный, лесопильные и кирпичные заводы. В первое десятилетие XX в. оживляется пароходный транспорт. В 1901 г. по Енисею ходили 22 парохода, а в 1912 г. их было уже 29. Для обслуживания пароходов в Красноярске был построен судоремонтный завод. Большая часть пароходов принадлежала «Акционерному обществу пароходства на Енисее», крупнейшими частными пароходовладельцами были Н.Н. Гадалов и А.П. Кузнецов. Рост населения и развитие производства вели к оживлению торговли. К 1905 г. в Красноярске имелось 730 лавок и 251 магазин. С 20 декабря по 10 января проходила Рождественская ярмарка, открытая еще в 1869 г. стараниями губернатора П.Н. Замятнина. Но оборот товаров на ней был небольшим, в среднем 20 тыс. рублей, ярмарка себя не оправдывала. Купцы предпочитали заключать прямые контракты с российскими и иностранными фирмами. Большой приток агентов российских и иностранных фирм в Красноярск отмечался в начале XX века, особенно в 1901-1903 гг. В это время торговый капитал начинает сращиваться с промышленным, вследствие чего возрастает потребность в свободных денежных средствах. В Сибирь постепенно проникают крупные столичные банки. В 1896 г. в Красноярске открывается филиал Сибирского торгового банка, а с 1901 г. в городе обосновалось представительство Русско-Китайского банка, преобразованного в 1910 г. в Русско-Азиатский. Но банки предпочитали кредитовать не промышленное производство, которое было еще довольно слабым в Красноярске, а торгово-закупочные операции и золотодобычу. В 1908 г. в Красноярске был учрежден общественный городской банк. На 1 января 1912 г. его собственный капитал составлял всего 51, 3 тыс. рублей, что было мало для губернского центра. 25 августа 1913 г. в Красноярске открылось акционерное Общество взаимного кредита, в учреждении которого участвовало 147 человек. Но даже оно не могло конкурировать со столичными банками. На рубеже веков начинается проникновение иностранного капитала в Енисейскую губернию. В Красноярске свое представительство имела английская фирма Поппам, занимавшаяся сбытом оборудования для золотых приисков. Компания «Новая Центральная Сибирь», тоже английская скупала золотые прииски, а французская фирма «Ревильон» занималась скупкой пушнины. В целом же, влияние иностранного капитала на губернскую экономику было невелико, поскольку крупных вложений в промышленное производство иностранцы не делали, а занимались только золотом и пушниной.
|