Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Нормативно-правовое обеспечение развития детской одаренности






 

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах жизни общества, усиление борьбы за конкурентноспособность государств обостряют потребность в личности, имеющей не только глубокие и прочные знания, но и способной отвечать на вызовы нового времени, решать жизненные задачи на оптимальном уровне. Сейчас необходимы активные, творческие люди, мыслящие нешаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации, осознающие глобальные проблемы человечества, готовые посильно участвовать в их решении.

Система образования в силу своего универсального и всеобщего характера самым непосредственным образом реагирует на изменения, происходящие в обществе. Стратегия современного образования выстраивается в соответствии с запросом современного общества, которое нуждается в образованных, творческих людях. Успех реформ определяется преумножением не только технологического, но, прежде всего, культурного потенциала общества, что рассматривается как фундамент решения социальных и экономических проблем, сохранения и развития науки и культуры, национальных традиций, укрепления государства и обеспечения его безопасности. В современной социокультурной ситуации кадровый, человеческий потенциал России мыслится как значимый фактор, позволяющий относить нашу страну к числу развитых государств, способных оказывать влияние на общемировые процессы.

Детский дошкольный возраст – период становления способностей, которые нуждаются в развертывании, раскрытии природных начал за счет специально организованного творческого образовательного пространства. Уже в дошкольном возрасте выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны. Поддержка и развитие склонностей и задатков в период детства накладывают отпечаток на всю последующую жизнедеятельность личности. Творческие способности, поддержанные в детстве, являются основой для дальнейшего развития таланта в определенной творческой деятельности.

Актуальность развития одаренности детей дошкольного возраста на социально-педагогическом уровне связана с социальным заказом на конструирование таких образовательных систем, в условиях которых происходит развитие творческой личности, готовой самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность в кризисных ситуациях современности. В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики Российской Федерации является создание условий для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей детей, поддержка и развитие детской одаренности. В послании президента РФ Д.А. Медведева от 05.11.2008 была заявлена президентская инициатива «Наша новая школа», одной из позиций которой выступает создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности. Работа с одаренными детьми закреплена нормативными документами: Закон «Об образовании» РФ, Национальная доктрина образования РФ, Федеральная программа «Дети России», подпрограмма «Одаренные дети» (от 13.03.2002). В законодательных и нормативно-правовых документах, принятых за последние годы Правительством Российской Федерации, сформулирована стратегическая задача образования в России – проектирование системы образования, направленной на развитие и поддержку одаренности ребенка, начиная с дошкольного возраста.

Приведем текст Письма Правительства СО руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования «Об организации системной работы с одаренными детьми» (от 27.02.2012)

 

В настоящее время выявление, поддержка и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России, посколь­ку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, региона, страны в целом.

Миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.

Указанные меры определены в качестве приоритетов национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», легли в основу Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной 3 апреля 2012 года № Пр-827 Президентом Российской Федерации, а также зафиксированы поручением Президента РФ в Указе от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Педагогическое сообщество Свердловской области имеет серьезный опыткомплексной работы с одаренными детьми в рамках областных образовательных проектов: ежегодный областной фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» и фестиваль детского и юношеского творчества «Майская радуга»,

Вместе с тем, реалии сегодняшнего дня требуют актуализировать и систематизировать работу по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей на всех уровнях, в первую очередь: школьном и муниципальном.

Для организации оснований и адресности в работе с одаренными детьми в ближайшее время необходимо:

1. Сформировать перечни наиболее значимых мероприятий на уровне муниципалитета, школы с учетом мероприятий федерального, регионального значений.

2. Создать на уровне каждого образовательного учреждения и муниципалитета в целом персонифицированные базы данных по детям–участникам значимых мероприятий международного, всероссийского, регионального, муниципального и школьного уровней, а также разносторонне проявивших себя в учебной и внеурочной деятельности.

3. С учетом определенных перечней мероприятий сформировать муниципальные, школьные планы работ (комплексы мер) по выявлению и развитию одаренных детей. Указанные планы в обязательном порядке должны включать:

- выстраивание межведомственного взаимодействия по созданию условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей;

- проведение организационных совещаний, педагогических советов по вопросам определения специфичных для конкретных условий территории и эффективных механизмов, направленных на выявление и развитие одаренных детей;

- организацию работы по изменению деятельности педагогов-предметников в части выполнения условий реализации основной образовательной программы по обеспечению в ходе образовательного процесса возможности развития личности обучающихся, их способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых детей через организацию учебной и внеучебной деятельности, различные формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, национальные образовательные программы и т.д.);

- создание научных обществ учащихся, в том числе при поддержке и сопровождении Уральского отделения Российской академии наук, учреждений высшего профессионального образования (примерное положение о создании научных обществ учащихся прилагается).

4. Провести анализ работы образовательных учреждений повышенного статуса (гимназии, лицеи) на предмет качества получаемого образования, результативности участия обучающихся в мероприятиях международного, всероссийского, регионального, муниципального уровней) и при необходимости внести изменения в программу деятельности образовательного учреждения.

5. Внести необходимые изменения в критерии оценки эффективности деятельности педагогов при определении размера стимулирующей части в системе оплаты труда, на уровне муниципального образования – в критерии эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений при принятии решения о премировании.

6. Внести изменения в систему организации летнего отдыха и занятости детей – спланировать организацию тематических смен по сопровождению одаренных детей в рамках многопрофильных летних школ на базе пришкольных и загородных оздоровительных лагерей.

 

 

Тема 2. Генезис и история становления понятий «детская одаренность», «художественная одаренность»

 

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы, которым она отметила каждого человека. Но очевидно так же и то, что дары эти природа не делит поровну, кого-то награждает щедро, а кого-то обходит стороной. Вопрос происхождения этих различий всегда волновал общество. С древнейших времен дошли до нас мифы, воспевающие незаурядные способности своих героев.

С древнейших же времен объяснение существования выдающихся способностей у отдельных людей было связано с их неземным - божественным происхождением. Этимология самого слова «одаренность» восходит к пониманию «божественного дара». Выдающийся человек, по мнению древних, - счастливый избранник богов («гений» - от латинского «genius» - дух). Платон: поэт творит «не от искусства и знания, а от божественного предопределения и одержимости». Понимание различной меры одаренности проявилась в слове «талант», имевшем менее благородное происхождение (греч. «talanton» - крупная мера золота).

Трактаты о природе гениальности известны со времен Пифагора, Платона, Аристотеля. В них содержится много интересных фактов, наблюдений, выявленных закономерностей. Однако разрабатывались эти учения автономно от образовательной деятельности. Общественное производство в ту пору не требовало узкой специализации, а следовательно, социально-педагогическая практика не интересовалась проблемами ранней диагностики одаренности, ее поддержкой и развитием. Божественная предопределенность, по мнению философов древности, не исключает важности воспитания и образования, но является, все же, делом второстепенным по сравнению с самим божественным даром. В значительной мере к изучению проблемы одаренности и гениальности исследователи, вплоть до 19 века, обращались лишь для выяснения общих философских проблем творчества.

Одна из первых попыток осмысления социальной значимости проблемы одаренности была предпринята испанским врачем Хуаном Уарте, жившим в эпоху Возрождения. Он связывал перспективу возрождения могущества Испанской империи с максимальным использованием на государственной службе особо одаренных людей. Его исследование признаков, по которым можно узнать соответствующее дарование, качеств человека, способного к тем или иным наукам и искусствам, положило начало целому направлению в антропологических науках, получившему впоследствии наименование «дифференциальная психология».

У. Уарте высказал мысль о необходимости создания государственной системы профессионального отбора в соответствии с природным дарованием. Ему принадлежит и одна из первых моделей диагностики одаренности: латентную (потенциальную) одаренность он предлагал выявлять по внешним признакам (форма частей лица, характер волос и т.д.) Впоследствии эта ветвь диагностики была признана тупиковой, и лишь с развитием генетики ученые вновь обратились к этой идее, признав, что внешний облик и особенности психики, в частности, умственная одаренность, далеко не нейтральны по отношению друг к другу.

Идеология Просвещения в 18 веке, основывавшаяся на постулате о первичности опыта в развитии идей и человеческих способностей, породила теорию «чистой доски» («tabula rasa»). Разум человека представлялся «чистой доской»: до соприкосновения с материальным миром человеческая душа – «белая бумага, без всяких знаков и идей». Теоретики этого периода (Дж. Локк, Гельвеций, Д. Дидро, Г. Лейбниц, Р. Декарт) считали, что все люди от природы равны: никакого дара, ни божественного, ни врожденного, не существует - и делали выводы о значимости всеобщего воспитания и образования. Каждый человек может быть развит до самой высокой степени гениальности, все дело в тех условиях, в которых он оказался. При явной радикальности этой точки зрения, она находила своих сторонников не только среди современников, но и в более поздние времена. Один из наиболее значимых выводов, сделанных на основе наблюдений в то время – положение о основополагающей роли эстетического и художественного воспитания в выращивании таланта. Эту идею развивали и русские рационалисты конца 18 века (А.Ф. Бестужев, И.А. Крылов, А.И. Клушин), отводя художественно-эстетическому развитию значимую роль в «оттачивании» памяти, воображения, способности анализировать впечатления и в целом логического мышления.

Вершиной доэкспериментального этапа изучения проблемы одаренности являются труды основоположника немецкой классической философии А. Баумгартена. Он четко сформулировал мысль, ценную для современной педагогической науки: о важности изучения механизмов креативности с целью повышения творческого потенциала каждого человека. Хотя и развивал он эту мысль в границах понимания своего времени, подчеркивая различия между художественным и научным творчеством. Гениальность, по его мнению, это прирожденная способность к созданию образцовых произведений искусства (гений – «аристократ духа», «избранник духа», которого «природа одарила способностью к изящным искусствам»). В науке же даже величайший ум отличается от подражателя или ученика лишь степенью оригинальности, мерой таланта, поэтому даже величайшие достижения науки доступны практически всем. Важно постичь правило, как сотворить оригинальный продукт, в какие условия и состояния надо себя поставить, чтобы создать нечто подобное. Этот вопрос – о механизмах творчества - станет наиболее важной педагогической проблемой конца ХХ века.

Эксперимент и математические методы расчетов пришли в психологию и педагогику немногим более ста лет назад. С середины 19 в. в исследованиях человеческой психики прочно обосновался эксперимент, превратив психологию в науку, что ознаменовало и новый (экспериментальный) этап в изучении проблемы одаренности.

Одним из первых ввел в исследование проблемы одаренности статистический анализ английский ученый Ф. Гальтон. Он обследовал 977 выдающихся людей из 300 семей, и на основе статистики пришел к выводу, что способность к высоким достижениям передается биологическим путем из поколения в поколение, т.е. одаренность не является игрой случая (как считают представители дифференцированной психологии), а передается по наследству. Вывод: необходимо искусственно поддерживать воспроизводство людей, обладающих желательными качествами, и препятствовать воспроизводству больных, умственно отсталых. Эти идеи легли в основу отрасли знаний, получившей название «евгеника» (греч. «eugenes» - «хорошего рода»).

Ф. Гальтон ввел и механизмы математической обработки данных. Он определил формулу расчета интеллекта (100 – нормальный человек, 0 – идиот, 200 – гений), которая легла в основу известной формулы В. Штерна расчета «коэффициента интеллекта» (intelligensce quotient – сокращенно - IQ). Ему принадлежит изобретение метода исчисления коэффициента корреляции о степени случайности связи между двумя различными характеристиками (например, уровнем интеллекта и академической успеваемостью или особенностями внешнего облика и способностями и т.д.) Этот метод был усовершенствован впоследствии английским математиком К. Пирсоном, лег в основу факторного анализа (Ч. Спирсон, Дж. Гилфорд), распространенным в психологии ХХ в. Ф. Гальтоном было введено и понятие «тест» (англ. «проба»), что положило начало современным психодиагностике и психометрии.

Развитие тестологии, выявляющей интеллектуальную одаренность, связано с именем французского психолога А. Бине, получившего вместе с группой ученых своеобразный «социальный заказ» от министерства общественного образования Франции, переходившей в начале ХХ в. ко всеобщему начальному образованию. Для осуществления реформ требовались инструменты отбора детей, неспособных к обучению. В отличие от методик Ф. Гальтона, отбиравших одаренных детей, эти методики создавались для отсева неспособных, А. Бине стремился выявить общие способности к познавательной деятельности. Все задания, включенные в его тестовые батареи, были направлены на выявление конвергентного (однонаправленного, последовательного, логического) мышления. Эти тесты впоследствии были усовершенствованы его последователями (Л. Термен, Р. Мейли, Дж. Равен, Л. Пенроуз, Р. Амтхауэр, Р. Кеттел), причем как средство выявления одаренных детей. На этой же основе разрабатывалась и известная формула IQ.

Ограниченная, суженная трактовка интеллектуальной одаренности существовала долгое время. Интеллект рассматривался как генотипическая установка, стабилизирующаяся в возрасте 8 лет, а IQ, будучи измерен в детском возрасте, выступал долгосрочным показателем интеллектуальной развитости. При этом контраст между универсальностью коэффициента интеллекта и специфичностью индивидуальных личностных проявлений в учебной и других видах деятельности, по мнению последователей этой теории (Г. Мюллер, Э. Торндайк, В. Штерн, Э. Эббингауз), является доказательством тому, что интеллекту нельзя научить. Так, сторонник этой теории Д. Хебб, ввел понятие «генотипический интеллект» (предопределенный, унаследованный), содержание которого развивается под воздействием социально-культурной среды, но при этом предопределяет способность человека ассимилировать и использовать социокультурный опыт.

Поспешное внедрение в массовую практику тестов IQ, созданных для оперативного решения педагогических задач и не отличающихся многосторонностью, привело к их критике, нередко и к отрицанию самой идеи измерения интеллекта. Сам разработчик метода А. Бине, как и многие его последователи, понимал, что судить об умственной одаренности, об интеллекте человека следует не только по тому, что он может сделать на основе следования алгоритму. Одаренность, интеллект проявляются в ситуациях открытия новых (даже только для себя) знаний, в способности к переносу этих знаний в новые ситуации. Но разработанные им методики еще не позволяли выявлять данные качества.

Однако вплоть до середины ХХ в. одаренность определяли исключительно по тестам интеллекта IQ. Это вызывало много споров, было очевидно, что данный показатель мало что говорил о возможностях достижения личностью успехов в жизни и в творческой деятельности.

Изучение интеллектуальной одаренности привели к формированию представлений о том, что научный интеллект стоит выше художественных способностей. Понятие «общая одаренность» стало ассоциироваться с понятием «интеллектуальная одаренность» (Э. Мейман, Д. Фребес, В.М. Экземплярский и др.), в дальнейшем – к противопоставлению интеллекта и творчества или к попыткам их интеграции на новой методологической основе – в рамках ассоциативной психологии (Дж. Гилфорд, В. Локэнфельд, Дж. Рензулли, П. Торренс).

На основе интегративного подхода развивается идея об одаренности как суммарном, интегральном качестве личности, от которого зависит продуктивность деятельности индивида, складывается понятие общей одаренности. Так, В. Штерн считал, что одаренность не ограничивается только интеллектом, но является уровнем и типом реагирования индивида на требования жизни, т.е. мыслил одаренность как возможность высокой адаптации к новым жизненным задачам. Развивая эту мысль, Э. Клапаред полагал, что общую (интегральную) одаренность нельзя оценить на основе стандартизированных испытаний интеллекта. Л. Термен ввел понятие «креативность», которое обозначает не столько интеллект, сколько способность генерировать новые, оригинальные идеи, находить новые, нетрадиционные способы решения проблемных задач (дивергентное мышление). Окончательное разведение понятий «интеллект» и «креативность», а затем их интеграция на новых началах произошло благодаря исследованиям проблем продуктивного мышления западноевропейской и американской психологии (М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, К. Дункер, В. Келлер, К. Коффка, П. Майер, П. Торренс и др.)

Ч. Спирмен в своей теории обосновал положение об объединении всех видов интеллектуальной активности одной фундаментальной функцией (на основе метода корреляционного анализа), т.е. по состоянию развития одних функций можно достаточно уверенно судить об уровне развития других функций, даже если они находятся в латентном (скрытом, непроявленном) состоянии. Жизнь подтверждает эту теорию через универсализм гениев, часто обладающих феноменальной способностью глубоко проникать в различные сферы действительности (Леонардо да Винчи, В.И. Вернадский, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин и т.д.)

Разработка этой идеи реализовалась в мультифакторной теории (Л. Терстоун, И. Торндайк, И. Хаген): умственные способности включают в себя множество специальных, независимых друг от друга факторов, которые имеют тенденцию множиться, выражаясь в различных сторонах способностей, но базируются на некоем «генеральном» факторе (Р. Вернон).

Исследования отечественных и зарубежных специалистов на протяжении всего ХХ века убедительно свидетельствуют о том, что одаренность – интегральное, суммарное свойство личности. В психике выдающихся людей есть некие общие способности, которые универсальны и не связаны с какой-то специальной деятельностью. Специальная одаренность, допускающая ситуацию, что человек одарен в какой-то одной сфере деятельности и практически не пригоден к другой – в природе большая редкость.

В психолого-педагогической литературе сложилось представление об одаренности как качественно своеобразном сочетании способностей, необходимых для успешного выполнения человеком какой-либо деятельности. Именно своеобразное сочетание способностей человека, единство, которое они составляют, - является основой, ядром одаренности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал