![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление предприятием.
20.1. Понятие об управлении. Принципы и методы управления . Управление (менеджмент) – это профессиональная деятельность, направленная на формирование и достижение целей предприятия путем эффективного использования трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов. В отечественной практике слова «управление» и «менеджмент» являются синонимами. Предприятие как социально-экономическая система состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. Управляющая подсистема – это субъект управления, т.е. административно-управленческий персонал предприятия. Управляемая подсистема – это объект управления, т.е. ресурсы предприятия и производственно-хозяйственные процессы. К современной системе управления предъявляются следующие требования: - ориентация на потребности рынка; - наличие информационной системы и использование новейших информационных технологий; - использование современных технических средств в системе управления; -учет рисков; - постоянное стремление к повышению эффективности управления предприятием. В основе организации системы управления лежат следующие основные принципы: - оптимальное сочетание централизации и децентрализации, т.е. рациональное распределение полномочий между уровнями управленческой иерархии; - единоначалие, т.е. предоставление руководителю такой полноты власти, которая необходима для принятия управленческого решения; - коллегиальность предполагает выработку управленческих решений на основе мнений руководителей разного уровня; - сочетание прав, обязанностей и ответственности, т.е. руководитель любого уровня должен иметь определенные права, обязанности и нести ответственность за принятие решения. Управление выполняет следующие функции. 1) Планирование – это процесс определения целей и способов их достижения, т.е. устанавливаются цели и задачи, разрабатывается стратегия, определяются необходимые ресурсы, составляются планы и доводят их до исполнителей. 2) Организация - это процесс создания соответствующей структуры, обеспечение ее всем необходимым для нормальной работы (материалами, оборудованием, помещением, персоналом, денежными средствами и др.), распределение функций между работающими, передача соответствующих полномочий и ответственности. 3) Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей предприятия. Она заключается в том, чтобы активизировать работников предприятия и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей предприятия. На мотивацию оказывает большое влияние потребности личности. Выделяют 5 видов потребностей: - физиологические, т.е. потребности в жилище, одежде, пищи и т.д.; - потребности в безопасности и уверенности в будущем; - социальные потребности – это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо; - потребности в уважении со стороны окружающих, признании; - потребность в самовыражении – это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и роста как личности. 4) Контроль – это качественная и количественная оценка результатов работы предприятия. Он позволяет заблаговременно выявить отклонения от установленных заданий и скорректировать план. Контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его результатам проводится корректировка ранее принятых решений. 5) Координация – это функция, обеспечивающая слаженную и бесперебойную работу предприятия. Для выполнения этой функции используются различенные документальные источники (отчеты, аналитические материалы, докладные записки и т.д.) В результате маневрирования ресурсами обеспечивается непрерывная работа предприятия. Выделяют следующие группы методов управления: - экономические; - организационно-распределительные (административные); - социально-психологические. Экономические методы – это система воздействия на коллектив работников с помощью экономических категорий (санкции, материальное стимулирование, бюджетирование, установление цен и тарифов и т.д.). Организационно-распределительные (административные) это методы прямого воздействия на работников (приказы, постановления, распоряжения, положения, инструкции и т.д.). Социально-психологические методы основаны на использовании социальной психологии – это убеждение, внушение, метод личного примера, психологический климат в коллективе и т.д. Убеждение – это процесс логического обоснования идей, взглядов с целью того, чтобы работник осознал их истинность. Внушение – это способ воздействия на работника, рассчитанный на эмоциональное восприятие сообщений, суждений, концепций без логических доказательств. Метод личного примера предполагает ориентацию работника на какую-либо личность. Например, делай как Петров, Иванов. Психологический климат – это создание в коллективе эмоционального настроя, доброжелательных, товарищеских отношений, уважение и доверие между работниками и т.д.
|