Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мечтаю, представляю себе что-нибудь






Достаточно характерной, часто используемой и хоро­шо помогающей детям и подросткам является также стра­тегия «мечтаю, представляю себе что-нибудь», основан­ная на воображении. Приукрашивая себя и свою жизнь, повышая чувство собственной ценности и уверенности в себе, дети пытаются таким образом установить контроль над окружающим миром, снизить уровень внутренней напряженности и беспокойства, неуверенности в себе, улучшить настроение и самоутвердиться.

Рассказ Любы Д., 7 лет [11]: «Я представляю, что пришла в класс вся в алмазах. Все мальчишки дарят мне цветы, Лена дарит кошелек. Я очень счастлива. Я ем " спикере ". Я ем " баунти ". Я ем бананы и мороженое. Папа едет ко мне в поезде. Он подарит мне розу».

Рассказ Сережи У., 9 лет, по рисунку «Я такой до­вольный, я такой счастливый» [11]: «Это мой менед­жерведет дела компании. Это мои деньги лежат — миллион. Это я сижу в своем офисе. Деньги получаю и решаю свои проблемы, что продать, по какой цене. И развиваю производство. А менеджер мой на бирже все покупает и продает. Сейчас время такое: в фирме ра­ботатьсамое выгодное. По телевизору показываютвсе у них хорошо, хорошие машины, хорошая одежда. Надо копить деньги на перепродаже, это самое выгод­ное. А потом завоевывать свое место в мире. Когда дос­тигну высот, буду делать рекламу на том, что помо­гаю бедным. А потом создам свою партию. Твердо уве­рен в выбранном пути. Доволен, счастливот денег и от того, что такой интересной работой занимаюсь. Начальный бизнес пушу в оборот. Потом на себя буду тратить. Машину куплю, трехкомнатную квартиру. Хорошо буду жить...»

В основе этой стратегии лежит подсознательный ме­ханизм замещения (перевод действий в иной план — из реального мира в мир утешительной фантазии). Всякий раз, когда действительность разочаровывает и возникают тяжелые переживания, человек пытается вернуться в страну фантазий, где можно достичь того, чего он не мо­жет добиться в жизни. В воображении любая мечта — свершившийся факт: ничто не мешает быть где угодно и кем угодно. Уходя от ранящей и пугающей действитель­ности, погружаясь в мир грез и фантазий, и дети, и взрос­лые изживают имеющиеся у них страхи, чувствуют себя смелыми и независимыми.

Дети очень любят рисовать свои мечты и рассказы­вать о них взрослым. В мечтах очень ярко проявляется активность их личности. Это означает, что все действия, производимые ребенком в его мечтах, обусловлены спе­цификой его внутренних состояний, наличием у самого ре­бенка цели. Если внимательно выслушивать и анализи­ровать их спонтанные, идущие изнутри мечты, можно легко войти в мир детской души и с помощью направ­ленного диалога помочь ребенку лучше осознать свои, не всегда осознанные, влечения, страхи и установки. При­веденный ниже диалог психолога с ребенком показыва­ет, как мечта помогает девочке преодолеть свои одино­чество, страх и тревогу.

Ученица 2 класса Оксана Л. сама выбрала для рисо­вания тему «Я мечтаю» и составила по рисунку такой письменный рассказ: «На картине изображено, как мы с Настей едем в Африку. Мы хотим увидеть джунгли, кокосовую пальму и обезьянку».

Психолог: «А зачем вам кокосовые пальмы и обезьян­ка?»Оксана Л.: «Кокосы мы будем есть, а с обезьян­кой — играть и, может быть, заберем ее домой. У меня нет брата и сестры, она будет мне сестрой».— «Зачем тебе нужна сестра? — «Мне нужна сестра для того, чтобы было нескучно, когда никого нет дома, и чтобы вообще было весело. Когда никого нет дома, я чувствую себя очень одинокой и грустной. На душе у меня тре­вожно: вдруг что-нибудь случится с родителями. Я бо­юсь, что кто-то ворвется в дверь, в окно, и мне ка­жется, что вокруг меня летают духи».— «Так зачем же тебе нужна сестра или обезьянка?» — «Когда я с кем-то, мне не страшно...»

Таким образом, воображение у ребенка младшего школьного возраста очень часто выступает как деятель­ность, помогающая достичь терапевтического эффекта. Испытывая трудности в реальной жизни, воспринимая свою личную ситуацию как безысходную, ребенок может уйти в воображаемый мир, расслабиться, освободиться от напряжения. Вместе с тем, каким бы фантастичным по своему сюжету ни было воображение, оно опирается на реальные нормативы социального пространства. Пе­режив в своем воображении добрые или агрессивные по­буждения, ребенок тем самым может осознать и уточ­нить для себя мотивацию своих будущих поступков [70].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал