Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стратегии со средней мерой эффективности
Среди стратегий совладения, обладающих средней мерой эффективности, мы обнаружили, наряду со стратегией «говорю с кем-нибудь» (о которой мы упоминали, рассматривая стратегию «прошу прощения, говорю правду»), еще одну, достаточно частую у детей — «стараюсь забыть об этом». По-видимому, думать о неприятностях для детей не менее опасно, чем их обсуждать. К примеру, думать о том, что ты двоечник. Или о том, что ты сломал телевизор, магнитофон или разбил хрустальную вазочку для варенья. Взрослые в процессе обдумывания подбирают для себя всевозможные оправдания. И такая рационализация снижает для них исходную напряженность. Дети еще не умеют это делать. В этом — еще одно отличие детских стратегий совладания. Обдумывание случившегося детям пока еще не очень помогает. Поэтому они пытаются всеми силами освободить свое сознание от страшных для них образов или травмирующих событий, стараясь забыть, подавить эти воспоминания (78% положительных ответов). Отрицательные переживания могут быть столь травматичными для детской психики, что дети боятся говорить о них вслух или не знают, как об этих образах сказать, как суметь обозначить их точным словом — слов не хватает. Такие переживания легче забыть (подавить их), чем пытаться отреагировать каким-либо другим способом. В первую очередь это относится к страху перед смертью. Рассказ Лены П., 8лет: «В этом сундучке — страшное. И днем, и ночью стараюсь забыть, но никак. Мама знает, но чтоб опять не приснилось — никому не говорю. Это мертвецы. Во сне. Когда приснились — плакала. Они всех съели, и одна только девочка живет. Они мне снятся. Их много там, под землей...» Рассказ Наташи Р., 10 лет: «Мне хочется, чтоб я никогда... но даже не знаю, как сказать это. Яне знаю, как сказать, что я хочу, ведь люди иногда хотят одно, а потом другое. А ведь это плохо. Мне хочется, я не знаю как сказать, ну, например, свободу от ужасов, которые... которые мне снятся. От вампиров». О многих событиях своей жизни дети стараются забыть по настоянию взрослых, которые не позволяют ребенку втянуть себя в разговор на какую-либо неприятную для них тему. Поэтому некоторые вещи дети вынуждены забывать «специально». Рассказ Риты К., 9 лет: «Это собака. У меня ее точно не будет. У меня такая кошка злая, что может ее поцарапать. Имама против. Она не хочет говорить про собак. Она не любит собак. Почему — не знаю. Собака красивая, ласковая, добрая. Не могу рассказывать, тяжело. Забываю про собак, но в глубине души помню. Грустно после разговора стало — потому что я хочу собаку».
|