![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сознательное и бессознательное
Мышонку снился странный сон, Что не мышонок он, а слон, Что в Африку приехал он, В слоновью лег кровать. Григорий Остер Как говорил К. Юнг, сознание подобно пленке на поверхности бессознательного с его неведомыми глубинами. Сознанию свойственна некоторая узость. В каждый конкретный момент времени оно способно работать лишь с ограниченным объемом материала. Все остальное при этом оказывается бессознательным [130]. Анализируя в предыдущей главе эффективные с точки зрения самих детей и, значит, осознаваемые ими стратегии совладения с внутренним напряжением и беспокойством, мы постоянно отмечали, что каждая из них включает, помимо осознанных, бессознательные защитные механизмы. Действительно, трудно понять содержание детской стратегии «смотрю телевизор» без учета подсознательного механизма идентификации, а стратегии «стараюсь забыть» — не касаясь психических автоматизмов подавления и отрицания. В этой главе мы рассмотрим, как дети защищаются от внешней и внутренней опасности не отдавая себе в этом отчета, то есть на уровне их бессознательного. В этом случае в основе такой адаптации к новой реальности лежат внутренние изменения человека (подсознательная обработка поступающей информации), а не изменения во внешней среде или поиск такой среды, которая в этих условиях более благоприятна для функционирования. Проиллюстрируем взаимодействие сознательного и бессознательного уровней психики с помощью примера [75]. Психолог попросил детей нарисовать картинку на тему «Если бы у меня была волшебная палочка, я бы превратилась в...» Ученица 4 класса Оля К. нарисовала «бабочку-человека», рассказала о ней и ответила на вопросы психолога: «Если бы у меня была волшебная палочка, я бы превратилась в бабочку-человека. Звали бы меня Людочка. Я бы жила в бутоне розы. Я бы дружила с мотыльками и бабочками. Меня бы любили за то, что я была веселой и доброй». Психолог: «Почему бы ты превратилась именно в бабочку-человека?» — Оля К.: «Мне нравятся бабочки. Я хочу сохранить свое лицо. Бабочки очень красивые, легкие, беззаботные». — «Ну и что?» — «Уних все бесплатно, и когда хочешь, тогда и ешь. В каждом-каждом цветке есть пыльца». — «Что бы ты ела?» — «Пчелиный мед, сок с деревьев, пыльцу с цветов». — «Но это едят бабочки. А что бы ты ела как человек, ведь ты превратилась в бабочку-человека?» — «Мороженое, арбуз, ягоды. Фрукты. Овощи: огурцы, помидоры, сладкий перец, чеснок, лук, капусту, морковь. Сладости, мясо, макароны, мучное». В этом примере проявляется действие установки — готовности человека совершить определенное действие или реагировать в определенном направлении. Установка возникает при встрече двух факторов: потребности, или внутренней нужды человека в чем либо, — и ситуации, в которой эта потребность может быть удовлетворена. Тема «Если бы у меня была волшебная палочка» явилась в данной ситуации лишь внешним пусковым раздражителем конкретной деятельности ребенка —'рисования. Однако содержание этой деятельности было обусловлено не темой рисунка, а внутренними психическими детерминантами в виде двух разных установок — осознанной и неосознанной. На сознательном уровне готовность превратиться в бабочку была связана с привлекательностью для ребенка ее внешних признаков («бабочки очень красивые, легкие, беззаботные»). Неосознанная установка была спровоцирована скрытым доминантным, существующим помимо сознания, состоянием голода. По-видимому, желание бесплатно и беспрепятственно «есть тогда, когда хочешь» и явилось тем бессознательным психическим стимулом, который определил целостное поведение ребенка. Этот пример иллюстрирует также действие психического защитного механизма идентификации (неосознаваемое отождествление себя с другим, перенос на себя чувств и качеств желаемых, но недоступных). Благодаря идентификации можно изменить свое «Я» таким образом, чтобы оно было лучше приспособлено к социальному окружению. Содержание такого процесса психологической адаптации выражается формулой: конфликт — тревога — защитные реакции. Конфликт выступает как результат несоответствия актуальных потребностей личности условиям и нормам окружающей социальной среды. Следствием же конфликта является состояние тревоги, субъективное переживание которого сигнализирует о нарушении внутреннего равновесия. Разрешение конфликта происходит на бессознательном уровне за счет работы системы психологической защиты. В рассматриваемом нами примере не осознаваемое девочкой внутреннее состояние голода, которое не могло быть удовлетворено в момент рисования в реальности, заставляет ее с помощью фантазии превратиться в бабочку, т. к. бабочки всегда могут поесть — у них, во-первых, «все бесплатно», а во-вторых, «в каждом-каждом цветке есть пыльца». Такое изменение идеального представления о себе частично нейтрализует внутренний дисбаланс и смягчает переживаемый ребенком внутренний конфликт между неосознаваемым желанием и отсутствием возможности его осуществить. Система психических защитных механизмов, выполняющая роль ограждения внутреннего мира человека от информации, которая может разрушить его душевное равновесие, формируется с накоплением жизненного опыта. Она включает в себя входной контроль (цензуру) и несколько форм переработки травмирующей информации, позволяющих убрать или снизить ее травмирующее влияние (отрицание, подавление, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация и др.) Цензура, как страж на посту, инспектирует все поступающее на входы сознания, тщательно контролируя каждое ответное душевное движение, и не пропускает, блокирует опасные сигналы. Таким образом устраняются или сводятся к минимуму отрицательные эмоции, встают барьеры на пути удовлетворения антисоциальных, инстинктивных потребностей, заставляя их искать обходные пути, частичные или символические способы реализации. Как уже отмечалось выше, в защитных процессах участвуют все психические функции, но каждый раз одна из них может доминировать и брать на себя основную часть работы по преобразованию травмирующей информации. Это могут быть восприятие, внимание, память, воображение, мышление, эмоции. Очень важно, что психологическая защита срабатывает автоматически, обуславливая непредставленность в сознании смыслового материала, подвергшегося воздействию защиты, и бессознательность самого защитного процесса. Поскольку общая черта всех видов защиты — их независимость от сознательных желаний и намерений, то наблюдать можно только внешние проявления. В поведении могут появиться немотивированная робость, неуверенность в себе, мнительность или, напротив, демонстративность и неоправданный оптимизм. Бессознательное удивляет, расстраивает и даже ошеломляет нас своими эмоциями, воодушевлением, настроением, обмолвками, сновидениями, фантазиями, видениями, психосоматическими расстройствами. Каждое воздействие бессознательного на поведение и сознание, кроме того, сопровождается физическими явлениями, такими как покраснение, заикание, изменение ритма дыхания, мускульные спазмы, изменение положения тела и т. п. Организация защитного процесса — важная и необходимая составная часть развития личности ребенка. Рассматривая детское развитие как процесс постепенной социализации, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности, А. Фрейд подчеркивала, что шансы ребенка стать здоровым во многом зависят от того, насколько его «Я» способно вынести лишения, то есть преодолеть неудовольствие и быть способным самостоятельно принимать решения, ребенок является незрелым до тех пор, пока его инстинктивные желания и их осуществление разделены между ним и его окружением таким образом, что желания остаются на стороне ребенка, а решения об их удовлетворении или отказе от удовлетворения — на стороне внешнего мира. По мнению А. Фрейд, почти все нормальные элементы детской жизни, такие как жадность, корысть, ревность, желание смерти кому-то, толкают ребенка в направлении десоциальности. Социализация — это защита от этих естественных желаний. Под ее влиянием некоторые инстинктивные желания вытесняются из сознания, другие переходят в свою противоположность или направляются на другие цели. Становление принципа реальности и развитие мыслительных процессов открывает путь для новых механизмов социализации, таких как идентификация и интеллектуализация. Ребенок теперь способен не только подчиняться моральным требованиям своего социального окружения и сам принимать в них участие, но также имеет возможность переоценить нежелательную информацию удобным для себя образом [146]. Единой классификации механизмов психологической защиты до настоящего времени не существует, однако наиболее изученными и общепринятыми являются: отрицание, подавление, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация, отчуждение, замещение, сновидение, сублимация. Анализируя рисунки и рассказы детей младшего школьного возраста, нам удалось, в большей или меньшей степени, зафиксировать действие практически всех перечисленных выше механизмов. Рассмотрим их действие более подробно.
|