![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отрицание
Отрицание — это стремление избежать новой информации, не совместимой со сложившимися представлениями о себе. Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Это как бы барьер, расположенный прямо на входе воспринимающей системы. Он не допускает туда нежелательную информацию, которая при этом необратимо теряется для человека и впоследствии не может быть восстановлена. Таким образом, отрицание приводит к тому, что некоторая информация ни сразу, ни впоследствии не может дойти до сознания. В качестве прототипа отрицания нередко рассматривают сон как выключение из потока внешних событий (не сновидение). Возникая одним из первых в онтогенезе, отрицание предохраняет младенца от перевозбуждения со стороны внешнего мира. Наиболее примитивные формы отрицания: не видение, не слышание — могут реализовываться либо через отвлечение внимания, либо через механизм отрицательных галлюцинаций (такого нарушения зрительного восприятия, когда человек не видит некоторых предметов, находящихся в поле зрения, при нормальном восприятии других). Способность детей отключать произвольное внимание во время бодрствования — следующий (после засыпания) шаг в развитии перцептивного отрицания. Невозможность избежать неприятного события может компенсироваться отрицанием не его самого, а его тревожащего смысла. Эта форма отрицания возникает в возрасте двух лет, когда активно формируется речь. В этом смысле лживость маленьких детей нередко имеет чисто защитную функцию. Итак, при отрицании переориентируется внимание. Его направление меняется так, что человек становится особо невнимательным к тем сферам жизни и граням событий, которые чреваты для него неприятностями. Например, родители могут долго и эмоционально ругать своего ребенка за очередную проделку и вдруг с возмущением обнаружить, что он давно уже «отключился» и ровным счетом «никак» на их нравоучения не реагирует. Зачем переживать, что ты «хулиган» и «не оправдал надежд», если можно этого просто не слышать (не знать) и никакой вины в связи с этим не испытывать! Отрицание может позволить человеку и превентивно (с опережением) отгородиться от травмирующих событий. Таким образом действует, например, страх перед неудачей, когда человек стремится не оказаться в ситуации, в которой он может потерпеть поражение. У многих детей это проявляется в избегании соревнований или в отказе от занятий, в которых он не силен, особенно по сравнению с другими детьми. Стимул для запуска отрицания может быть не только внешним, но и внутренним, когда человек старается о чем-то не думать, отогнать мысли о неприятном. Если в чем-то никак нельзя признаться себе самому, то наилучшим выходом остается, по возможности, не заглядывать в этот страшный и темный угол. Нередко в конце учебного года родители с ужасом узнают, что их ребенку грозит двойка, не только четвертная, но и годовая. И ничего исправить уже нельзя, потому что в журнале стоят одни сплошные двойки. Страх осознать, что он может остаться на второй год, заставляет ребенка игнорировать опасную ситуацию и, скрывая ее от родителей, вести себя так, как будто ничего особенного не происходит. Обобщенная оценка опасности информации производится при ее предварительном целостном восприятии и ее грубой эмоциональной оценке как «назревания че-. го-то нежелательного». Подобная оценка приводит к такой перенастройке внимания, когда детальная информация об этом опасном событии полностью исключается из последующей переработки. Внешне человек либо отгораживается от новых сведений («Это есть, но не для меня»), либо не замечает их, считая, что их нет. Многие дети, прежде чем начать смотреть фильм или читать новую книжку, задают вопрос: «А какой там конец, хороший или плохой?». Если конец плохой — телевизор немедленно переключается на другую программу, а книжка помещается обратно на полку. Избегаются все темы, ситуации, люди, мероприятия, подозреваемые в провоцировании у себя нежелательных эмоций. Так или иначе, но возникает как бы внутренняя эмиграция. Примером такого детского защитного поведения служит прекрасный рассказ Виктора Драгунского «Не пиф! Не паф!», в котором жалостливый Дениска так переделывает считалку про зайца, который вышел погулять: Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает... Прямо в зайчика Не стреляет!!! Не пиф! Не паф! Не ой-ой-ой! Не умирает зайчик мой!!! [34]. Однако включение защиты этого типа провоцируют не только жесткие события. Например, утверждение «я верю» обозначает некоторое особое состояние психики, при котором все, что входит в конфликт с предметом веры, имеет тенденцию не восприниматься. Искренняя и достаточно сильная вера организует такое отношение ко всей поступающей информации, когда, сам того не подозревая, человек подвергает ее тщательной предварительной сортировке, отбирая только то, что служит сохранению веры. Вера имеет тенденцию к значительно большей универсальности и категоричности, чем понимание. Когда вера во что-то уже есть — для новой относительно того же нет места, если только сначала не преодолена или не ослаблена первая. Существующее убеждение, определившее веру, как правило, мешает человеку даже рассматривать новую. Он отвергает новые идеи, часто и не пытаясь дать такому своему поведению рациональное объяснение. Любое покушение на объект почитания вызывает такую же реакцию со стороны личности, как если бы речь шла о покушении на ее жизнь. И здесь речь идет не только о вере как религиозном феномене. Феномен «я верю» как особое состояние психики мы можем наблюдать в рамках массовой молодежной субкультуры, когда приверженцы определенных музыкальных стилей и направлений, кумиры молодежной моды, притягивая к себе внимание подростков, заставляют их отрицать все то, что идет вразрез с модными тенденциями, например, все, что было дорого их родителям или даже имеет общечеловеческую ценность. Важно отметить, что в отличие от других защитных механизмов отрицание осуществляет селекцию сведений, а не трансформацию их из неприемлемых в приемлемые. Кроме того, отрицание часто является реакцией на внешнюю опасность. (Пример проявления отрицания в комплексе с другими защитными подсознательными механизмами у восьмилетнего мальчика Вани Д. приведен в главе 6).
|