![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проекция. Никто не издал ни звука.
Встретились Бяка и Бука. Никто не издал ни звука. Никто не подал и знака – Молчали Бука и Бяка.
И Бука Думал со скукой: «Чего он так смотрит — букой!» А Бяка думал: «Однако, Какой он ужасный Бяка...» Борис Заходер Проекция — механизм психологической защиты, связанный с бессознательным переносом собственных неприемлемых чувств, желаний и стремлений на другое лицо. В его основе лежит неосознаваемое отвержение своих переживаний, сомнений, установок и приписывание их другим людям с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я», на окружающий мир. Субъективно проекция переживается как отношение, направленное на ребенка от кого-то другого, тогда как дело обстоит как раз наоборот. Рассказ ученицы 1 класса Вики Е. на тему «Я ужасно рассердилась»: «Мальчики со всеми играют, а меня не принимают. Мальчики играют в мяч, всех пускают, а меня не пускают. Я на них рассердилась. Я стояла и прыгала. Меня задевал мяч, я им мешала. Они меня не взяли. Наверное, они были злые». В этом примере проекция как механизм защиты приводит к тому, что девочка, питавшая неоправданные ожидания по отношению к окружающим людям, превращается в жертву пренебрежения с их стороны, зато освобождается от чувства вины. Мальчики не хотят играть с Викой, и это, конечно, их право — самим решать, с кем играть. Девочка не может с этим смириться, испытывает гнев и разрушает игру мальчиков. Подсознательный механизм проекции позволяет ей разрешить внутреннее напряжение, приписывая переживаемую эмоцию и проявившееся агрессивное поведение ни в чем не повинным мальчикам, снижая тем самым их привлекательность для девочки («наверное, они были злые»). Такой способ защиты может быть устойчивым, вести к изменению характера и нередко сохраняться у человека на протяжении всей жизни. Впервые термин «проекция» ввел Фрейд [112], понимая ее как приписывание другим людям того, в чем человек не расположен себе сознаться. Это — неявное уподобление окружающих людей себе, своему внутреннему миру. Обнаруживаясь в раннем детстве, проекция часто выступает как подсознательный механизм защиты и у взрослых. Ее проявления общеизвестны. Ребенок, который ленится, систематически не учит уроки и получает двойку за двойкой, утверждает, что учительница к нему придирается, а родители не помогают готовить домашние задания. Драчун уверяет, что его толкнули, и лишь поэтому он был вынужден ввязаться в драку. Девочка, страстно желающая быть в центре внимания и завоевать симпатию всех одноклассников, может внезапно охладеть к своей близкой подруге, считая, что та «специально» переключает внимание мальчиков на себя. Понимание существа проекции позволяет уяснить, почему приписывание одним человеком каких-либо неблаговидных поступков или свойств другому нередко оборачивается саморазоблачением. Рассказ на тему «Если бы у меня была волшебная палочка, я бы превратилась в...» ученицы 3 класса Юли Д. [75]: «Я бы превратилась в кошку Юлию. Жила бы в подполе с кошками обыкновенными». Психолог: «Зачем тебе превращаться именно в эту кошку?» — Юля Д.: «Потому что эта кошка мне нравится». — «Чем нравится?» — «Потому что она очень красивая, и ласковая, и очень жадная». — «Почему именно в жадную кошку ты бы хотела превратиться?» — «Чтобы у меня все было хорошее и не тронута была вся моя еда. Я бы была богатой. Чтобы все мне поклонялись. Чтобы я была королевой кошек. Чтобы я жила не в подполе, а в замке. Потому что в подполе плохо кормят».— «Кем ты будешь работать, когда вырастешь?» — «Я буду представителем фирмы». Проекция как перенос на внешний объект собственных свойств и состояний осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей человека. В рассматриваемом нами примере ребенок первоначально заявляет, что хочет «превратиться в кошку и жить в подполе с кошками обыкновенными». Таким образом Юля Д. демонстрирует социально одобряемый вариант своих отношений с окружающими, основанный на принципе равенства детей в классе. Однако в ходе диалога, обсуждая не свои, человеческие, а чужие, «кошачьи», качества, девочка обнаруживает истинный круг своих ценностей, несомненно, вынесенный ею из семьи: «быть богатой», «быть королевой кошек, чтобы все поклонялись», «быть жадной», «чтоб не тронута была вся еда». В этом проявляется желание ребенка быть в центре внимания, стремление к независимости и лидерству. Другие дети такие ценности, естественно, могут и не принять. Обеспечить безопасность, не уронить себя в глазах окружающих девочке помогает подсознательное проецирование социально неприемлемых для личности потребностей и чувств на внешний объект — кошку Юлию. Отметим, что обычно для девочек идентификация с кошкой является исключительно положительной, отражая разнообразные мотивы выбора: быть полезной, привлекательной, любимой, ловкой, находиться в безопасности [67]. Следы проекции обнаруживаются в тот момент, когда, столкнувшись с собственным неблаговидным поступком или нежелательным качеством, человек частично урезает информацию об этом, не сознавая, что это — его собственный поступок, его личное качество. Пропуская в сознание информацию о существовании неблагоприятного факта как такового, человек меняет его принадлежность — относит его не к себе, а к другому лицу или объекту, дополняя (изменяя) тем самым вытесненную часть информации. Как бы ни был сам человек неправ, он готов винить всех, кроме самого себя. Заявляет, что его не любят, хотя в действительности не любит сам; упрекает других в своих собственных ошибках и недостатках. Девочка 7лет, Саша И., на рисунке «Я переживаю» изобразила членов своей семьи, сидящих за круглым кухонным столом, — папу, маму, брата и кота, а также себя, шествующую от стола к двери с гордо поднятой головой, и описала этот рисунок так [11]: «Папа говорит: " Ешь некрасиво, ешь не так! ". Я обиделась и ушла. Тяжело на душе, переживаю: нечестно, что я не могу сказать папе, что и он плохо ест. Почему я его ни в чем не могу обвинить?». За обедом папа сделал дочке замечание, сказав, что она не умеет есть как следует. Факт того, что за столом не соблюдается «культура еды», девочкой осознается. Однако, подсознательно используя проекцию, так хочется изменить его принадлежность и отнести к папе, обвинив его именно в том, за что он ругает дочку, сказать, что это папа «плохо ест». На другое фантазии не хватает, таков уж он, механизм проекции. При реализации проекции личность сдвигает границы своего «Я», осознание которых позволяет ей переживать свою нетождественность с окружающим миром. Границы «Я» сжимаются, удерживая внутри себя только положительные личностные качества. Тем самым создаются условия для отвержения неприемлемых аспектов образа «Я» и возникновения ощущения того, что они как бы принадлежат другому. В противоположном случае, когда объем «Я» расширяется, становится возможным «захват» другой личности, с ее привлекательными качествами, и тогда за свое принимается то, что принадлежит другому (подсознательный механизм идентификации). Обе эти формы защиты связаны с вторжением одного «Я» в «пространство» другого. При этом проекция, как форма защиты, с целью ослабления чувства вины приписывает собственные пороки и слабости — другим. За счет сужения границ «Я» это позволяет личности относиться к внутренним проблемам так, как если бы они происходили снаружи, и изживать неудовольствие так, как будто оно пришло извне, а не обусловлено внутренними причинами. А если «враг» снаружи, а не внутри, то к нему можно применить более радикальные и эффективные способы наказания, используемые обычно по отношению к внешним «вредностям», а не щадящие, более приемлемые — по отношению к себе. «Внешнего врага» стыдить, ругать и высмеивать намного легче, чем самого себя. Психолог на уроке прочла детям стихотворение петербургской поэтессы Галины Новицкой и попросила их нарисовать картинки к этому стихотворению: Дремлют окна, Дремлют двери, Спят находки, Спят потери. Только дырка На чулке Все вздыхает В уголке... Ученица 5 класса Кристина М., 10 лет, нарисовала чулок с дыркой. С помощью вопросов психолога она написала по рисунку следующий рассказ: «На моем рисунке дышит чулок с дыркой. Он устал из-за того, что порвался и испортился. А порвался он потому, что его растянули и повесили на веревку. Повесил этот чулок мальчик по имени Леня. Он подумал, что Новый год, и повесил чулок, чтоб Дед Мороз положил подарок. Дед Мороз подарок положил, а подарок упал. Утром мальчик проснулся и увидел, что подарок лежит на полу. Мальчик подумал, что Дед Мороз плохо к нему относится — подарок-то валяется! Он подумал: " Что я натворил? Взял без спроса мамино полотенце для бассейна! У мамы никогда нельзя брать, мама будет ругаться, потому что испачкаешь, и полотенце будет мокрое, и загниет! ". Он ведь его положил мокрым в сумку и не хотел стирать, он был ленивым и плохим мальчишкой. С ним может такое случиться каждый день, потому что он никого не слушает и ни на кого не обращает внимания» [32]. Перед нами — детское «неприятное переживание», связанное с испорченной вещью: без спросу взятым маминым полотенцем для бассейна, вовремя не высушенным и не положенным на место. В описанном случае основой для формирования защитной проекции является переживание чувства стыда и вины. Вина приписывается внешнему объекту, «плохому мальчику». Поэтому его можно обвинить, осудить, вволю поругать. Характеристики, которые использует девочка: «ленивый и плохой мальчишка», «с ним может такое случиться каждый день, потому что он никого не слушает и ни на кого не обращает внимания», а также сама очень неординарная ситуация показывают, насколько значимым является чувство вины в ее душе. С другой стороны, признаться в существовании этого чувства, как и в том, что вся эта «страшная» история связана с тобой, никак нельзя — слишком стыдно. Как обычно, проекция оборачивается разоблачением себя, что и имело место в этой истории. В конце работы с рисунком и рассказом на прямой вопрос психолога: «Так это ты брала без спросу полотенце?» — девочка густо покраснела и кивнула. Здесь важно обратить внимание на то, что человек с преобладанием защиты по типу проекции видит в других прежде всего самого себя. Вследствие проекции информация о себе трансформируется таким образом, что не сам человек враждебно настроен, агрессивен, жаден, а другое лицо по отношению к нему. В общем случае можно сказать, что при этом формируется образ врага, а когда некто повсюду видит врагов, у него включается защитный механизм, позволяющий переложить, спроецировать ответственность за собственные промахи и ошибки на «них». Рассказ ученика 5 класса Димы Л. на тему «Меня раздражают люди...»: «Меня раздражают люди, которые очень строго ведут свой предмет. Я злюсь на них, потому что когда выкрикнешь что-нибудь, они напишут замечание. Наверное, они злые, хотят, чтоб их поняли, а объяснить не могут. Потому что добрый может объяснить, а злой — нет. Потому что злой — нервный. Окружающие люди делают их нервными, потому что окружающие задают им очень много вопросов. Злые чувствуют зависть к этим людям, потому что те очень много знают о нервном человеке. Они знают, что он нервный и хотят его раздразнить. Чтоб над ним посмеяться. Чтобы он стал еще нервнее. Для того, чтобы он побегал за ними. Чтобы позабавиться». Психолог: «Значит, ты издеваешься?» — Дима: «Да!» — «Зачем тебе это надо?» — «Побегать!» — «Что тебе это дает?» — «Веселье! Потому что он побегает за мной!» — «Так тебе его не жалко?» — «Чуть-чуть его жалко».— «Только чуть-чуть?» — «Жалко, но хочется повеселиться». Этот рассказ показывает, как легко «злой», склонный к самоутверждению и легко возбудимый мальчик находит себе врага — «злого» и нервного учителя. Дима — мальчик с доминирующим типом личности. Напомним, что в основе трудностей адаптации доминирующих детей, связанных с усвоением норм поведения, лежит сочетание высокой активности, склонности к риску и низкого самоконтроля. Выявленные у Димы доминантность, социальная смелость, неуравновешенность, склонность к риску, недобросовестность, низкая чувствительность, неумение контролировать себя, избыток побуждений как основные личностные свойства провоцируют нарушения дисциплины (выкрикнуть что-нибудь, раздразнить, над другим посмеяться). Если окружающие пытаются противодействовать стремлениям такого ребенка, подавить его независимость, подчинить своим правилам или просто обижаются, акцентируют излишнее внимание на его проделках — неизбежно возникают конфликтные отношения, нередко приобретающие затяжной характер. Расстройство адаптации ребенка проявляется не только в виде реакций активного протеста по отношению к окружающим его «врагам» — взрослым, но и в повышения общей тревожности и напряженности. На этом фоне может возникнуть недоверие к взрослым. При сохранении неблагоприятной ситуации такая защитная реакция становится привычным модусом поведения [4]. Подсознательный механизм проекции нередко проявляется у детей с пониженной самооценкой. Человек с высокой самооценкой, как правило, уверен в себе и не нуждается в непрерывной демонстрации особых достоинств своей персоны. У него нет желания постоянно самоутверждаться. При низкой самооценке, напротив, человек хронически недоволен собой вследствие рассогласования между желаемым и реальным образами «Я». Тогда возникает потребность искать и находить себе недруга: ведь сладко сознавать, что плохое — там, во внешнем, зримом объекте, где можно побеждать, наказывать или уничтожать. Поэтому низкая самооценка, неуверенность в себе — нередко то ключевое звено, которое повышает вероятность возникновения проекции. Такие дети (они имеют низкие значения фактора С по вопроснику Кеттелла) считают, что они хуже других: медленнее делают уроки, хуже соображают, чаще ошибаются. Иногда такая оценка является адекватной, например при низком уровне интеллекта. В других случаях она неадекватна — если дети предъявляют себе завышенные требования. Из приведенных в главе 2 вариантов формирования типа личности ребенка низкая самооценка является характеристикой инфантильных моторно-расторможенных младших школьников. Рассмотрим в этой связи высказывания Эли О., ученицы 4 класса, у которой был диагностирован такой вариант формирования личности. При исследовании по методике Р. Кеттелла у нее обнаружены: неуверенность в себе (С=9), высокая тревожность (О=9), замкнутость (А=3), низкий уровень интеллекта (В=4), недобросовестность (G=4), социальная робость (Н=4). Рассказ Эли и диалог с психологом на тему «Самые главные трудности, которые возникают при взаимодействии с членами семьи»: Эля: «Я дерусь с братом. Ругаюсь с родителями». Психолог: «Что тебя заставляет драться с братом?» — Эля: «Он мешает мне делать уроки...» — «А зачем ему мешать?» — «Потому что он вредный, и я не даю ему играть в компьютер».— «А с родителями из-за чего ругаешься?» — «Мама не помогает мне делать уроки». — «Почему не помогает?» — «Потому что она глупая». Здесь ребенок выступает как жертва плохого отношения к нему со стороны брата, который «мешает делать уроки» и «глупой» мамы, которая уроки делать не помогает. С помощью защитного механизма проекции наличие отрицательных качеств у себя («я не даю ему играть в компьютер», и «я не очень умная, скорее глупая») отвергается. А вот рассказ этой же девочки по уже приведенному ранее стихотворению Г. Новицкой «Дремлют окна, дремлют двери...»: «Янарисовала чулок с дыркой, потому что его легче всего рисовать. Дырка вздыхает. Потому что ее дразнили остальные вещи. Она была вреди-на, мешала всем делать свои дела. Раскидывала вещи: метлу, щетки, чтобы мыть пол. Она раскидывала эти вещи, потому что была грязная и любила грязь. Она была неряхой и хотела, чтобы все были неряхами. Однажды она увидела во дворе драную кошку, и ей захотелось быть такой же, как кот, он ей очень понравился». Этот рисунок наглядно показывает наличие у девочки низкой самооценки и отношения к себе по типу «чем хуже, тем лучше». Наблюдение за Элей на уроках психологии показало, что, несмотря на хорошее отношение к этому уроку и к учителю психологии, девочку характеризует низкое рабочее напряжение: она не хочет работать долго, вдумчиво, детально, старается все сделать побыстрее, кое-как. В рассказе Эля косвенно признает эту свою особенность, объясняя, что стала рисовать чулок именно потому, что такой рисунок был самым легким. В беседе через месяц выяснилось, с чем связано ее желание быть неряхой. Оказывается, брат постоянно обзывает сестру неряхой. Поэтому рассказ про дырку, неряху и вредину, которая всем мешала и которую все дразнили, потому что она любила грязь и раскидывала вещи, оборачивается саморазоблачением. Последний рассказ Эли был на тему «Есть ли у меня человек, которого я ненавижу?»: «Яненавижу одну девочку из нашего класса. Она не нравится мне потому, что она иногда выпендривается (подражает кому-нибудь). Она подражает знаменитым артистам: Пугачевой, Линде и т. д., их движениям, как они двигаются — так она и показывает. Она показывает это парням. Чтобы понравиться им. Парням из нашего класса, им по 10 лет. Это у нее в мечте, в воображении». Внутренние изменения в предцверии полового созревания зарождают у девочек непонятные желания и неожиданные интересы, провоцируют их на странные поступки. Это вызывает страх, заставляющий не только отмежевываться от этих переживаний, но и осуждать их проявление у других. И в этом опять проявляется защитный механизм проекции. Вследствие замкнутости, недоверчивости, неуверенности, тревожности и невысокого уровня интеллекта, проекция становится стереотипным способом защиты, который может сохраниться как черта характера и в зрелые годы. Этот механизм не позволяет трезво оценить свои сильные и слабые стороны. Заставляет видеть вокруг враждебное окружение. Выражать недовольство по отношению к другим. Воспринимать себя как жертву, незаслуженно притесняемую и обиженную. Как можно осуществить в таком случае психологическую коррекцию с детьми? Насколько они способны фиксировать и осознавать неадекватность такого механизма защиты? Для ответа на эти вопросы приведем диалог с учеником 4 класса Кириллом О., 10 лет [77]. По просьбе психолога дети рисовали на тему «Я бы очень хотел наказать...» Кирилл изобразил растрепанный учебник русского языка. Подпись к рисунку была следующей: «Я бы очень хотел наказать учебник русского языка, потому что он мне надоел». Психолог: «Чем надоел?» — Кирилл: «Все время задания надо писать, а я не люблю», — «Почему не любишь?» — «Надо аккуратно писать».— «Ну и что?» — «Аккуратно не получается, а за это ставят плохие отметки. А из них четвертные, годовые». — «А почему учебник в этом виноват, а не мама, папа, учительница? Это ведь они, наверно, хотят, чтобы ты аккуратно писал». Пауза. Ребенок уходит на место, думает, потом возвращается: «Учебник, потому что других нельзя наказывать, а учебник можно».— «Так это учебник, что ли, плохо, неаккуратно пишет? Он-то чем виноват в неаккуратности?» Пауза. Кирилл, подумав: «Наверно, учебник не надо наказывать». — «А себя самого за неаккуратность можно наказать? Как вообще человек себя может сам наказать?» Пауза. Уходит, думает, возвращается без ответа. Психолог: «Может, стоит так себя наказать: заставить выучить урок или заставить себя написать упражнение аккуратно?» — Кирилл: «Какое же это наказание! Если выучу — образование получу. Это не наказание!» — «Ну, тогда иди и подумай, как себя можно наказать». Кирилл идет на место, минут двадцать думает и потом приносит «Список наказаний»: 1) не ходить в школу — не получишь образование, будешь дураком; 2) не есть, что дают, —умрешь с голоду; 3) не ходить гулять; 4) закрыться в пустой комнате и ничего не делать — умрешь со скуки; 5) спрыгнуть с 10 этажа; 6) уронить себе на голову кирпич». Психолог (после обсуждения всех способов наказания): «Так ты понял, кого надо наказывать?» — Кирилл: «Понял». Этот пример показывает, как ребенок неосознанно использует защитный механизм проекции для переноса собственного чувства вины на неодушевленный предмет. Неумение или нежелание писать аккуратно явилось препятствием к получению хороших отметок. Как реакция на фрустрацию возникла агрессия в виде эмоции гнева, направленная на учебник, которого мальчик «очень бы хотел наказать». Механизм проекции избавляет в этом случае Кирилла от чувства вины, приписывая это чувство внешнему объекту. Очевидно, что выбор неодушевленного объекта как виноватого и подлежащего наказанию не случаен. Ребенок прекрасно понимает, что заинтересованных в его учебе взрослых не накажешь. В процессе диалога с психологом постепенно приходит осознание того, что направленность агрессивных эмоций и действий должна быть иной. Это достигается путем активизации процессов эмпатии и идентификации, лежащих в основе способности человека к пониманию других и сопереживанию. Когда Кирилл осознает, что учебник наказан незаслуженно, поскольку никак не виноват в его неаккуратности, гнев исчезает, а на смену приходит постепенное понимание своей вины и принятие ответственности за плохие отметки на себя. По мнению А. Фрейд, использование механизма проекции как способа отрицания собственных ошибок и возложения ответственности за них на какую-то внешнюю силу естественно для маленьких детей в ранний период развития. Существует и другой вариант проекции, позволяющий формировать дружеские привязанности и укреплять отношения с другими людьми, так называемое альтруистическое подчинение. В этом случае кажется, что человек не стремится к достижению личных целей, а растрачивает свою энергию на других, как бы живет их жизнью, в их отраженном свете. На самом деле такой способ поведения позволяет не только косвенно реализовать его собственные скрытые и запретные желания, но и высвободить заторможенную активность и агрессию. Примером такого варианта проекции может служить дружба воспитанного мальчика из «хорошей семьи» с самым главным драчуном класса или борьба лучшей ученицы, отличницы, гордости школы, с учительницей истории, замучившей всех, но только не ее, отличницу, глупыми придирками. При этом мальчик из «хорошей семьи» никогда не сможет позволить себе драться, хамить и прогуливать, как его друг, а девочка-отличница — чего-то требовать лично для себя. Сочетание двух механизмов защиты: проекции и идентификации — в этом случае служит средством передачи своих инстинктивных и запретных желаний другому, для того чтобы удовлетворить эти желания безопасным способом — за счет этого другого [32].
|