![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Замещение
Чтобы выразить все сразу, Кулаком я бью по тазу. Олег Григорьев Замещение — это механизм психологической защиты от неприятной ситуации, в основе которого лежит перенос реакции с недоступного на доступный объект или замена неприемлемого действия — приемлемым. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Для достижения эффекта замена должна быть достаточно близка первично желаемому объекту или результату, чтобы хотя бы отчасти разрешить существующую проблему. Замещение — это та защита, которую все люди (и взрослые, и дети) обязательно используют в повседневной жизни. Так, у многих детей нет возможности не только наказать своих родителей за их проступки или несправедливое поведение, но и просто им противоречить. Поэтому в качестве «громоотвода» в ситуации злости ребенка на родителя может выступить игрушка, домашнее животное или другой ребенок. Капризы, которые нельзя направить на отца (неприемлемый для этого объект), прекрасно могут быть направлены на бабушку — как на объект, для этого вполне приемлемый («вот кто во всем виноват»). Итак, суть замещения состоит в переадресации реакции. Если при наличии какой-либо потребности желаемый путь для ее удовлетворения закрыт, активность человека ищет другой выход для достижения поставленной цели. Защита осуществляется через перенос возбуждения, не способного найти нормальный выход, на другую исполнительную систему. Однако способность человека переориентировать свои поступки с лично не допустимых на допустимые или с социально не одобряемых на одобряемые — ограниченна. Ограничение определяется тем, что наибольшее удовлетворение от действия, которое замещает желаемое, возникает у человека тогда, когда близки мотивы этих действий, т. е. когда они размещены на соседних или близких уровнях мотивационной системы человека. Одна отличница рассказала нам такую историю. Из-за того что у нее по всем предметам были пятерки, ей очень хотелось получить двойку, — чтобы не быть изгоем среди других детей. Но ведь двойку тоже ставят за «дело», за то, что ты ничего не знаешь, не соображаешь или на что-то совсем неспособен. Она, к ее «несчастью», всегда хоть что-то знала, соображала и хоть чуточку была способна. А специально делать ошибки или прикидываться, что ничего не знает, ей совесть не позволяла. Поэтому, если она и получала изредка плохую отметку, то это была тройка. Но все-таки настал тот день, когда ее мечта сбылась — она получила двойку по физкультуре, за метание мячика. И эта двойка была самая настоящая! На тройку надо было метнуть мячик на двадцать метров, а она метнула только на семнадцать! И как ни старалась, дальше метнуть не могла! Учителю физкультуры не оставалось ничего другого, как поставить ей законную двойку в журнал. Нужный эффект был достигнут, теперь можно было всем не кривя душой рассказывать, что и ты — двоечница. Переадресация мотива с интеллектуальной деятельности на физическую позволила девочке хотя бы частично разрешить внутриличностный конфликт («Я — «белая ворона», я — не как все: даже двойку законную не могу получить»). Чувство неполноценности, бессилия, беспомощности, возникающее от невозможности реализовать желаемое, нередко может обернуться стремлением к разрушению и саморазрушению. В стрессовых ситуациях, в обстановке кризиса подобные агрессивные формы замещения учащаются. Однако хорошо известно, что даже скрытая агрессия отравляет человека. Поэтому люди стихийно выработали замещение некоторых ее видов. Когда ребенок швыряет в угол учебник немецкого языка, начинает возмущаться и кричать, что не будет делать это «проклятое домашнее задание», — его агрессия разряжается благодаря мышечному или шумовому эффекту. Все мы неоднократно наблюдали специфические реакции разрядки агрессии: «плюнуть с досады», «топнуть ногой», «ударить кулаком по столу» — или ее перенос на «козла отпущения». Характер поступка при замещении часто совершенно случаен, т. к. для человека важно лишь то, чтобы совершаемое действие было способно обеспечить ему определенную разрядку в ситуации ущемления интересов. Однако если с помощью этой защиты удалось, хотя бы частично, достичь исходной цели — замещение более эффективно. Например, при невозможности ударить обидчика, возникает стремление его оскорбить. Другой распространенный вид замещения наблюдается, когда, исчерпав аргументацию в споре, человек приходит в ярость и срывается на крик. Такие способы поведения мы подробно анализировали, говоря о социально не одобряемых, но эффективных, с точки зрения детей, ко-пинг-стратегиях. Замещение может осуществляться разными способами. Первый способ — замещение одного действия другим. Мальчик не может нарисовать крейсер, и от злости рвет рисунок. Второй способ — замещение действия словом. Девочка боится ударить мальчика и, отойдя подальше, начинает его обзывать. Считается, что при прочих равных условиях замещение одного действия другим эффективнее, чем замещение действия словом. Тем не менее, стандартной формой замещения грубой силы, нацеленной на наказание или оскорбление действием, служат брань и словесные оскорбления. Они используются как предохранительные клапаны для выхода переполняющих человека чувств, предотвращая физическое воздействие. Показано, что у человека, привыкшего решать свои проблемы с помощью грубой силы, запас скверных слов существенно меньше, чем у человека, не склонного к дракам. Человек, которому наступили на мозоль, либо ударит наступившего, либо обругает. Одновременное обращение и к тому и к другому происходит редко. У ребенка, словарный запас которого еще мал, мы нередко можем наблюдать обратное: замену слова — действием. Так, отец и мать маленькой девочки ссорились в ее присутствии. При этом превосходство было на стороне отца, который буквально «забивал» свою жену словами. И вдруг свидетель этого конфликта, девочка, сочувствуя слабой стороне, матери, дала ей такую рекомендацию: «Мама, ты с ним не разговаривай. Ты его — куси...» Надо иметь в виду, что у многих людей правополушарного склада такой вариант замещения возможен и в более зрелом возрасте. Вспоминается ситуация заседания научной лаборатории, на котором девушка, молодой специалист, делала свое первое научное сообщение. Оно получилось несколько путаным, поэтому старшие научные сотрудники буквально забросали ее вопросами и замечаниями. Особенно свирепствовал один из них, его комментарии звучали просто издевательски. Не будучи способной ему ответить и желая во что бы то ни стало заставить его замолчать, девушка схватила толстую монографию и стукнула ею обидчика по голове. Эффект был достигнут... Если невозможно не только побить или обругать обидчика, но даже как-либо обнаружить свое негативное отношение к нему, т. е. изменить характер реакции, то напряжение разряжается заменой мишени: человек направляет свою реакцию на другого человека или предмет. И это — третий способ замещения. Одной из форм замещения этого типа считают замещающую любовь. Одинокий ребенок, с которым никто из сверстников не хочет дружить, дружит со своей морской свинкой или с воображаемым мальчиком, персонажем своей любимой книжки. Замещение может разворачиваться также путем перевода действий в иной план — из реального мира в мир утешительных фантазий. Как известно, человек не только охраняет, но и творит свой внутренний мир, и когда не может достичь желаемого во внешнем мире, то погружается в события, осуществляемые в мире внутреннем, реализуя себя в них. Маленькие дети, которые воспитываются в детском доме, встретив любого незнакомого человека, пришедшего по делу в их детский дом, видят в нем своего отца или мать. Таким образом они пытаются удовлетворить свое неутоленное желание любви, единения, близости. Эта отвлеченная и отчужденная форма любви служит наркотиком, облегчающим боль, вызванную реальностью: одиночеством и обделенностью. Ребенок погружается в мир фантазий, где можно достичь всего, чего он пока еще не может добиться в жизни, когда действительность его разочаровывает. Например, подросток оказался свидетелем того, как хулиганы на улице пристали к женщине. Он хотел вмешаться, но испугался, подумал, что ему тоже попадет. Вот он пришел домой, поел, притушил свет, лег на тахту, надел наушники, включил музыку и представил, как он — сильный и смелый, совсем как Жан-Клод Ван Дамм, — вступает в драку с хулиганами, разбрасывает их в разные стороны и спасает женщину. И она ему говорит: «Большое спасибо Вам, молодой человек. Что бы я без Вас делала...» Уход в мечту, фантазию — типичный вариант защитного поведения детей. Приведем наиболее яркие примеры, иллюстрирующие этот вид замещения. Диалог психолога и ученика 1 класса Коли К. с конформным типом личности по рисунку на тему «Я и мои друзья». На рисунке изображены два мальчика, которые переходят дорогу по зеленому сигналу светофора. Коля: «Я, Филипп и Боря дорогу переходим — собрались гулять».— Психолог: «Так было?» — «Нет, так никогда не гуляли». — «А ты сам дорогу переходишь?» — «Самому переходить очень хочется, а мама не пускает, боится, что меня машина задавит».— «Ты считаешь, что мама права?» — «Права. Самому дорогу нельзя переходить. Я маленький. Мне бежать хочется, а мама удержит». Семилетнему мальчику очень хочется научиться переходить через дорогу самостоятельно. Но мама ему это делать пока не разрешает — боится, что он будет перебегать дорогу перед движущимся транспортом. И вот, с помощью рисунка на совершенно не относящуюся к этой потребности тему «Я и мои друзья», ребенок успешно реализует свой мотив. Не один, а с друзьями, не наобум, а по нужному сигналу светофора, он все-таки переходит дорогу сам, без мамы. Разговор с психологом показывает, что на сознательном уровне мальчик с конформным типом личности, привыкший следовать мнению значимых для себя окружающих, утверждает, что «самому дорогу нельзя переходить», так как он «маленький», ему «бежать хочется» и только мама в такой ситуации «удержит». Однако на подсознательном уровне, посредством фантазии, его скрытая потребность может быть реализована. Еще один пример иллюстрирует проявление защитного механизма замещения с элементами компенсации. Третьеклассники рисовали на тему «Когда очень хочется, но нельзя». Таня Г. описала свой рисунок так: «Мы идем по улице с Ирой. Вдруг какой-то дядька надо мной смеется. А я ему говорю: " Дурак ". Он меня стукает по плечу своим ботинком. А я ему еще раз: " Дурак ". А Ира говорит: " Псих! "». Психолог: «А в жизни ты так можешь?» — Таня: «В жизни так не могу, а хочется. На рисунке могу».— «А когда тебе хочется кого-нибудь обозвать?» — «Хочется обозвать, когда обидно. Например, маму, папу, дедушку, бабушку. Получила пятерку, а пошутила, что двойку. А они стали кричать. Юмора не понимают». Непонимание взрослых и агрессия с их стороны («стали кричать») вызвали у девочки чувство обиды и желание ответить им тем же (наверняка кто-то из них, после ее неудачной шутки, обозвал Таню дурой). Обругать своих родных девочка не могла, однако неудовлетворенная потребность сохранилась. Тема для рисования дала ей прекрасную возможность реализовать эту скрытую потребность. На рисунке были изображены две девочки, изо ртов которых вылетали слова «дурак» и «псих», написанные большими буквами. В данном случае замещение реализовано посредством переноса действия из реального мира в мир фантазии. Это связано с неспособностью ребенка удовлетворить свои желания (отреагировать обиду и выразить агрессию) в реальном мире. Вместе с тем, на рисунке мужчина не только обзывает девочку, но и ударяет ее ботинком по плечу. Ударить его в ответ, даже на рисунке, девочка не способна, и она замещает это невозможное для себя по отношению к взрослому мужчине действие — другим, возможным для нее действием. Рисунок и рассказ на тему «Удивительный случай» ученика 1 класса Олега Ч.: «Когда дул ветер, почувствовал, что подсолнухи говорили со мной. Говорили о хорошем мальчике. Он самый был хороший, самый добрый, с ребятами хорошо говорил». Психолог: «А что бы ты мог сказать подсолнухам?» — Олег: «Мог бы сказать, что я хороший мальчик». Очень замкнутый и одинокий мальчик (которого даже не хотели принимать в первый класс, так как он был плохо готов к школе) испытывает трудности и в учебе, и в общении с детьми. В своей фантазии он наконец находит замещающий объект (подсолнухи), которые не только общаются с ним, но и считают его «хорошим мальчиком», на самом деле умеющим с ребятами «хорошо говорить». Понять, насколько актуальной для Олега является потребность в том, чтобы его считали хорошим, помогает ответ мальчика на вопрос психолога «А что бы ты мог сказать подсолнухам?». Оказывается, что самой важной информацией, которая выносится во внешний мир, является то, что этот мальчик все-таки хороший... Вместе с тем, фантазии иногда могут быть опасными не только для самого ребенка, но и для его близких. Так, если Олегу Ч. не удастся наладить контакт со сверстниками и сравняться с ними в учебе, он может еще глубже уйти в свой внутренний мир, полностью отгородиться от мира внешнего и жить в плену своих иллюзий. Или другой пример — ребенок, родившийся после смерти родного брата или сестры. В психике матери такой ребенок нередко оказывается заменой умершего, и его жизнь может стать очень трудной. В подобных случаях родители умершего ребенка иногда активно формируют деструктивные фантазии, стремясь заместить нежелательную реальность другой — более желательной. Так, Винсент Ван-Гог, родившийся через год после смерти первенца (тоже Винсента), оказался в этой роли. В его семье запрещено было говорить о смерти брата. Аналогично и Сальвадор Дали свои эксцентрические выходки и непонятные окружающим поступки прямо объяснял желанием создать дистанцию с умершим до его рождения братом, тоже Сальвадором, чтобы их не путали. Достаточно распространенным вариантом замещения является также регрессия — перевод поведения в ранние, незрелые, детские формы. В этом случае часто можно наблюдать эгоистическое и безответственное поведение, когда допустимы и капризы, и истерики. Проявляющиеся детские формы демонстративны и призваны замаскировать, заместить, отодвинуть поведение, которое человек в данный момент по каким-то причинам не хочет принимать и осуществлять [108]. Так, после рождения сестренки ее четырехлетний брат, вполне самостоятельный и уважаемый всеми мальчик, умеющий не только ходить, но и прыгать и бегать, который сам ест, сам одевается и, стоя на табуретке, декламирует наизусть почти все стихотворения Чуковского, вдруг в одно мгновение кардинально меняется. Сначала он перестает ходить, начинает ползать и рвет в клочья все свои колготки. Потом отказывается есть сам, требуя, чтобы его кормили с ложечки или, лучше, дали пососать мамину грудь. И наконец, он перестает говорить и начинает сюсюкать, не слезает с рук родителей и беспрестанно капризничает. Известный психолог П. Жане обратил внимание на то, что человек откатывается к ранним, низшим формам поведения, когда не выдерживает напряжения, которого от него требуют высшие, взрослые формы поведения. Например, стремление человека к успеху и самоутверждению, не уравновешенное его физическими или психологическими способностями, нередко может привести к неврастении и уходу в болезнь вследствие невозможности осуществить желаемое. Рассказ восьмилетней третьеклассницы Жанны У. иллюстрирует это положение: «Я мечтаю стать такой же маленькой, какой я была. Не надо делать уроки, не надо мучиться с колами, двойками, тройками. Не надо мучиться жевать, а только соску сосать да валяться в кровати. Так хорошо, когда тебя носят на руках и убаюкивают! Люблю все делать хорошо. А хорошо делать — сил нет. Когда двойку или тройку получу — голова болит. Тогда хочется накрыться одеялом и лежать. Очень переживаю, когда двойки и тройки получаю». Высокие требования, которые Жанна предъявляет к себе («люблю все делать хорошо»), приводят к упадку сил и желанию превратиться в младенца, которому уроки делать не надо. В основе этого желания лежит целый спектр мотивов: потребность в безопасности, материнской защите и спокойствии, в заботе и любви (инфантильные тенденции, признаки депрессии), потребность избегать работы и ответственности. Кроме того, желание снова стать маленьким может быть обусловлено потребностями вызывать восхищение, быть любимым, значимым во взаимоотношениях. Защитный механизм регрессии, позволяющий всегда вернуться к простым и хорошо усвоенным формам поведения, развивается в раннем детстве. Регрессия сдерживает чувство неуверенности в себе и страх неудачи, связанные с проявлением инициативы. Родители нередко поощряют формирование регрессивного поведения, т. к. находятся со своим ребенком в отношениях эмоционального симбиоза и хотят, чтобы он всегда оставался маленьким. Если этот способ поведения станет стереотипным, то во взрослом состоянии человека будет отличать инфантилизм: легкая смена настроения, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, непереносимость одиночества, импульсивность, податливость влиянию окружающих, неумение доводить начатое дело до конца и т. д.
|