![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сублимация
Я взял бумагу и перо, Нарисовал утюг, Порвал листок, швырнул в ведро, В ведре раздался стук. Олег Григорьев Сублимация — это один из высших и наиболее эффективных защитных механизмов человека. Она реализует замещение инстинктивной цели в соответствии с высшими социальными ценностями. Формы замещения разнообразны. У взрослых это не только уход в мечту, но и уход в работу, религию, всевозможные увлечения. У детей к реакциям регрессии и незрелым формам поведения примыкает также замещение с помощью ритуалов и навязчивых действий, которые выступают как комплексы непроизвольных реакций, позволяющих человеку удовлетворить запретное бессознательное желание. По мнению 3. Фрейда, опираясь на сублимацию, человек способен преодолеть воздействие ищущих выхода сексуальных и агрессивных желаний, которые нельзя ни подавить, ни удовлетворить, направив их в другое русло. Защита по этому типу осуществляется путем переориентации сексуального и агрессивного потенциалов человека, реализация которых входит в конфликт с личностными и социальными нормами, в приемлемые и даже поощряемые формы общественной и творческой деятельности. Однако такая переориентация требует принятия или, по крайней мере, знакомства с нормами и ценностями, т. е. с идеальным стандартом, в соответствии с которым сексуальность запрещается, а агрессия объявляется антисоциальной. Понятно, что этот механизм защиты вызревает у детей достаточно поздно. Благодаря такой форме переработки неприемлемой информации асоциальные импульсы как бы меняют свое направление. Замещается не сам объект (неприемлемый на приемлемый), а способ взаимодействия с ним. Наблюдение специфической сублимации у ребенка приводит Г. Л. Бардиер [11]: «На уроке Дима старается быть поближе к Оле, дружелюбно смотрит на нее, хочет сесть с ней за одну парту. Дети сообщают, что он в нее влюбился. Дима не возражает и ждет положительной реакции окружающих. Реакции нет. Сама Оля жалуется, что серьезность его намерений ее настораживает. Приходится переключать внимание детей на другую тему. Дети слушают и обсуждают сказку про лунного человечка, а затем принимаются эти проблемы рисовать. Дима знает, что если очень хочется, можно рисовать что-то другое. К концу урока он гордо приносит свой рисунок, который называется " Кот собирается жениться "». На рисунке Димы была изображена красавица — лиса с длинной косой. Важный кот в турецкой шапочке с пером держал лисичку за руку. Реакция окружающих не дала возможности мальчику ухаживать за Олей, обсуждать свою любовь и строить матримониальные планы. И тогда защита по типу сублимации позволила ему найти новый, адекватный для данной ситуации способ взаимодействия с объектом своего сексуального влечения, peaлизовав его переживания в рисунке как результате творческой деятельности. Рисование, как одна из форм сублимации, позволяет отреагировать инстинктивные импульсы, снижая вероятность их внешних проявлений в социально опасной или неприемлемой форме. В этой связи вспоминается такой случай. Один раз на уроке психологии двое ребят стали перешептываться про «неприличное», хихикая, краснея и пряча глаза. Тем самым они привлекли к себе внимание других детей и помешали учебному процессу. Для того чтобы снять напряжение и разрешить ситуацию, психолог попросила всех желающих нарисовать рисунки на тему «Неприличное», мотивировав это тем, что она плохо понимает, что дети считают неприличным, а что — нет. Свой рисунок на заданную тему ученица 3 класса Надя К. назвала так: «Попа ходит в туалет». Психолог (после «внимательного знакомства» с рисунком под контролем настороженного взгляда девочки) сказала: «Не понимаю, где тут неприличное? Ну, ходит попа в туалет каждый день, и что в этом такого? А ты что чувствовала, когда это рисовала?» — Суммарный ответ Нади был следующим: «Смешно. Стыдно. Радостно — так как смогла нарисовать. Радость — так как обычно нельзя, а тут можно». Почему рисование акта дефекации вызвало у третьеклассницы сначала чувство стыда, а потом — радости? По мнению американского психолога Э. Эриксона, появление стыда у детей связано с возникновением самосознания, ибо стыд предполагает, что субъект выставлен на всеобщее обозрение [80]. Люди могут считать «плохими» те функции кишечника, которые самому ребенку доставляют удовольствие, облегчение. Таким образом, социальное неодобрение повседневных функций формирует у ребенка «внутренние глаза» (стыд за свои «ошибки»): любопытство к акту дефекации и положительные эмоции, с ним связанные. Возможность изобразить и наяву увидеть на картинке тревожащие душу образы привело к освобождению от них. Да, девочка испытывала стыд, когда рисовала, как «попа ходит в туалет», потому что знала, что делать это «обычно нельзя». Однако после того, как учитель снял это табу и девочка нашла в себе силы сделать зримыми для себя самой и для психолога свои запретные, то есть общественно вредные, ненужные и не допустимые к применению фантазии, на смену стыду пришло чувство радости. Нарисовать свои фантазии подчас легче, чем о них рассказать. Рисунок объективизирует внутренний конфликт и создает возможность через него контактировать с окружающими. Нарочито бесстрастное замечание психолога «Не понимаю, где тут неприличное? Ну, ходит попа в туалет каждый день, и что в этом такого?» — позволило понять, что воплощенные в рисунке травмирующие впечатления могут быть восприняты без переживания чувства стыда и вины. Это, кстати, объясняет, почему рисование помогает не только при детских страхах, но и при наркомании, заикании, афазиях. После последнего землетрясения в Армении многих детей, тяжело психически травмированных, удалось адаптировать и вернуть к нормальной жизни, используя рисуночную терапию, при помощи которой дети изживали пережитые кошмары. Сублимация включает в себя замещение не только сексуальных, но и агрессивных импульсов. В широком смысле под агрессией понимают стремление человека непосредственно, без вынужденных задержек и отказов, удовлетворить свой бессознательный импульс и разрядиться на объект. Как известно, агрессивное поведение включает в себя два рода действий: условную агрессию, связанную с самоутверждением, и враждебную, направленную на причинение вреда противнику. В первую очередь сублимируется агрессия, связанная с самоутверждением. Стремление «Я хочу» особенно свойственно детям с доминирующим типом личности. Дети рисовали на тему «Я такой довольный, л такой счастливый». Ученица 3 класса Ира X. с помощью вопросов психолога составила по своему рисунку такой рассказ [11]: «Я выступаю на своем первом спектакле — очень радуюсь и смущаюсь. Я танцую самую красивую Розочку, главную роль. Побаивалась, когда вышла на сцену и начала рассказывать. Чувствовала, что сейчас произойдет что-то удивительное. Необычное началось еще дома, когда мама подкрасила мои волосы, как будто я Мальвина или настоящая актриса. И вот самый счастливый момент — я первый раз выхожу на сцену. Все в зале напряжены, все смотрят с удовольствием, все дарят цветы. Потом я все время об этом вспоминала. Люблю выступать, хотя бы сама с собой. Но в театр не хожу». Ира — девочка с доминирующим типом личности. Такие свойства, как доминантность (независимость, напористость, склонность к самоутверждению), тревожность, напряженность, недобросовестность, а также общительность и склонность к риску, — ведущие в структуре ее личностных свойств. Как мы уже говорили, если таким детям противоречить, они очень легко могут вступить в конфликт с окружающими и пойти на нарушение норм поведения. Так, в другом своем рассказе, «Я и моя мама», Ира X. замечает: «Бабушка — ничего, а мама все время сердится. Мне легче с бабушкой. Мама добрая, но бывает удивительная. Когда я пишу или рисую — говорит, какие ошибки. Зачем говорить? Хочу — как я хочу. Бабушка говорит — ладно, рисуй...» Из этого рассказа видно, насколько важным для девочки является поведение, которое базируется на стремлении «Я хочу». Конечно, такое самоутверждение требует, чтобы его одобряли или хотя бы просто принимали окружающие. Возможность выступить на сцене, сыграть «самую красивую Розочку, главную роль» и заслужить всеобщее признание («все в зале напряжены, все смотрят с удовольствием, все дарят цветы») дает девочке прекрасную возможность сублимации ее внутреннего инстинктивного потенциала. Если верно, что агрессивные импульсы возникают у всех, то социальная среда должна каким-то образом компенсировать человеку усилия, направленные на блокировку агрессивного инстинкта, предоставив ему ряд возможностей отреагировать его в социально приемлемой форме. Поэтому правомерны рекомендации израсходовать эту энергию через переживания, например, с помощью литературных произведений, в кино или в театре. Иногда для разрядки оказываются достаточными символические формы агрессии: ирония, критика другого, насмешка. Однако все перечисленные способы могут быть недостаточно эффективными для разрядки агрессивного импульса. Тогда и приходит на помощь защитный механизм сублимации. Способность большинства людей отвлекаться от первоначальной цели и находить удовлетворение в ином, допустимом с социальной точки зрения, т. е. сублимировать свои влечения, — органична. Важно помнить, что когда нечто, например сексуальная любознательность, сублимируется в стремление к познанию вообще, то оно таким способом избегает вытеснения. Сублимация достаточно часто связана с де-сексуализацией, т. е. с перекачкой избытка сексуальной энергии не только на другой сексуальный объект, но и в иную сферу, обнаруживаясь в увлечении художественной или научной деятельностью. «Любовь и творчество, — записал в своем дневнике М. Пришвин, — требуют от человека выхода из себя, чтобы любить нечто больше себя.» Отметим, что первоначально сексуальную природу чувств, сублимированных в творчество, можно распознать по жажде самопожертвования. Известно, что сублимация пробуждающихся в подростковом возрасте половых инстинктов в различные виды интеллектуальной деятельности и физической активности — надежный путь снижения юношеской гиперсексуальности и повышения творческого потенциала. Однако сублимация не должна быть тотальной, поскольку существенное подавление реальной половой жизни или естественной (нормальной) агрессии не создает благоприятных условий для сублимирования стремлений, т. к. в этом случае активность и способность к эффективным решениям начинают ослабевать. В общем случае сублимация — процесс, ведущий к переориентации реагирования с низших, рефлекторных форм на высшие, произвольно управляемые и способствующие разрядке энергии инстинктов в иных (неинстинктивных) формах поведения. Она включает (в отличие от замещения) перемещение энергии не с одного объекта на другой, а с одной цели на другую, существенно более далекую, а также трансформацию эмоций. На этом пути, благодаря исключительной силе сексуальных побуждений, открывается выход заключенной в них энергии в области, сопутствующие объекту влечения. Это приводит к значительному повышению психической работоспособности в процессе творческой деятельности. Существенно, что если образование идеала «Я» повышает требования человека к себе и провоцирует вытеснение, то сублимация позволяет реализовать эти неприемлемые устремления и обойтись без требующих вытеснения конфликта и тревоги в душе. * * * В этой главе, с помощью рассказов детей младшего школьного возраста, мы проследили за функционированием у них психологических защитных механизмов. Специфика подсознательной защиты состоит в том, что срабатывает она автоматически, обуславливая непредставленность сознанию смыслового материала, подвергшегося защите, и бессознательность самого защитного процесса. Это означает, что дети не отдают себе отчета ни в том, что они защищаются, ни в том, от чего их защищают подсознательные психологические механизмы. По мнению А. Фрейд, организация защитного процесса — важная и необходимая составная часть развития личности ребенка. Ребенок является незрелым до тех пор, пока его инстинктивные желания и их осуществление разделены между ним и его окружением так, что желания остаются на стороне ребенка, а решение об их удовлетворении — на стороне окружения. Шансы ребенка стать здоровым, независимым и ответственным во многом зависят от того, насколько его собственное «Я» способно справиться с внешним и внутренним дискомфортом, т. е. защитить себя и быть способным самостоятельно принимать решения. Благодаря подсознательным защитным процессам одна часть инстинктивных желаний вытесняется, другая — направляется на другие цели. Одни внешние события игнорируются, другие — переоцениваются в нужном для ребенка направлении. Защита позволяет отвергать некоторые стороны своего «Я», приписывать их посторонним лицам или, напротив, дополнять свое «Я» за счет качеств, «захваченных» у других людей. Такое преобразование информации позволяет сохранить устойчивость представлений о мире, о себе и своем месте в мире, чтобы не потерять опоры, ориентиров и самоуважения. Приведенные нами примеры проявления подсознательной защиты у детей позволяют оценить ее как комплексную и целостную. Показано, что в защитных процессах у ребенка обычно участвует не один, а сразу несколько защитных механизмов. Однако их совместное участие предопределяет целостную реакцию на ситуацию с целью более эффективной психологической адаптации. В то же время, каждый из выявленных нами у детей младшего школьного возраста и описанных в этой главе подсознательных защитных механизмов вносит свой особый вклад в организацию защитного процесса. Отрицание предохраняет детей от перевозбуждения со стороны внешнего мира. Переориентирует внимание, в результате чего дети становятся невнимательными к внешним или внутренним стимулам, которые грозят им неприятностями. Это становится возможным за счет целостного восприятия события и его грубой эмоциональной оценки. Такая селекция сведений делает невозможной дальнейшую детальную проработку информации и предотвращает возникновение стойкого дискомфорта. Подавление лежит в основе забывания содержания травмирующей информации, которая уже была пережита. Чаще всего подавляются переживания страха, собственной слабости, сексуальных побуждений, агрессивных намерений против родителей, а также многочисленные детские «хочу». Нередко дети «забывают» по приказу взрослых, которые, защищая свой покой, не позволяют ребенку говорить и даже думать о неприятных и запретных, с их точки зрения, предметах. К вытеснению прибегают в тех случаях, если нечто нельзя игнорировать либо забыть полностью. Типичным для детей является вытеснение страха смерти. В этом случае происходит замена одного предмета страха на другой, — приемлемый с точки зрения детских культурных норм. Благодаря вытеснению, у детей можно наблюдать аффективную черно-белую логику, особенно при оценках взрослых (к примеру, своих родителей). Повышение тревожности, характерное для неполного вытеснения, и высокий уровень тревожности как особенность детей младшего школьного возраста в этом смысле могут иметь в своей основе общие источники — многочисленные более или менее осознанные страхи ребенка. Использование проекций как механизма отрицания собственных желаний и возложения ответственности за них на другую, внешнюю силу естественно для детей в ранний период развития. В основе проекции лежит бессознательное желание сделать свое окружение более понятным, предсказуемым, за счет уподобления его себе самому. Это является следствием многих факторов: слабости и незрелости ребенка, его недоверчивости и подозрительности к окружающим, низкой самооценки. Кроме того, проекция позволяет ребенку обходным путем «заклеймить» свои слабости, приписав их внешнему «врагу». Известно, что если «враг» снаружи, а не внутри, то к нему можно применить более радикальные и эффективные способы наказания, а не щадящие и более приемлемые по отношению к себе. Идентификация — это механизм возвышения себя до другого путем расширения границ собственного «Я». Она позволяет ребенку преодолеть чувство неполноценности, тревоги, изменить «Я» таким образом, чтобы оно было лучше приспособлено к социальному окружению. Являясь одним из механизмов самопознания, идентификация увеличивает способность детей испытывать чувство удовлетворения путем сопричастности с теми, кого они любят, ценят, а также создает основу для развития самоуважения. Имитация и идентификация — необходимые предварительные условия для вступления в мир взрослых, важные механизмы социализации. С их помощью происходит принятие мужской и женской роли, усвоение позиций взрослого. Происходит включение во внутренний мир ребенка норм, ценностей, установок любимых и уважаемых людей, формирование внутреннего идеала (каким ребенок хотел бы быть). Дети начинают не просто подчиняться моральным требованиям, но и принимать непосредственное участие в их реализации. Однако очень долго эта моральная цензура у ребенка слаба и поэтому нуждается в поддержке и опоре со стороны значимого, авторитетного для него лица. Рационализация обеспечивает реализацию потребности в системе разумной ориентации. Ее можно рассматривать как попытку ребенка постфактум создать гармонию между желаемым и реальным и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Оправдательное отношение ребенка к своему поведению и принципам очень часто запускается взрослым, подчеркивающим слабость и неразумность детей. Дети транслируют такие оценки взрослых. В связи с тем что рационализация — это защита на уровне мышления, у детей она еще только формируется. Нередко ребенку достаточно трудно трактовать свое поведение с помощью построения убедительных доводов для оправдания неприемлемых желаний и действий. Формы замещения у детей, так же как и у взрослых, многообразны. Это — перенос действия с недоступного объекта на доступный, замена слова — действием, а действия — словом. Кроме того, у детей можно наблюдать замещающую любовь, уход в мечту и фантазию, регрессию — перевод поведения в ранние, низшие, детские формы. Одним из важных механизмов детской защиты выступает сновидение. Сновидение позволяет выразить сложные чувства в образах и дает ему возможность их пережить, осуществив тем самым замещение реальных ситуаций. Мысль, которой человек наяву страшится или которую не способен додумать, приходит к нему во сне. При этом чем младше ребенок, тем чаще ситуация ему ясна без слов. Сновидение осуществляет возврат к не разрешенным ранее конфликтам. Повторяющиеся сновидения по принципу «последующего овладения» позволяют справиться с теми ситуациями, которые, по мнению 3. Фрейда, первоначально подавили субъекта сильнейшим возбуждением. Сновидения у детей — это также альтернативный путь реализации желаний, которые подавлены внешними многочисленными и внутренними препятствиями. Еще один защитный механизм, сублимация, позволяет ребенку после знакомства с нормами и требованиями общества найти приемлемые выходы для своих сексуальных и агрессивных инстинктов. В следующей главе, обсуждая пять примеров комплексной психологической защиты у детей, мы обратим особое внимание на технологию ее выявления в процессе лонгитюдного (длительного) наблюдения или краткосрочного консультирования родителей ребенка и его самого.
|