Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренняя картина болезни






Я болею, я лежу,

Не гуляю, не хожу.

Надо мной висит, качаясь,

Наш зеленый абажур.

 

Почему я заболел?

Столько надо сделать дел!

Даже маленький котенок

Прибежал и пожалел...1

Болезнь — одна из тех неприятных ситуаций, в кото­рую попадает в течение жизни каждый человек — и ре­бенок, и взрослый. Все люди болеют — одни реже, дру­гие чаще. Болезнь может пройти бесследно, а может за­помниться на всю жизнь. Иногда она производит на человека такое сильное эмоциональное впечатление или наносит столь мощную физическую и психическую травмы, что это становится значимым событием опыта, определяет особенности поведенческих и эмоциональ­ных реакций в течение всей последующей жизни и даже является отправной точкой для формирования отклоне­ний личностных свойств. Спектр возможных изменений психики у заболевших чрезвычайно широк [43, 73]. Это прежде всего негативные эмоциональные реакции, связанные с изменением физического состояния больных: страх, тревога, страдание, гнев, чувство вины, — прояв­ляющиеся на разных стадиях течения болезни и ее лече­ния. Это также невротические и астенические состоя­ния, развившиеся на фоне болезни: плохое настроение или крайняя его изменчивость, раздражительность, сла­бость, повышенная отвлекаемость, трудность сосредото­чения и, как следствие, низкая работоспособность, вя­лость, апатия и общее снижение жизненной активности, как физической, так и психической. Кроме того, болезнь и ее последствия могут вызвать неприятные пережи­вания и внутренние конфликты, которые могут стать причиной изменения социального статуса больного че­ловека. И наконец, результатом болезни могут стать стойкие, иногда трудно преодолимые перестройки всей личности больного, выражающиеся в формировании в условиях болезни аномальных и эгоцентрических уста­новок, защитных и компенсаторных личностных обра­зований, изменений жизненной направленности и са­мосознания.

_______________________________________

1 Отрывок из стихотворения, напечатанного в 60-е годы в жур­нале «Костер». Текст этого чудесного стихотворения запомнился, а вот фамилия мальчика, который его сочинил, к сожалению, в па­мяти не сохранилась.— Прим. авт.

 

Отражение болезни в переживаниях человека носит название внутренней картины болезни. По определению А. Р. Лурия, внутренняя картина болезни — это «...все то, что испытывает и переживает больной, вся масса его ощущений... его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах — весь тот огромный мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических пережива­ний и травм» [63]. Внутренняя картина болезни, таким образом, отличается от зримых ее проявлений (внешней картины болезни). Внешняя картина болезни — это все ее объективные признаки, или симптомы заболевания. Врач может их выявить, когда осматривает больного или использует инструментальные методы исследования (данные анализов, результаты исследования специали­стов). Важно помнить, что внешняя и внутренняя кар­тины болезни в одном случае могут совпадать, в дру­гом — нет. В первом случае и врач фиксирует наличие заболевания, и сам больной чувствует и понимает, что болен. Во втором — врач считает, что пациент болен, а человек отрицает наличие болезни. Или, напротив, врач не находит у человека, пришедшего к нему на прием, никаких признаков заболевания, а сам человек чувст­вует, что с ним что-то не в порядке, что он заболевает, и заболевает серьезно. При этом болезнь, которую обна­руживает у себя человек, может быть как реальной (на­пример, невротические расстройства), так и вообра­жаемой (отражение в.сознании несуществующих забо­леваний).

Как сложное структурированное образование внут­ренняя картина болезни включает в себя по крайней мере четыре уровня отражения болезни в психике больного. Первый, сенситивный, — это уровень ощущения. Сюда относят все болезненные или другие неприятные ощу­щения, которые или исходят из какого-то конкретного местного заболевания («болит нога», «кружится голова», «колет в сердце», «звенит в ушах»), или вызваны общим изменением самочувствия («плохо себя чувствую», «все болит»). Второй уровень, эмоциональный, связан с раз­личными видами реагирования на болезнь, такими, как депрессивный, тревожный, ипохондрический или эйфорический. Третий уровень, интеллектуальный, отражает представления, знания и оценку человеком своей болез­ни. Он является результатом размышлений больного о своем состоянии, конкретном заболевании, о его причи­нах и возможных последствиях («я заболела, так как хо­дила без шапки», «боюсь, что умру»). Четвертый уровень, мотивационный, или волевой, содержит более или менее осознанное отношение больного к своему заболеванию, к изменению своего поведения и образа жизни в услови­ях болезни, а также разную степень желания действо­вать, чтобы вернуть или сохранить свое здоровье («мне надоело быть больной и беспомощной»). Таким образом, внутренняя картина болезни — это целая совокупность психических образов, эмоциональных реакций и отно­шений, переживаний, сомнений, мыслей, стремлений и усилий больного человека, которая и определяет содер­жание его внутреннего мира.

В ситуации болезни как неприятного жизненного со­бытия вступают в действие самые разные защитные ме­ханизмы, позволяющие смягчить ее вредоносное воздей­ствие на психику человека. Это могут быть защитные подсознательные барьеры, позволяющие отрицать (игнорировать) какие-то неприятные аспекты болезни, по­давлять или вытеснять информацию о ее негативных по­следствиях, реализовывать замещающую активность или оправдывать (рационализировать) свою временную бо­лезненную несостоятельность. Образно говоря, такая за­щита — это разнообразные «личные доспехи воина». Также в качестве защитных могут выступить осознан­ные стратегии совладания — разнообразные «маневры воина в бою», реализуемые для победы. Совладание ба­зируется на личностных ресурсах заболевшего человека и на ресурсах окружающей его социальной среды. Если болеть по каким-то причинам выгодно, приятно, че­ловек будет стремиться еще глубже погрузиться в бо­лезнь, замкнуться в своей болезни или даже сделает ее смыслом своего существования. Напротив, установка на преодоление заболевания позволяет мобилизовать резервы своего «Я», осуществить поиск как способов избавления от болезни, так и социальной поддержки. При этом положительное влияние той социальной сре­ды, в которой находится заболевший человек, является для него очень важной защитой. Мама и папа, нахо­дясь рядом с больным ребенком, не только освобождают его от тревоги и страха, но и разделяют с ним боль и страдание. Добрые и умелые врачи с помощью много­численных лечебных процедур избавляют ребенка от бо­лезни и боли, и он снова становится здоровым и весе­лым. Любимые животные, игрушки, книжки, мульт­фильмы отвлекают ребенка от неприятных ощущений и тяжелых переживаний и поэтому тоже положительно влияют на его самочувствие, настроение и течение забо­левания.

В этой главе мы рассмотрим, как здоровые дети, на основе собственного жизненного опыта, представляют свои болезни. Затем переживем вместе с заболевшими детьми помещение в хирургический стационар для об­следования и лечения по поводу острого аппендицита. И, в конце главы, проследим, какой след оставляют дет­ские болезни в памяти ставших взрослыми людей, какие щемящие воспоминаниях о детских болезнях и боли у них сохраняются.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал