![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внутренняя картина болезни
Я болею, я лежу, Не гуляю, не хожу. Надо мной висит, качаясь, Наш зеленый абажур.
Почему я заболел? Столько надо сделать дел! Даже маленький котенок Прибежал и пожалел...1 Болезнь — одна из тех неприятных ситуаций, в которую попадает в течение жизни каждый человек — и ребенок, и взрослый. Все люди болеют — одни реже, другие чаще. Болезнь может пройти бесследно, а может запомниться на всю жизнь. Иногда она производит на человека такое сильное эмоциональное впечатление или наносит столь мощную физическую и психическую травмы, что это становится значимым событием опыта, определяет особенности поведенческих и эмоциональных реакций в течение всей последующей жизни и даже является отправной точкой для формирования отклонений личностных свойств. Спектр возможных изменений психики у заболевших чрезвычайно широк [43, 73]. Это прежде всего негативные эмоциональные реакции, связанные с изменением физического состояния больных: страх, тревога, страдание, гнев, чувство вины, — проявляющиеся на разных стадиях течения болезни и ее лечения. Это также невротические и астенические состояния, развившиеся на фоне болезни: плохое настроение или крайняя его изменчивость, раздражительность, слабость, повышенная отвлекаемость, трудность сосредоточения и, как следствие, низкая работоспособность, вялость, апатия и общее снижение жизненной активности, как физической, так и психической. Кроме того, болезнь и ее последствия могут вызвать неприятные переживания и внутренние конфликты, которые могут стать причиной изменения социального статуса больного человека. И наконец, результатом болезни могут стать стойкие, иногда трудно преодолимые перестройки всей личности больного, выражающиеся в формировании в условиях болезни аномальных и эгоцентрических установок, защитных и компенсаторных личностных образований, изменений жизненной направленности и самосознания. _______________________________________ 1 Отрывок из стихотворения, напечатанного в 60-е годы в журнале «Костер». Текст этого чудесного стихотворения запомнился, а вот фамилия мальчика, который его сочинил, к сожалению, в памяти не сохранилась.— Прим. авт.
Отражение болезни в переживаниях человека носит название внутренней картины болезни. По определению А. Р. Лурия, внутренняя картина болезни — это «...все то, что испытывает и переживает больной, вся масса его ощущений... его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах — весь тот огромный мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм» [63]. Внутренняя картина болезни, таким образом, отличается от зримых ее проявлений (внешней картины болезни). Внешняя картина болезни — это все ее объективные признаки, или симптомы заболевания. Врач может их выявить, когда осматривает больного или использует инструментальные методы исследования (данные анализов, результаты исследования специалистов). Важно помнить, что внешняя и внутренняя картины болезни в одном случае могут совпадать, в другом — нет. В первом случае и врач фиксирует наличие заболевания, и сам больной чувствует и понимает, что болен. Во втором — врач считает, что пациент болен, а человек отрицает наличие болезни. Или, напротив, врач не находит у человека, пришедшего к нему на прием, никаких признаков заболевания, а сам человек чувствует, что с ним что-то не в порядке, что он заболевает, и заболевает серьезно. При этом болезнь, которую обнаруживает у себя человек, может быть как реальной (например, невротические расстройства), так и воображаемой (отражение в.сознании несуществующих заболеваний). Как сложное структурированное образование внутренняя картина болезни включает в себя по крайней мере четыре уровня отражения болезни в психике больного. Первый, сенситивный, — это уровень ощущения. Сюда относят все болезненные или другие неприятные ощущения, которые или исходят из какого-то конкретного местного заболевания («болит нога», «кружится голова», «колет в сердце», «звенит в ушах»), или вызваны общим изменением самочувствия («плохо себя чувствую», «все болит»). Второй уровень, эмоциональный, связан с различными видами реагирования на болезнь, такими, как депрессивный, тревожный, ипохондрический или эйфорический. Третий уровень, интеллектуальный, отражает представления, знания и оценку человеком своей болезни. Он является результатом размышлений больного о своем состоянии, конкретном заболевании, о его причинах и возможных последствиях («я заболела, так как ходила без шапки», «боюсь, что умру»). Четвертый уровень, мотивационный, или волевой, содержит более или менее осознанное отношение больного к своему заболеванию, к изменению своего поведения и образа жизни в условиях болезни, а также разную степень желания действовать, чтобы вернуть или сохранить свое здоровье («мне надоело быть больной и беспомощной»). Таким образом, внутренняя картина болезни — это целая совокупность психических образов, эмоциональных реакций и отношений, переживаний, сомнений, мыслей, стремлений и усилий больного человека, которая и определяет содержание его внутреннего мира. В ситуации болезни как неприятного жизненного события вступают в действие самые разные защитные механизмы, позволяющие смягчить ее вредоносное воздействие на психику человека. Это могут быть защитные подсознательные барьеры, позволяющие отрицать (игнорировать) какие-то неприятные аспекты болезни, подавлять или вытеснять информацию о ее негативных последствиях, реализовывать замещающую активность или оправдывать (рационализировать) свою временную болезненную несостоятельность. Образно говоря, такая защита — это разнообразные «личные доспехи воина». Также в качестве защитных могут выступить осознанные стратегии совладания — разнообразные «маневры воина в бою», реализуемые для победы. Совладание базируется на личностных ресурсах заболевшего человека и на ресурсах окружающей его социальной среды. Если болеть по каким-то причинам выгодно, приятно, человек будет стремиться еще глубже погрузиться в болезнь, замкнуться в своей болезни или даже сделает ее смыслом своего существования. Напротив, установка на преодоление заболевания позволяет мобилизовать резервы своего «Я», осуществить поиск как способов избавления от болезни, так и социальной поддержки. При этом положительное влияние той социальной среды, в которой находится заболевший человек, является для него очень важной защитой. Мама и папа, находясь рядом с больным ребенком, не только освобождают его от тревоги и страха, но и разделяют с ним боль и страдание. Добрые и умелые врачи с помощью многочисленных лечебных процедур избавляют ребенка от болезни и боли, и он снова становится здоровым и веселым. Любимые животные, игрушки, книжки, мультфильмы отвлекают ребенка от неприятных ощущений и тяжелых переживаний и поэтому тоже положительно влияют на его самочувствие, настроение и течение заболевания. В этой главе мы рассмотрим, как здоровые дети, на основе собственного жизненного опыта, представляют свои болезни. Затем переживем вместе с заболевшими детьми помещение в хирургический стационар для обследования и лечения по поводу острого аппендицита. И, в конце главы, проследим, какой след оставляют детские болезни в памяти ставших взрослыми людей, какие щемящие воспоминаниях о детских болезнях и боли у них сохраняются.
|