![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сновидение
Сновидение — это бессознательные действия «Я» в состоянии сна, которые могут сопровождаться эмоциональными переживаниями. Сновидение можно рассматривать как особый вид замещения, посредством которого происходит перенос недоступного действия в иной план — из реального мира в мир сновидений. Подавляя комплекс недоступности, оно аккумулирует энергию в бессознательном, угрожая сознательному миру своим вторжением. Тайное покаяние, угрызения совести, подсознательные страхи приводят к их прорыву в сновидении. Задача сновидения — выразить сложные чувства в картинках и дать человеку возможность их пережить, осуществив тем самым замещение реальных ситуаций. Однако прямо чувства изображены быть не могут. Зрительно представимо только действие, отображающее это чувство. Невозможно изобразить страх, но можно изобразить такое выражение страха, как бегство. Затруднительно показать чувство любви, но демонстрация сближения и ласки — вполне достижима. Поэтому замещающим характером в сновидении обладают действия, разворачивающиеся в его сюжете. Рассказ ученика 3 класса Алеши Б. по рисунку на тему «Сон, который меня взволновал» [11]: «Ночью встал, захотел в туалет. Сходил, потом потянуло к двери — почувствовал запах кладбища. Вдруг понял — в руке у меня мой белый фонарик. Дверь сама собой открылась, я вышел — подали автобус темного цвета, без водителя, без фар. Сел. Подвозит к кладбищу, выхожу, иду по аллее. Захожу за ограду, освещаю фонариком могилу, смотрю — мое имя, фамилия, годы рождения и смерти! Надпись: " Погиб в автокатастрофе! ". Завопил, что-то схватило за горло, почувствовал удушье, стал падать. Боль — проснулся на полу. Чувства: противно, неприятный запах, весь в поту, как будто вышел из бани. Жутко — от могилы своей... Это было в том году, когда мы с дачи приезжали мыться». Психолог: «Ты об этом маме рассказывал?» — Алеша: «Рассказывал. Она говорит — отведу тебя к психологу».— «Что ты чувствуешь, когда об этом рассказываешь?» — «Когда говорю — легче». Центральным эмоциональным переживанием в сновидении, взволновавшем мальчика, является страх собственной смерти. Этот страх выражается через ряд действий и символов. Действия разворачиваются постепенно, усиливая напряжение, порождая предчувствие неизбежности чего-то ужасного, предчувствие конца. Этот конец, смерть, символически представлен в виде кладбища, могилы с именем и фамилией мальчика и даже указанием причины его смерти (гибель в автокатастрофе). И только «пережив» в сновидении собственную смерть, проснувшись от ужаса, осознав, что все это было не на самом деле, выразив увиденное словами и поделившись пережитым со взрослым человеком, ребенок наконец начинает испытывать облегчение. Можно предположить, что к этому сновидению мальчика привели разные причины. Это — отреагирование текущих физиологических ощущений, событий предшествующего дня, контакта со своим прошлым; изнуряющая духота летней предгрозовой ночи в пыльном каменном городе, потное распаренное тело под жарким ватным одеялом, изнурительная поездка с дачи в потоке машин в час пик, страшная картина аварии на перекрестке, смутное предчувствие возможности собственной гибели, страшное воспоминание о гибели в автокатастрофе на Киевском шоссе в прошлом году одноклассницы с папой и мамой... К работе сновидения относится превращение понятий, не зрительных по своей природе, в зрительные образы. При этом специфика замещения в сновидении состоит в том, что события в нем не связаны с реальностью: временем, пространством, необратимостью явлений. Во сне могут присутствовать эпизоды, которые человек не переживал в реальной жизни, внезапные сдвиги во времени и пространстве, изменения возраста; действовать давно умершие люди или фантастические животные. По древнегреческим мифам, крылатый юноша Гипнос, бог сна, был сыном богини ночи Нюкте и братом-близнецом бога смерти — Танатоса. Мысль о смерти, которую человек наяву боится допустить в сознание, приходит во сне, воплощаясь в разные образы. Это становится возможным, поскольку во сне «цензура» ослаблена. Однако полностью она не всегда выключается, поэтому особо травмирующие элементы нуждаются в зашифровывании и маскировке. Так, исполнение желаний, не удовлетворенных в реальной жизни, в сновидениях нередко двупланово: имеет явную форму и скрытое за ней содержание. Всю ночь подсознание работает, сводя воедино намеки, неосознанные ощущения, полученные ранее представления. Путем зашифровывания осуществляется трансляция понятий и эмоций в образы сновидения, скрывающие истинный смысл мотивов и превращающие скрытые желания в невинный по своему содержанию сюжет, с целью обхода «цензуры». Этот результат входит в сюжет сновидения, и видящий его оказывается вовлеченным в ситуацию, где он — активно действующее и переживающее лицо. При этом чем младше ребенок, тем чаще суть ситуации может быть ясна ему без слов. Рассказ Вани Ш., 8 лет, по рисунку на тему «Радостный сон»: «Я такой довольный, я такой счастливый, потому что у меня динозавр. Динозавр большой, хороший, на нем кататься можно. Травоядные динозавры людей не едят, траву едят. Им много еды не надо. В гараже бы он жил, динозаврик». Психолог: «Какие чувства ты сейчас испытываешь?» — Ваня: «Хорошие чувства».— «Тебе сны часто снятся?» — «Мне после Зоологического музея змеи все снятся, а динозавры их топчут!» На рисунке Ваня изобразил мальчика, который ведет за собой на цепочке огромного мощного динозавра — как верного пса. Этот рисунок, как и сон, который был рассказан психологу, на первый взгляд самые обычные. Насмотрелся ребенок фильмов про динозавров и теперь, конечно, мечтает, чтобы у него был собственный динозавр — кто-то мечтает о собаке, а кто-то о динозавре. Однако фраза «травоядные динозавры людей не едят, траву едят» привлекает внимание и сразу наводит на мысль о том, что образ динозавра в качестве спутника жизни появился в сновидении не случайно и таит в себе некий скрытый смысл. Ведь если существует некто, кто людей ест, значит, этот некто может представлять из себя угрозу. От которой надо защищаться. Уточняющие вопросы психолога позволили не только выявить источник страха мальчика, но и прояснить защитную роль травоядного динозавра. Фраза: «Мне после Зоологического музея змеи все снятся, а динозавры их топчут!» — все расставила по своим местам. Ваня — мальчик с инфантильным апатичным типом личности. Его проблемой является сочетание конфликтных личностных установок: с одной стороны, подчиненности, зависимости и уступчивости (Е=1), социальной робости (Н^З), а с другой — склонности к храбрости и риску (F=9). Свойства подчиненности и социальной робости отражают желание мальчика иметь возле себя защитника динозавра. В другом рассказе Вани: «Сон, который повторялся» — проявляется вторая, более мужественная позиция ребенка: «Мы с ребятами, Колей, Димой, сражаемся с Бабой-Ягой и Лешим. Сражаемся и победим. Видел такой сон, когда в садик ходил. Играли там, чтобы поймать Бабу-Ягу — представляли». Психолог: «Ну и как?» — Ваня: «Страшно. Она страшная. Когда побеждали — страшно было. Это снилось много раз. Но каждый раз — побеждал». Это сновидение можно рассматривать как своеобразную регрессию, возврат ребенка к не разрешенному в прошлом конфликту. По наблюдениям 3. Фрейда, некоторые пациенты, испытавшие во время военных действий шок, в своих сновидениях неоднократно воспроизводили те же травматичные переживания или события.1 Фрейд рассматривал эти сновидения как запоздалую попытку «Я» справиться с ситуацией, которая первоначально подавила его сильнейшим возбуждением, и на этой основе сформулировал принцип «последующего овладения». Повторяющиеся сны в этом смысле — особый способ защиты, при помощи которого «Я» пытается сохранить устойчивость и равновесие. Ваня играл в игру про страшную Бабу-Ягу в детском саду. Было страшно. Но, несмотря на этот завладевший его душой страх, он снова и снова в сновидении пытается победить его символическое выражение, Бабу-Ягу, по принципу «последующего овладения». Правда, как всегда, действует этот мальчик не один, а с друзьями: Колей и Димой... _________________________________________ 1 Такие повторные сновидения, содержащие кошмарные сцены пережитого, — один из основных симптомов лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами, например, военнослужащих — участников локальных войн или лиц, пострадавших во время войн, стихийных бедствий, катастроф [5].
Сны позволяют вывести наружу страсти, во сне могут наступить высвобождение, очищение, разрядка до предела сгущенных, захлестывающих, выходящих из-под контроля эмоций, во сне можно реализовать желаемое поведение, самоутвердиться и поверить в себя. По мнению А. Адлера, образы сновидений являются тем средством, при помощи которых индивид, ребенок и взрослый, компенсируя чувство неполноценности, отсутствие самоуважения, стремится к власти, к превосходству над своими собратьями, пытаясь, таким образом, достичь ложного ощущения завершенности. Чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее потребность руководить и подавлять других, и тем сильнее это проявляется в сновидениях [55]. Известно, что лица с ориентацией на социальный успех реализуют в сновидениях достижение желаемого поведения. Тяжелобольные видят сюжеты выздоровления. Острое состояние голода вызывает сны, связанные с употреблением пищи. Алкоголики, переставшие пить, часто видят во сне сцены, связанные с употреблением алкоголя; то же можно сказать и о курильщиках, бросивших курить. Важно подчеркнуть, что реализация в сновидениях осознаваемых и неосознаваемых желаний — это истинное замещение, поскольку переживания, сопровождающие сновидения, могут приводить к нормализации состояния во время бодрствования. Вот пример из коллекции Фрейда. Мальчик по имени Герман подарил своему дяде корзину вишен. Вишни были очень вкусные, но он успел съесть из корзины лишь несколько вишен, о чем, видимо, очень жалел. Утром он проснулся с радостным сообщением: «Герман съел все вишни!» [111]. Многие сновидения детей отражают исполнение их желаний, о чем хорошо сказано в стихотворении О. Дриза [35]: Однажды Энык-Бенык Сказал: — Узнать бы мне, Что старая солонка Увидела во сне?
Какие сны сегодня Платок увидел синий? И что приснилось нашей Двоюродной корзине?
И мама отвечала: — Платок увидел сон, Что с бабушкой-овечкой В горах гуляет он.
Двоюродной корзине Приснилось, что она На свадьбу к тете Иве Ручьем приглашена.
Ну а солонке старой Приснился сон соленый: И море, и кораблик, И берег, весь зеленый.
Вздохнул тихонько Энык: — Понятно, почему Мне снилось, что солонку Я повстречал в Крыму. Разрядка возникшего напряжения и его переориентация наиболее отчетливо обнаруживаются именно в сновидениях детей. Рассказ Лены М., 7 лет, по рисунку на тему «Сон, который повторяется» служит еще одной иллюстрацией нормализации состояния ребенка в процессе реализации желания в сновидении: «Мне приснился котик. Кот лежал на полянке, смотрел на цветочки. У меня Дымка была, в лес убежала. Очень хочу котика. Радость, что сон. Захотелось поиграть. Проснулась, долго вспоминала. А дедушка котиков не любит. Сон часто снится. Котик один и тот же, как Дымка...» Нередко внешние препятствия или внутренние конфликты приводят к подавлению многих детских желаний. Внутренние конфликты детей являются результатом нереализированных стремлений из-за негативного отношения к ним родителей. Пропажа любимого котика Дымки вызвала у ребенка чувство страдания. Отсутствие замены («дедушка котиков не любит») сформировало неудовлетворенную потребность. Явление Дымки в сновидении принесло ребенку радость, и в этом проявилась защитная роль замещения в сновидении («радость, что сон»). Сновидение — это альтернативный путь удовлетворения желаний. Во сне нереализованные желания сортируются, комбинируются и преобразуются в нужном для ребенка направлении таким образом, что последовательность сна дает дополнительное удовлетворение или уменьшение напряжения. При этом не всегда важно, происходит ли удовлетворение в физической и чувственной реальности или во внутренней воображаемой реальности сна, если аккумулированная энергия в достаточной мере разряжается. Такой сон приносит облегчение, особенно когда постоянно думаешь о чем-то и переживаешь, а рассказать об этом некому. Рассказ Вити С., 9 лет, по рисунку на тему «Сон, который меня взволновал» [11]: «Мой дед умер. И через 39 дней он мне приснился. Сказал: " Ты знаешь, что через 40 дней после смерти человек воскресает ". Он приходил прощаться со мной. Потом уехал на машине, а я остался дома. И он сказал: " Прощай". Дед перед воскресением прощался со мной. Я проснулся в 24 часа 15 минут. Значит, сон был 15 минут. Потому что я думаю, что он начался в 24 часа ночи». После смерти деда мальчик увидел его живым в сновидении. Это стало возможным, так как ребенок слышал — на сороковой день умерший человек воскресает. Сновидение убедило ребенка в том, что воскресение возможно, а значит, смерть преодолима, ее не нужно так бояться. Образ воскресшего во сне дедушки, который попрощался со своим внуком и уехал на машине в другую жизнь, принес ребенку внутреннее облегчение, сделал страх смерти менее выраженным и значимым и таким образом привел к эмоциональной стабилизации.
|