Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Болезнь в представлении здоровых детей
У меня печальный вид — Голова моя болит, Я чихаю, я охрип. Что такое? Это — грипп! Не румяный гриб в лесу, А поганый грипп в носу! Сергей Михалков Вспомним, какими болезнями люди болеют в детстве. Самые частые из них — простуды, к ним дети относят грипп, ангину, кашель и насморк или просто больные горло или ухо. Несколько реже встречаются детские инфекционные заболевания: краснуха, ветрянка и корь. Дальше идут травмы (например, переломы руки и ноги, ушибы и сотрясения мозга) и другие болезни, требующие пребывания в больнице с целью обследования или оперативного лечения: гланды и аденоиды, аппендицит, ожоги. Простужаются все дети, инфекционные болезни переносят многие из них, госпитализацию и операцию — единицы. По нашей просьбе ученики 1—5 классов (всего 38 человек) нарисовали картинки на тему «Я и моя болезнь» и составили по ним рассказы. Каждый ребенок рисовал ту болезнь, которой он болел и о которой, поэтому, уже имел представление. Самыми частыми на рисунках были простуды, потом шли инфекционные болезни, реже всего были нарисованы травмы, операции и госпитализация. При этом оказалось, что две трети рисунков содержат один и тот же сюжет: лежит ребенок на кровати и болеет. Я болею, я лежу — вот что оказалось главным. Рассказ Лены А., ученицы 5 класса: «Я болела ангиной. Сильно кашляла и все время лежала на кровати. Было очень скучно. Сидела дома одна, смотрела телевизор и все время пила чай. Очень хотелось в школу. Самое противное, что от кашля было не отстать. С каждым разом встряхивало, и во рту было неприятно». Этот короткий рассказ дает достаточно полную информацию о болезни десятилетней девочки: внешних проявлениях заболевания, особенностях его отражения в психике и о тех изменениях поведения, которые явились либо следствием болезни, либо защитой от нее. Внешнее проявление болезни, ее симптом, — «сильно кашляла». Отражение болезни на уровне ощущения — «от кашля было не отстать», «с каждым разом встряхивало, и во рту было неприятно». Эмоциональный уровень — «очень скучно». Поведенческие изменения как следствие болезни — «лежала», «сидела дома одна», «все время пила». Защитная, отвлекающая от болезни стратегия поведения — «смотрела телевизор». Мотивационный уровень болезни — «хотелось в школу». Заметим, что в этом рассказе отсутствует только интеллектуальная переработка — размышления о природе болезни, ее причинах и следствиях, т. к. это — рассказ ребенка. Для детей интеллектуальная переработка информации (включение мышления) пока еще достаточно трудоемкая деятельность и потому встречается в их рассказах эпизодически. Конечно, на рисунке дети изображали не только себя на кровати, но и градусник под мышкой, таблетки и микстуры на столике у кровати, врача, который пришел из поликлиники, маму, приносящую игрушечного медвежонка и воздушный шарик, собаку, «таскающую» кошку возле кровати, и прочее. То есть, несмотря на то что главным было «Я болею, я лежу» (ощущения, восприятия и эмоциональные впечатления от своего больного «Я»), ребенок отражает в творчестве и характеристики окружающей социальной среды. Причем это окружение могло быть как угрожающим (уколы, горькие таблетки, злые врачи), так и помогающим ребенку (игрушки, родители, добрые врачи). Но все-таки в центре было — «Я болею, я лежу», и такими же основными оказались острые, конкретные и очень определенные психические образы и эмоциональные впечатления, или сенситивный и эмоциональный уровни внутренней картины болезни. Это было связано не только с необычным для ребенка изменением физического состояния, образа своего телесного «Я», но также и с предчувствием смерти. Возникает ощущение угрозы прекращения самого факта собственного существования в физическом (материальном) мире. В отличие от взрослых, ребенок обычно не противопоставляет свое «Я» болезни, не наблюдает за своей болезнью со стороны, не фиксирует холодно и рассудочно ее проявления, «подъемы» и «спады», а сливается с ней и живет в болезни — чувственно и эмоционально. Описывая свою болезнь, дети сначала перечисляют ее внешние проявления, или симптомы (кашель, насморк, рвоту, повышение температуры, отсутствие аппетита, гной в глазах), а потом рассказывают, какие неприятные ощущения вызывает у них болезнь (головокружение, двоение в глазах, тошнота, затруднение дыхания, боль в ушах, голове, горле и прочее). Однако все эти симптомы и неприятные ощущения существовали в рассказах не как принадлежащие болезни, а как принадлежащие самому ребенку. Рассказ Аси Ф., 8лет: «Яболею фарингитом, я кашляю, у меня болит горло, голова, гной в глазах. Я ничего не хочу есть». Когда дети рисовали и описывали простуды, самым ярким моментом в их рассказах были ощущения и эмоциональные впечатления, связанные с физиологическими защитными рефлексами: кашлем, чиханием, тошнотой и рвотой, — которые являются, в то же время, основными симптомами простуды. Не зная до болезни, что это такое, не имея опыта переживания связанных с нею неприятных ощущений, дети тяжело переносили их и четко запечатлевали в памяти. Такие сильные внутренние ощущения ребенок может пережить только при болезни. Именно заболевание позволяет ему накопить новую информацию о своих внутренних особенностях и способах функционировании организма, учит контролировать незнакомые для него физиологические отправления и тем самым сразу делает старше и опытнее. Рассказ Вики X., 7 лет: «Болезнь кашель. Один раз, когда болела, подставляли тазик — рвало, тошнило. Плохо пахло. Живот болел. Страшно, нечем дышать». Рассказ Кристины К., 7лет: «Самое плохое чихать и вычихивать микробов — видеть и ощущать на ладошке». Необычные и неприятные ощущения возникали у детей и в тех случаях, когда в процессе лечения им делали ингаляции, прогревали горло или ставили банки. Рассказ Веры Б., 7 лет: «Это я пью чай горячий, горло болит. Там скатыши, что-то такое. Боль рябит. Голос хрипкий. Неприятное — мама лечит, заставляет пить горячий чай. И когда чихала — скатыши наружу. Мама заставляла, а у меня не получалось, и я глотала». Рассказ Роберта М., 7 лет: «Болезнь кашель. Грею горло над тазом, там трава, дышишь. Я весь потею, это не нравится, весь мокрый. Все потное под одеялом». При детских инфекционных заболеваниях (ветрянке, кори, краснухе) самым впечатляющим для детей оказалось осознание изменения внешнего вида, неприятные ощущения, эмоции и даже мысли по этому поводу. Рассказ Ксюши X., 7 лет: «Моя болезнь ветрянка. Чешется. Неприятно, что пятна. Не нравится, что они на мне». Рассказ Сережи И., 7 лет: «Болезнь краснуха. Посмотрел в зеркало — крапинки. Неприятно, подумал, что не я, а Никита Семенов. Не таким веселым был, грустным. Неприятно, что на лице крапинки». Все эти неприятные ощущения и мысли вызывали у детей целую гамму эмоциональных реакций: интерес, страдание, злость, страх. Все они оказались важным компонентом представлений о болезни. Конечно, самой частой была реакция страха. Страх вызывался необходимостью применения болезненных, незнакомых и поэтому пугающих лечебных процедур (в приведенном ниже рассказе Наташи Ц. есть такие слова: «Когда меня мазали зеленкой, мне было страшно, я кричала») Страх возникал из-за того, что больной ребенок интуитивно чувствовал опасность для жизни, так как действительно очень плохо себя чувствовал («страшно, нечем дышать»). Или потому, что на уровне сознания связывал болезнь со смертью («в детстве внушали — болеть опасно, болезни — смерть»). Иногда переживание страха полностью захватывало психику ребенка, подчиняло себе все его мысли и чувства, не позволяя выйти за пределы этого переживания, осознать его ошибочность и ограниченность. Рассказ Димы Л., 11 лет: «Я болею не знаю чем. Я заснул в постели, и мне приснилась смерть. Я почувствовал страх, потому что было страшно. Было страшно, что я умру. Смерть». Болезнь как нечто отчужденное от ребенка, существующее помимо, независимо от него, присутствовала только на пяти рисунках. На четырех из них был изображен гриб мухомор, сам по себе или рядом с ребенком. Варианты названия — «я болела грибом» или «меня заразил гриб». Можно предположить, что в случае этой болезни ребенку легко было создать ее образ, используя ассоциацию представлений по сходству звучания: «грипп» и «гриб». И поскольку болезнь понятна — болеть ею не страшно и даже интересно («Меня заразил гриб. Я вся зеленая, болею. Все весело и хорошо»). При этом очень часто дети не осознавали причину болезни. Так, например, один первоклассник сообщил нам, что «заболел грибом от любви...» На наш недоуменный вопрос, как такое могло случиться, он пояснил, что заразился «от любимой». Таким образом, зная, что болезнь заразная, ребенок иногда делает совершенно неправильный вывод о причинах заражения. Только в одном случае болезнь была изображена в виде маленького пятнистого человечка, сидящего на кровати рядом с лежащей девочкой. Для того чтобы создать такой образ, девочка должна была во время болезни и после того, как выздоровела, многое пережить, понять, осмыслить и на основе этого, повзрослев, научиться по-новому относиться к своим болезням. Рассказ Наташи Ц., 11 лет: «Уменя по лицу начали появляться прыщи. Мама думала, это диатез и он скоро пройдет, но их стало еще больше, и они пошли по телу. Тогда мы поняли, что это ветрянка. Папа пошел в магазин и купил много зеленки. Вскоре я вся была покрыта зелеными точками, как лягушка. Когда меня мазали зеленкой, мне было страшно, и я кричала. Мне было страшно, потому что я была маленькой, и не понимала, что это будет не больно. Язто вспоминаю, когда заболеваю. Эту болезнь лечат так, что нужно чем-то мазать какую-нибудь часть тела. И когда хочется вспомнить о чем-нибудь смешном и посмеяться, я смеюсь над тем, что я тогда так боялась». Наличие ограничений и запретов и переживания по этому поводу — характерная особенность детских представлений о болезнях. Из их рассказов видно, что положение больного, в которое попадал ребенок, усугублялось ограничением его свободы и необходимостью выполнять множество неприятных требований. Нельзя: бегать босиком, играть, на улицу ходить, гулять с подругой, есть мороженое, беситься и дергать кота за хвост. Надо: лежать, пить горячий чай, вычихивать микробов, глотать таблетки, делать уколы, ставить банки, дышать над тазом, как можно больше потеть. Противиться таким требованиям взрослых очень трудно, хотя дети пытаются и в таком тяжелом положении проявить смекалку и смягчить влияние неприятных, пусть даже и полезных, воздействий. Рассказ Нины С., 9 лет: «Я лежу на кровати, а мне уже поставили банки. И я хочу их скорее снять. И начинаю двигать лопатками. И, слава Богу, они начинают отваливаться. И на душе мне становится радостно». Рассказ Насти Ц., 11 лет: «Я сломала ногу и принимала лекарства. Яне хотела их принимать, потом что они горькие, а мой брат взял мороженое со стола и съел. Я хочу тоже есть мороженое и хочу гулять с подругами, но нельзя. Моя нога очень болела, я не могла спать ночью. Самое больное, что мне запомнилось, — это когда снимали гипс. Когда меня привезли в поликлинику и принесли в кабинет, там было очень много людей в белых халатах с разными нужными инструментами. Во время всей болезни со мной была моя мама. Мама была расстроена, но не хотела, чтобы я расстраивалась и говорила: Скоро ты выздоровеешь и сможешь ходить и гулять "». Запреты и ограничения исходят из социальной среды, чаще всего их проводниками являются взрослые люди: мамы, папы, бабушки или медицинский персонал (врачи и медсестры). Из рассказа видно, что окружающие ребенка люди могут быть как помощниками, так и врагами, обидчиками больного ребенка. Мама девочки была с ней «во время всей болезни, была расстроена, говорила: " Скоро ты выздоровеешь и сможешь ходить и гулять"». Таким образом, она выступала как опора ребенка, разделяла со своей дочкой ее страдания, ободряла, вселяла веру в скорое выздоровление. Напротив, брат, который демонстративно взял со стола мороженое и съел, несомненно запомнился надолго как предатель и обидчик. Он не понимал и не чувствовал, как его сестра страдала («лекарства горькие», «нога очень болела, не могла спать ночью», не говоря уж о том, что ей очень хотелось «есть мороженое и гулять с подругой»). В большинстве рисунков и рассказов настоящими защитниками детей были их мамы и папы, потому что они были рядом с ребенком («рядом были мама и папа»), сопереживали ему («мама расстроилась и папа расстроился»), успокаивали («мама меня успокаивала»), оказывали конкретную помощь («папа пошел в магазин и купил много зеленки») и отвлекали от болезни («мама мне принесла шарики»). Когда рядом с ребенком не было любимых родных людей, болезнь переносилась намного тяжелее («заболел, а папа и мама уехали», «...одиноко без бабушки с мамой одной. Бабушка добрая очень. Бабушка добрее, всегда добрая, а мама — по-всякому»). Медицинские работники воспринимались ребенком как защитники значительно реже. Это во многом зависело от жизненного опыта ребенка, профессионального мастерства врача и его умения обращаться с больными детьми. Рассказ Толи Г., 7 лет: «Мне 3 года, на меня упал большой телевизор, теперь я лежу в больнице. Врачи относятся хорошо, уколы делают не больно, разрешают побегать. Телевизор упал на живот. Там в больнице ничего не надо делать!» Рассказ Вити Ш., 7 лет: «Я забыл, чем болел. В больницу отвезли. В 4 или 3 года. Там порошки давали, лекарства, уколы в попу и в вену. Плохо. Врачи злые. Уколы делали по нескольку раз. В вену не попали, еще раз, еще раз. Когда уколы делали — один день терпел, другой — нет. Не страшно, но больно. Одиноко без бабушки с мамой одной. Бабушка добрая очень. Бабушка добрее, всегда добрая, а мама — по-всякому. Вспоминаю, когда сплю, как меня в больницу отвозили. Самое плохое — врачи злые, боль, и нет бабушки». Эти два рассказа, по сути дела, об одном и том же: маленькие дети попали в больницу, и там им делают уколы. Однако Толе с врачами повезло («Врачи относятся хорошо, уколы делают не больно, разрешают побегать»). А вот Вите нет («Врачи злые. Уколы делали по нескольку раз. В вену не попали, еще раз, еще раз»). Ясно, что после приобретения такого личного опыта отношение к врачам в последующем у этих мальчиков будет кардинально различаться. Конечно, такое восприятие врачей и пребывания в больнице могло быть связано также и с тем, что первому мальчику в больнице в целом было хорошо («врачи разрешают побегать... и ничего не надо делать»), а второму в целом было плохо («...врачи злые, боль, и нет бабушки»). Рисунки и рассказы детей позволяют проследить, какие способы защиты дети применяют для ограждения сферы сознания от неприятных, травмирующих их личность переживаний. Для иллюстрации действия подсознательных защитных механизмов рассмотрим два примера. Первый из них касается вытеснения, проекции 0 отрицания [32]. Ученик 1 класса Ваня Д. сделал рисунок к стихотворению, напечатанному в журнале «Костер», которое ему прочла психолог. В стихотворении речь шла о заболевшем мальчике и о котенке, который пришел его «пожалеть». На рисунке Вани Д. больной мальчик лежал на диване, свесив руку. По спинке дивана шел кот. Однако присутствовало и еще одно действующее лицо, которого вовсе не было в стихотворении, — доктор. Доктор сидел на стуле возле дивана и держал в каждой руке огромный шприц с иглой. Приводим диалог мальчика с психологом по этому рисунку. Ваня Д.: «Мальчик заболел. Ему плохо, потому что нельзя выйти погулять и в школу он не может».— Психолог (показывая на доктора): «А это кто?».— «Доктор, чтобы мальчик скорее вылечился».— «Как мальчик относится к этому доктору, что он думает и чувствует?» — «Мальчик его не боится».— «А что этот доктор будет делать?» — «Доктор будет делать укол».— «Так что же, мальчик не боится укола?» — «Мальчик не будет видеть этого, он спит. Он спит и не проснется». Из этого диалога видно, что мальчик заболел, он плохо себя чувствует и теперь ему нельзя гулять. Однако основное переживание первоклассника связано не с этими очевидными и без труда предъявляемыми фактами, а с наличием вытесненной ранее, но потенциально тревожной информации о том, что доктор может сделать укол. В стихотворении ничего не говорится про доктора и про уколы. Однако на рисунке появляется доктор с важной функцией «чтобы мальчик вылечился», и это, конечно, не может быть простой случайностью. Ваня Д. переносит (проецирует) подсознательное чувство страха на мальчика на рисунке и, в то же время, старается этого мальчика от опасности защитить. С помощью погружения мальчика в сон (отрицания) Ваня отгораживает его от неприятных сведений («мальчик не будет видеть этого, он спит») и полностью исключает всякую возможность, что они будут когда-либо восприняты («он спит и не проснется»). Таким образом, мы видим, что у Вани существует неосознаваемый страх уколов и врачей, с которыми эти уколы связаны, а также то, как действие подсознательных механизмов психики позволяет ему защититься от этих неприятных для него переживаний. Второй пример иллюстрирует проявление защиты по типу рационализации [32]. Ученик 1 класса Даня X. сделал рисунок на тему: «Я и моя болезнь». Приводим диалог мальчика с психологом по этому рисунку. Даня: «Я заболел, заразился гриппом. Мне хотят сделать укол большим шприцем и маленьким, так как я заболел кашлем и горлом. Больно, щекотно, неприятно, там чешется, и я плачу. Ко мне домой приехал врач. Он злой, активный, быстрый». Психолог: «А почему врач злой?» — Даня: «Так все хорошие доктора уехали к другим детям».— «А ты часто болеешь?» — «Да, но только раз врач был злой. Злой, но лучше всех — сделал укол хорошо и все прошло!». В этом диалоге можно проследить проявление двух способов рационализации: по типу «зеленый виноград» («все хорошие доктора уехали к другим детям») и но типу «сладкий лимон» («злой, но лучше всех — сделал укол хорошо и все прошло!»). Утверждая, что все хорошие доктора уехали к другим детям, мальчик приводит разумное объяснение того, почему ему так не повезло с доктором, и тем самым оправдывает свое внутреннее напряжение, вызванное встречей со «злым» врачом. В то же время для повышения ценности этой встречи и результата лечения, достигнутого благодаря применению «большого шприца и маленького», мальчик использует второй способ рационализации, объясняя, что его «злой врач лучше всех» и уколы свои «делает хорошо». Умея рассуждать таким образом, ребенок достаточно успешно приспосабливается к неприятной для себя ситуации болезни и лечения уколами. Наряду с подсознательными механизмами защиты, в рисунках и рассказах детей можно проследить действие осознанных стратегий совладания, т. е. тех способов преодоления внутреннего дискомфорта, которые каждому конкретному ребенку (в силу его личного жизненного опыта) помогают лучше всего. Как правило, это какие-то конкретные действия или отвлекающее поведение (смотрю телевизор, играю с собакой). Рассказ Ани М., 10 лет: «У меня заболел живот. И я стала ерзать на кровати. Когда я ерзаю, я успокаива юсь, и мне становится легче. Живот перестает болеть». Рассказ Насти М., 8лет: «Умет болит живот, и мама мне принесла шарик. Мама знает, что я очень люблю, когда болею, шарики. Но у меня на душе плохо, даже когда мне приносят шарик». Таким образом, до тех пор пока у маленького ребенка нет собственного опыта встречи с болезнью, с болью, с врачами и лечебными процедурами, — душа его безмятежна, в ней нет беспокойства, тревоги и страха. Какое отношение к болезни сложится в дальнейшем — будет зависеть от первой серьезной ситуации болезни, в которую попадет ребенок и которую он переживет. Особенно опасными для детской психики в этой связи являются госпитализация и оперативное лечение. Рассказ Наташи Р., 12 лет: «Однажды вечером у меня вдруг заболели уши, и я вместе с дедушкой пошла в больницу, потому что все поликлиники были закрыты. И доктор там проткнул мне уши. Когда доктор мне протыкал уши, мне было очень больно и страшно. Врач быстро попал, я не опомнилась, и проткнул. Он был без белого халата. С усами. Он был добрый. Дедушка был испуган и крепко держал меня. Крепко, потому что я могла вырваться и все испортить. Я еще тогда ничего не понимала. Мне было 5 лет». Для этой девочки, которая еще «ничего не понимала», малоприятная для любого человека ситуация рассечения барабанной перепонки разрешилась относительно благополучно. Несмотря на то, что пришлось «протыкать уши» и это «было очень больно и страшно», врач «быстро попал и проткнул», так что ребенок даже «не опомнился». Врач был добрый, с усами и без белого халата. Рядом был дедушка, который не только сопереживал, но и помогал. Он крепко держал свою внучку и, похоже, внушил ей, зачем так надо было поступать: чтобы она, маленькая, не могла вырваться и все испортить. В рассказе Нади Ч. об удалении аденоидов присутствуют совершенно другие эмоциональные компоненты. Рассказ Нади Ч., 11 лет: «Я еще была маленькая, и ходила в старшую группу детского сада. Один раз, в понедельник, меня привезли в больницу, я думала просто так, но нет. Мне должны были удалить аденоиды. В один ужасный день меня повели в операционную, посадили в кресло, завязали руки и ноги, чтобы я не дергалась, навели на меня свет, заставили открыть рот. Злой врач засунул мне в рот палец так далеко, что я почувствовала его вот тут. Я закричала. Он засунул в рот ножницы и стал резать. После операции мне дали огромную тряпку, чтобы она высушила мне рот». Можно предположить, что Надя на всю жизнь сохранит не только ощущение того, как «злой врач» засовывает ей в рот палец, но и переживание ужаса от связанных рук и ног, наведенного света, хирургических ножниц, которыми ее резали, и огромной тряпки, пропитанной кровью. Это воспоминание может отразиться на ее отношении к болезни, врачам и больнице. По данным литературы, пребывание ребенка в больнице для обследования и операции — одна из самых частых психотравмирующих ситуаций, которая может привести к формированию неврозов [38].
|