![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль психических образов сенсорно-перцептивного диапазона
Возникающий у человека болезненный процесс вызывает сопротивление со стороны тканей и систем его организма. Болевые ощущения, формирующиеся под воздействием травмы, заражения, воспаления, перестраивают деятельность коры головного мозга, других отделов центральной и вегетативной нервных систем, усиливают реактивность организма. Повышенная реактивность выражается в усилении сократимости и возбудимости мышц, изменении питания и обмена веществ в пораженной ткани и, что для нас особенно важно, в обострении чувствительности самых разных рецепторов. Все эти изменения как бы мобилизуют организм на большую предусмотрительность поведения. Таким образом, болевые ощущения способствуют организации процесса сопротивления болезни [6]. Мы проанализировали, какие сопутствующие образы сохранились у взрослых людей в воспоминаниях о болезнях и травмах. Самыми частыми из них были болевые ощущения, которым испытуемые давали определенные качественные характеристики (боль «острая», «тупая», «давящая», «жгучая», «резкая», «ноющая») или описывали их интенсивность (боль «нестерпимая», «сильная», «жуткая», «дикая»). Наиболее яркие описания болевых ощущений зафиксированы в воспоминаниях людей, испытавших «жуткую боль» в результате тяжелых ожогов. Пример 16. Жуткая боль, страх и страдание после ожога. «Мое самое яркое воспоминание о боли относится к трехлетнему возрасту. Я до сих пор помню, как все это произошло. Был вечер, все взрослые были заняты своими делами. Я помню, что мне очень хотелось пить, но всем было не до меня. В моей чашке было немного воды, но ее машинально выпил дедушка. Я очень обиделась и решила сама набрать водички. Так как я пила только кипяченую воду, я пошла на кухню. Чайник только-только вскипел. Я поставила свою чашку на табуретку, взяла чайник и поставила его на край табуретки. Стала наливать воду. Другой рукой я придерживала чашку. Было темно, и я случайно плеснула кипятком на руку. Мне было больно, и я очень испугалась. Я подкинула от испуга чайник, он перевернулся, и весь кипяток вылился на меня. Мне было очень-очень горячо, просто нестерпимо. От меня шел пар. Я закричала, выбежала в коридор. Первым прибежал дедушка. Он думал, что я упала или ударилась. Успокаивая, он прижал меня к себе. Мне было очень-очень больно, оттого что горячее платье прилипло к телу. Потом вызвали скорую. Я хорошо помню, как кричала доктору: " Доктор, сделайте мне укол! Вы же видите, ребенку больно! ". Потом я помню, как меня с капельницей везли в больницу, как мама плакала рядом. Потом у меня началась ожоговая болезнь, и двенадцать суток я лежала без сознания. Я до сих пор помню эту жуткую боль...» Когда читаешь этот рассказ, поражает, насколько четко и детально нестерпимая боль запечатлелась и сохранилась в памяти ребенка, заставив на долгие годы запомнить всю последовательность произошедших в далеком детстве событий, насколько эмоциональным и травмирующим это воспоминание является и по сей день. Вторыми по частоте оказались образы зрительных ощущений и восприятий во всей совокупности их свойств (форма, величина, интенсивность, насыщенность, цветовой тон). Ярче всего при этом были представлены цветовые образы («...а в окне, большом и ярком от солнца, колокольня сияет на фоне голубого неба», «черный палец», «серый гравий», «на окнах красная материя»). Пример 17. Зрительные образы в воспоминании о травме носа. «В 5 лет ударился носом (оказалась раздробленной кость) во время катания на горке зимой. Попытался сделать вид, что ничего не произошло, но вдруг... огромные капли красные падают на белый снег и расплываются. Красиво. И любопытно, что такие большие. Расплываются ровно, как чернила на промокашке...» Пример 18. Зрительные образы в воспоминании о травме пальца. «До сих пор помню ощущение боли, которое было в 7 лет. Мы ходили на кладбище на могилу к маме, и я прищемила палец оградой. Было много крови, и у меня стал слезать ноготь. Было страшно от большого количества крови... это, наверное, был первый раз, когда я видела столько крови. Она просто хлестала, текла и текла. Вокруг было очень темно. Темные тучи над небом, на фоне темноты — алая кровь и боль». Слуховые ощущения и восприятия зафиксированы в 15% воспоминаний. Это были различные звуки («скрип качелей», «оглушительный грохот, скрежет железа», «буквально слышу звук, скрип перемещающихся осколков, шум в ушах»), а также слова и фразы, произносимые ребенком или окружающими его людьми (Помню слова друга: «Лежи и не поднимай головы, а то умрешь». Врач: «Вот видишь, какая бяка у тебя была». «Слышались слова мамы: «Нечего тебе кататься на этом льду». И этот голос еще долго слышался). Температурные образы встречались в 14% рассказов испытуемых, тактильные — в 9%. («Ощущение прохладной маминой руки на моем лбу», «Горчичники, горячая картошка под одеялом и очень горячие горчичные ванны для ног, горячее молоко», «Много чего-то красного, теплого и липкого», «Сухие ладони. Губы набухшие, набрякшие, потрескавшиеся, и корочки на них стоят дыбом и колются...Холодный компресс обжигает лоб...», «Мягкая подушка, перина...»). В 14% воспоминаний испытуемые описывали свои кинестетические, или мышечно-суставные, ощущения («Ощущение одеревеневшей физиономии...», «Дня три я была как будто в качке... У меня руки и ноги висели, голова, кажется, отваливалась... У меня осталось ощущение, что постель подо мной проваливалась до пола», «Мышцы в руках и ногах сокращались, а мне представлялось, что в руках и ногах ползут змеи», «Чувствую округлость глазных яблок (их заднюю и верхнюю поверхность). Веки наполнены чем-то очень тяжелым и кажутся массивными. Когда закрываю глаза, начинается какое-то кружение... В ногах такое ощущение, будто они наполнены кусочками кирпичного щебня, которые при каждом движении зацепляются друг за друга и скрипят. Кажется, что они еще продолжают ломаться»). Обонятельные образы встречались в 9%, вкусовые — в 6%, общеорганические, или ощущения жажды и голода, — в 5% воспоминаний («Пахнет бабушкиными сигаретами и деревом», «Мне приносили прекрасные цветы, и у них был прекрасный запах, отдававший домашним уютом», «чувствую запах больницы, запах антисептиков, запах нашатыря, «Неприятный вкус во рту, ощущение привкуса крови, во рту неприятно, солено», «Пить хочется», «Не хотелось ничего есть, могла есть только соленые огурцы».). Два человека рассказали о статических ощущениях (равновесия и ускорения): «Чувствую, что лечу... помню полет, все медленно...» Или: «...ощущение полета, когда я летела на эту плиту, как будто в замедленном кино». Несмотря на то, что болевые ощущения оказались самыми частыми из всех сохранившихся в памяти психических образов, они не всегда доминировали в сенсорной организации человека. Обострение чувствительности формировало многообразный комплекс ощущений, которые не только сигнализировали о начинающемся патологическом процессе, но и выполняли защитную функцию в борьбе организма с болезнью. Например, ощущение прохладной маминой руки на лбу — приносило облегчение. «Когда машины проезжали мимо и светили фарами, то по потолку двигались световые пятна, похожие на кораблики...», это вызывало интерес, стимулировало воображение, отвлекало от боли. Чувство «...будто ничего у меня нет, одна голова, которая находится в состоянии невесомости...» переключало внимание с болевых ощущений на кинестетические. На годы четко сохранившиеся в памяти слова друга: «Лежи и не поднимай головы, а то умрешь!» — в момент их восприятия и осмысления сигнализировали об опасности, заставляли сконцентрироваться, быть осторожнее. Можно предположить, что все эти многообразные, качественно отличающиеся друг от друга психические образы закрепились в памяти ребенка и сохранились в памяти взрослого не только на основе ассоциации. Сформировавшись под воздействием боли как результат перестройки центральной нервной системы, они в то же время имели самостоятельное защитное значение — предупредить, устранить или ослабить вредоносное для организма напряжение.
|