![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Содержательный блок. 1. Аксиомы в системе педагогической теории.
1. Аксиомы в системе педагогической теории. 2. Система педагогических аксиом. 3. 1. Аксиомы в системе педагогической теории. Опираясь на этнические знания, педагогика вырабатывает собственные педагогические идеи и уже из них формирует возможные закономерности. Создание научной педагогической теории возможно лишь при введении некоторых положений, играющих роль исходных начал. Эти положения – аксиомы (от греч. «принятое, бесспорное»). Истинное суждение, которое при построении какой либо теории принимается без доказательств в качестве исходного положения и которое кладется в основу доказательства всех других положений этой теории. Сущность аксиомы как понятия появилась во времена Аристотеля. Он применял понятие аксиом в качестве истинного начала, не требующего доказательства в силу ясности и простоты, однако это положение современная наука считает субъективным. Научная действительность считает, что если нельзя доказать аксиому при помощи одних знаний, то это можно сделать с применением других, уже известных научных теорий. Каждая научная теория состоит из конечного числа аксиом, из которых с помощью определенных правил, могут быть получены истинные выводы, сформулированные на языке данной теории. Научная теория в этом случае состоит из двух частей: - множества необходимых истинных положений – аксиом; - множества истинных положений, которые выводятся логическим или другим путем из аксиом. С тех пор как педагогика была объявлена наукой, она занялась поисками необходимой для нее связи аксиом с существующей педагогической практикой. Из основных философских, научных положений могут следовать педагогические выводы: - постигнутая сущность из глубины веков и неизмененная до наших дней может быть аксиомой; - современная педагогическая теория окрепла и может сама формулировать аксиоматические положения; - построение полноценной научной теории возможно в том случае, если часть ее положений будет введена аксиоматическим методом; - на фундаменте аксиоматических положений развивается надстройка – сеть логических утверждений – с помощью теоретического анализа, моделирования, экспериментов и т.д., которая становится научной педагогической теорией. Аксиомы в современной педагогике являются основой всех научных положений. Во всех изучаемых фундаментальных работах подтверждались общие для всех времен и народов основания. Аксиоматический метод в педагогике применяется уже около полувека. Аксиоматический метод – это метод построения какого-нибудь раздела или науки в целом. Из выбранного множества утверждений в основу выбираются положения (аксиомы), из которых логическим путем выводятся истинные утверждения этой теории. Основные требования аксиоматического метода – четкость определений, выводы, упорядоченность, связки. 4. Система педагогических аксиом. Формализация педагогической теории – необходимый этап в развитии системы знаний, свидетельствующий о ее качественном совершенствовании. Разрабатываются символьные средства и условные обозначения в соответствии с возможностями электронно-вычислительной техники. Обозначения могут быть различными, важно соблюсти логику связей, которая всегда должна оставаться неизменной. Система педагогических аксиом – упорядоченная совокупность основных положений, имеющих ясный и достаточно строгий (однозначный) смысл; она должна включать относительно небольшое количество аксиоматических положений. Показателем полноты служит взаимно перекрещивающееся использование первичных педагогических понятий. Важно отметить следующее: аксиома не должна содержать противоречивых суждений и в последующих аксиомах не должна отрицаться то, что утверждалось в предыдущих. Примерами можно назвать следующие утверждения: Аксиома 1. Духовное и физическое развитие человека органически взаимосвязаны; это единый процесс. Формализованная запись: Рд L Рф ® OVУ ® O (Духовное и физическое развитие, достигаемое при обучении, для всех учеников – единый процесс). Аксиома 2. Обучение и получение знаний – основная причина развития человека. Формализованная запись: О L Зс ® ® Р V У (Обучение и систематизированные знания - основная причина развития для всех учеников).
|