![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Содержательный блок. 1. Определение личности ребенка в педагогике.
1. Определение личности ребенка в педагогике. 2. Формирование субъективных сфер личности. 1. Определение личности ребенка в педагогике. Гуманистическая педагогика тесно связана с теорией гуманистической психологии, а значит, определение «личности» и определение «развития личности» могут совпадать или быть идентичными. Личность – есть совокупность биогенных, социогенных и психогенных компонентов. Развитие личности – есть процесс количественных и качественных изменений. Личность ребенка в педагогической теории рассматривается как объект и субъект в образовательной системе. В авторитарной педагогике ребенку отводилось место только объекта воздействия, которому старшее поколение передает опыт. Гуманистическая педагогика обращается к ребенку как субъекту взаимодействия в учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализацию. Если гуманистическая психология под социогенным фактором имеет в виду среду развития качеств личности, то гуманистическая педагогика трактует качественную сторону влияния образовательной среды для формирования психогенных компонентов: характера, темперамента, способностей, мотиваций, волевых проявлений, положительной эмоциональной стабильности. 2. Формирование субъективных сфер личности. Формирование субъективных сфер личности не определяется годами учебы в школе. Подобное формирование может занять значительное время в онтогенезе личности. Но еще в школьный период начинается развитие сразу нескольких сфер личности: - интеллектуальной сферы; - саморегулирующей сферы; - сферы эстетических и нравственных качеств; - действенно-практической сферы. Интеллектуальная сфера личности начинает себя обнаруживать в период развития нескольких психических функций: памяти, мышления, речи, восприятия, воображения. Общая интеллектуализация личности всегда опосредована через речь (если речь интеллектуализирована, то и интеллект является речевым). Психология изучает и классифицирует формы мыслительной деятельности, а педагогика называет их способами умственных действий (СУД), которые классифицируют: - по характеру – предметно-действенному, наглядно-образному, абстрактному, интуитивному; - по логической схеме – сравнение, анализ, обобщение, синтез, рефлексия, гипотеза, эксперимент; - по форме – создание образа, определение понятия, суждение, умозаключение, закономерность, закон, теория; - по типу мышления – рассудочно-эмпирическое, разумно-теоретическое «диалектико-логическое» (В.В.Давыдов). Кроме термина СУД употребляется термин «способы учебной работы». Саморегулирующая сфера личности проявляется в том, что человек по отношению к своей деятельности является и объектом и субъектом управления. Самоуправление – это совмещение функций объекта и субъекта управления. Уровень самоуправления – одна из главных характеристик личностного развития. Личность с высоким уровнем самоуправления всегда руководит собой и от обстоятельств жизни не зависит. Высокий уровень саморегуляции определяется системой мотивов, «я-концепцией», направленностью и мировоззрением. Низкий уровень самоуправления у ребенка до 16 лет. Ребенок зависит от всех без исключения внешних проявлений. Средний уровень самоуправления является устойчивым только при наличии волевых и мировоззренческих основ. Сфера эстетических и нравственных качеств личности. Глобальные задачи нравственного и эстетического воспитания в школе (во всех ее формах) – духовное развитие личности в процессе освоения различных видов искусства приобщения к культуре своего народа и народов мира. Действенно-практическая сфера личности представляет собой совокупность общественно необходимых знаний, умений, способностей, черт характера и других качеств, обеспечивающих успешность практической (трудовой, общественной, художественно-прикладной) деятельности человека. Трудовые ЗУН – естественно-научные, политехнические, операционные, культура труда, уровень мастерства. Трудолюбие как качество личности выражается в активности, прилежности, потребности, готовности, сознательности, усердия, волевых проявлений. Трудовая нравственность (воспитанность) характеризует отношение личности к трудовой деятельности, людям труда и его результатам.
|