![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Содержательный блок. 1. Возрастная периодизация и этапы биологического созревания организма.
1. Возрастная периодизация и этапы биологического созревания организма. 2. Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп. 1. Возрастная периодизация и этапы биологического созревания организма. Возрастные особенности личности стали учитываться педагогикой уже с Нового времени. В эпоху Средневековья к ребенку относились как к взрослому и совершенному человеку. Педагогическая периодизация основывается на выделении возрастных особенностей ребенка. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода анатомо-физиологические и психические качества: рост, прибавление веса, появление и смена зубов, половое созревание и др. биологические процессы. Поскольку биологическое и психическое развитие тесно связаны, то изменения наступают и в психической сфере. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации (см. таблицу). Возрастная периодизация человека
Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов, а также учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Расписание занятий осуществляется с учетом психических и морфологических возможностей. В 50-60-е годы ХХ в. физическое и психическое развитие детей и подростков было сбалансированным. В результате акселерации, наступившей в середине 1970-х гг., физиологическое созревание организма начинает опережать темпы умственного, психического, социального развития в связи с комплексным воздействием факторов. К середине 1980-х гг. акселерация во всем мире пошла на убыль. Физическое и психическое развитие человека подчинено ряду закономерностей, поэтому педагогика призвана учитывать их в процессе осуществления педагогической практики. 2. Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп. Младший школьный возраст. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Первую ступень школы ребенок завершает, когда восприятие как особая целенаправленная деятельность усложняется и углубляется. Восприятие становится анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Средний школьный возраст. Процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда поражает своей поверхностью. Определяющее значение имеет для подростка отношение к наблюдаемому объекту. Характерной особенностью учеников среднего возраста является то, что они не умеют связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом. Старший школьный возраст. У старшеклассников ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизни знаниях – одна из самых характерных черт этого возрастного периода. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание – произвольностью и устойчивостью, память – логическим характером, мышление отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, приобретая теоретическую и критическую направленность. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» дети и дети с задержкой психического развития.
|