Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Истоки и основные разновидности тоталитаризма
· Классическая теория тоталитаризма и ее кризис Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» - полнота, цельность — и «totalis» - весь, полный, целый . Применительно к обществу он означает управление социальной системой как целым и всеми ее элементами, в том числе людьми, их сознанием. Хотя теория тоталитаризма складывается лишь в середине XX в., идейные истоки этого явления уходят в глубокую древность. Идеи необходимости полного подчинения части целому, индивида государству, а также тотальной управляемости обществом существуют свыше двух тысячелетий. Так, еще в V в. до рождества Христова Гераклит считал, что, обладая мудростью, совершенным знанием, «можно управлять решительно всеми вещами».
Достаточно детальное обоснование тоталитарные модели государства получают у Платона, Мора, Кампанеллы, Бабефа, Сен-Симона, Руссо. В более позднее время они развиваются в трудах Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше, Ленина, Сореля и других мыслителей.
Пожалуй, не меньший вклад в арсенал тоталитарной мысли и в том числе в ее критику внесли такие писатели как Ф. Достоевский, Е. Замятин, О. Хаксли, Дж. Оруэлл и др.
В политический лексикон термин «тоталитаризм» впервые ввел для характеристики своего движения Б. Муссолини в 1925г. В конце 20-х годов английская газета «Таймс» писала о тоталитаризме как о негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР.
Теория тоталитаризма складывается в 40—50-е годы и получает развитие в последующие десятилетия. Она широко использовалась Западом в целях идеологической борьбы против коммунистических стран. Первые «классические» теоретические исследования по проблемам тоталитаризма — работы Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944 ) и X. Аренд «Истоки тоталитаризма» (1951 ), а также совместный труд К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956). В последней из этих работ сделана попытка эмпирического обоснования тоталитаризма как понятия, отражающего сталинизм, национал-социализм и другие однотипные политические режимы.
В целом концепции тоталитаризма показали себя как слишком упрощенные аналитические модели», адекватные главным образом лишь эпохе сталинского террора.
Эта концепция оказалась не в состоянии сколь-нибудь удовлетворительно объяснить крах коммунистических режимов в Европе, которые она трактовала как однозначно тоталитарные.
Как указывает К. Баллестрем, с позиций теории тоталитаризма , отрицающей наличие гражданского общества в бывших социалистических странах или хотя бы его элементов, невозможно осмыслить накопление взрывного материала, подготовившего внезапную смену политического строя в этих государствах. Теории тоталитаризма, сложившиеся в 50—60-е годы получили название канонических, или классических. Нынешнее тяжелое положение классической теории тоталитаризма вызвано в первую очередь двумя главными причинами: 1) Недостаточной научной обоснованностью канонической концепции тоталитаризма. Это связано с анализом лишь сталинистской — в СССР, национал-социалистической в Германии, фашистской — в Италии политических систем (последнюю некоторые ученые классифицируют как «незавершенный, задержанный» тоталитаризм).
Кроме того, концепция канонического тоталитаризма в основном ограничивается анализом общих организационных форм политических систем и не учитывает принципиально различные содержание их политики, цели и ценности.
Несмотря на определенное и весьма немалое сходство, сталинистский и национал-социалистический режимы преследовали принципиально разные да и несовместимые цели — в первом случае это «общество, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» ( определение коммунизма К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии» ), - во втором — это мировое господство гитлеровской Германии и арийской расы, «Тысячелетний Рейх». Хотя на практике эти цели во многом подменялись и искажались, однако они оказывали большое влияние на государственную политику.
2) Политической тенденциозностью канонической концепции тоталитаризма. Эта теоретическая модель создавалась явными противниками коммунизма. Она широко пропагандировалась и практически использовалась Западом в целях идеологической борьбы против коммунистических стран и компрометации коммунистического, а отчасти и социалистического движений.
В силу своей политической ориентации каноническая концепция тоталитаризма оказалась слишком упрощенной и не смогла заметить противоречащие реалии в странах командного социализма.
В наши дни, когда политические цели Запада в глобальном противоборстве двух мировых политических блоков оказались в основном достигнутыми, интерес к этой теории со стороны правящей элиты и ориентированных на нее ученых вполне естественно упал. Актуальность концепции тоталитаризма признается преимущественно для государств «третьего мира» и лишь частично для западных демократий. Нынешний кризис теории тоталитаризма — это кризис, прежде всего, ее одного направления, это кризис политической парадигмы тоталитарной мысли, все больше расходящейся с действительностью. Он связан с постепенным ослаблением и исчезновением определенной, политической формы тоталитаризма, но никак не с постепенным уходом в небытие этого явления в целом.
Применительно к современному миру имеется достаточно оснований утверждать, что тоталитаризм как общественная реальность и отображающие ее идеи и концепции не утрачивают своей актуальности.
|