![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Свое наиболее полное выражение тоталитаризм находит на уровне всего государства, обладающего суверенной властью.
Тоталитаризм, как и демократия, — это преимущественно нормативное понятие, обосновывающее и (или) отражающее социальный идеал, который нигде и никогда в полной мере не был реализован. В более или менее полном, завершенном виде тоталитаризм как определенная социальная система представлен в лишь в литературных тоталитарных антиутопиях.
В реальности же даже в считавшихся классическими примерами тоталитаризма сталинистстком и национал-социалистическом государствах, власти не удавалось обеспечить полный контроль за гражданами и целиком устранить индивидуальную свободу.
Если же основная часть граждан все же сохраняет определенную автономию и свободомыслие, то речь может идти о «предтоталитаризме» — тоталитарных тенденциях или устремлениях властей, но не о тоталитаризме как государственном строе. Очевидно, что грани между тоталитаризмом и предтоталитаризмом подвижны и часто трудно уловимы, однако они существуют и могут быть определены эмпирически. · Основные типы тоталитаризма. Религиозный тоталитаризм Можно выделить три главных типа тоталитаризма: религиозный, политический и информацнонный (информационно-финансовый). В первом случае носителем тоталитарного порядка выступает церковь, религиозные институты в целом, использующие для управления сознанием масс религиозную идеологию. Во втором случае таким носителем является политическая власть и, прежде всего, партия-государство, осуществляющая свое господство на базе политической идеологии (официальный марксизм, национал-социализм и т.п.). В третьем случае главной опорой и движителем тоталитаризма служат СМИ, использующие деполитизированнную идеологию, представляющую собой конгломерат идей и ценностей потребительства, индивидуализма, абстрактной, негативной свободы (отсутствие ограничений для экспансии сильного). Ядром идеологии информационного тоталитаризма выступают ценности сохранения социального статус-кво и политической стабильности.
Исторически первой формой тоталитаризма является его религиозная разновидность. Тоталитарные тенденции проявлялись в первую очередь в религиозных формах в теократических (основанных на власти духовенства) государствах. Примером такого рода тоталитарных организаций является существующий уже многие векаорден иезуитов, уделяющий первостепенное внимание контролю за мыслями и поведением своих членов. В 1610-1768 гг. в Парагвае существовало даже основанное этим орденом «Иезуитское государство».
В Европе локусами тоталитаризма на протяжении столетий были церковные общины, бдительно следящие за образом мыслей и поведением верующих и имеющие достаточно эффективные средства контроля и наказания, апогеем которого было публичное сожжение выявленных по доносам граждан еретиков и ведьм (по некоторым подсчетам за несколько веков средневековой инквизицией сожжено около 9 млн. «ведьм»). В современных условиях примером религиозного тоталитаризма являются Исламская Республика Иран, государство талибов в Афганистане. В этих странах духовенство с помощью государства осуществляет контроль за мыслями и поведением граждан. В современном мире существует также множество тоталитарных сект, например секта Муна. Религиозная форма тоталитаризма возможна лишь в тех странах, в которых господствует религиозное мировоззрение и сама религиозная идеология приспособлена для детальной регламентации поведения людей. Примером такой идеологии в какой-то степени является ислам, содержащий целый комплекс норм повседневного поведения людей. В тех странах, где влияние религии относительно невелико, возможны иные формы тоталитаризма, наиболее известной из которых выступает политический тоталитаризм.
|