Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концепция инклюзивного детского сада
Основные принципы, положенных в основу организации инклюзивного детского сада комбинированного вида № 1465 Принцип личностного подхода. Позиция педагогов и воспитателей в инклюзивном детском саду основана на уважении к личности ребенка и его потребностям. Вся РАБОТА педагогов направлена на увеличение собственной активности ребенка в том или ином виде деятельности на основе собственных желаний и предпочтений ребенка. Во главу угла ставится эмоциональное благополучие ребенка в стенах детского сада. Вся РАБОТА с ребенком всегда строится исходя из запроса родителей и интересов ребенка. Основной принцип – «Счастливые родители – счастливые дети». Индивидуальные программы развития ребенка построены на описании функционального состояния ребенка. Психолого – педагогическая помощь ребенку сконцентрирована на действительных источниках, порождающих отклонения в развитии конкретного ребенка. Роль диагностики – выработка индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка и мониторинг динамики развития личности ребенка. Абилитационный процесс рассматривается только в комплексе психолого-педагогических воздействий и строится на основе комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации, опирающейся на современные (по А.Р. Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (прежде всего в рамках теории о трех функциональных блоках мозга); на учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации; на принципе «замещающего онтогенеза» (А.В. Семенович, Б.А. Архипов). Принцип командной работы. Интеграция специалистов в таком саду представляет собой единое системное воздействие, выработанное совместными усилиями профессионалов разных профилей (педагогов, дефектологов, психологов и медиков). Для успешного решения задачи наращивания ребенком личностного, познавательного и социального потенциала необходимы долгие напряженные усилия большого числа специалистов, способных в процессе междисциплинарного подхода разработать стратегию, тактику и динамику сопровождения ребенка. Психолого - педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (Игровая деятельность). Дошкольный возраст не ограничивается задачами подготовки ребенка к школе, а является самоценным периодом жизни ребенка как личности. Задачи интеллектуального развития не должны заслонять собой эмоциональный комфорт ребенка, его физическое и психологическое здоровье. Социальное творчество детей. Психолого - педагогическая помощь должна быть направлена на увеличение социальной активности ребенка, накоплению им положительного опыта межличностного общения, толерантности. Содержание работы в инклюзивном детском саду В саду находятся дети разного возраста (от 3, 5 до 7 лет). Это дети с обычным развитием, дети с генетическими нарушениями (с-м Дауна), а также дети с различными формами невыраженных нарушений психического и речевого развития. Сочетание в группах обычных детей и детей с нарушениями развития не является произвольным (в виде простого, количественного и возрастного смешения). Предпосылкой для успешного осуществления коррекции и интеграции детей с нарушениями развития в социум служит комплексная психолого – медико – педагогическая диагностика каждого ребенка с последующей выработкой и осуществлением индивидуальных программ коррекции и социализации. Непременным условием такой диагностики является ее динамический характер, позволяющий корректировать программы в ходе их осуществления и своевременно выстраивать для ребенка адекватную его изменяющемуся состоянию и актуальным возможностям постепенно усложняющуюся терапевтическую среду. Комплексность подхода обеспечивается наличием команды специалистов, работающих с детьми. Очевидно, что для успешного решения задачи наращивания ребенком личностного, познавательного и социального потенциала необходимы долгие напряженные усилия большого числа специалистов различных профилей: дефектологов, логопедов, психологов, нейропсихологов, врачей. Наличие такой команды специалистов разных профилей позволяет осуществлять единое и системное воздействие, выработать совместными усилиями индивидуальную программу развития ребенка, основанную на зоне его ближайшего развития. В ходе абилитационно – адаптационного процесса используются различные формы занятий (индивидуальные, микрогрупповые, групповые). Режимные моменты жизни в саду (совбодная игра, прогулка, трапеза) дети проживают вместе. На фронтальных занятиях наряду с ведущим взрослым задействуется один или несколько сопровождающих взрослых (в зависимости от состава группы), осуществляющих поддержку детей, испытывающих те или иные трудности. В их задачи входит ненавязчивое и деликатное осуществление этой поддержки без отвлечения на себя внимания детей от ведущего педагога. При этом роль ведущего педагога и педагога «поддержки» может меняться в зависимости от типа проводимого занятия, а иногда и по ходу занятия. Одним из важнейших педагогических средств является создание условий переживания успешности всеми детьми – каждым ребенком по своему критерию. Такое переживание успешности - сильный социализирующий и интегрирующий фактор. Для этого помимо стандартных форм работы в инклюзивном детском саду применяются особые методы и типы занятий. При подборе средств и форм работы с детьми учитываются с одной стороны их коррекционно – терапевтическая направленность, и с другой стороны, направленность занятий на постоянное творчество детей, пробуждение собственной активности ребенка. В инклюзивном детском саду широко используются различные формы арттерапии: музыкотерапия, терапия движением, терапия художественным творчеством, игротерапия и др. Все занятия с ребенком имеют целью увеличение социальной активности ребенка, накоплению им положительного опыта межличностного общения, толерантности. Обеспечивает комплексность подхода и взаимодействие педагогов и специалистов детского сада с родителями, помощь им в воспитании и развитии ребенка, в осуществлении общения с ним. В случае возникновения различных трудностей родители не остаются один на один со своими не решаемыми проблемами. В саду работает семейный психолог, который не только консультирует родителей по вопросам их семейной ситуации (как правило, сильно искажающейся при появлении в семье ребенка с проблемами развития) и взаимоотношений с ребенком, но и помогает воспитателям и другим специалистам налаживать с родителями отношения, способствующие решению основных проблем их ребенка. Вышеизложенные принципы и методы построения воспитательно – образовательного процесса инклюзивного детского сада, направлены на решение основной задачи – помочь детям успешно адаптироваться в сложном окружающем мире, максимально раскрыть свои возможности и, в случае необходимости, получить полноценную психолого – педагогическую помощь.
|