Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Источники. Внебиблейская Хотя это не первые по времени создания документы Нового история Завета (некоторые послания были написаны раньше)
Внебиблейская Хотя это не первые по времени создания документы Нового история Завета (некоторые послания были написаны раньше), Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна по праву помещены первыми, поскольку это главные из имеющихся у нас источников для реконструкции жизни Иисуса. Несколько относящихся к Иисусу замечаний в нехристианских источниках — у иудейского историка первого столетия Иосифа Флавия (с позднейшими добавлениями христианских переписчиков), в Вавилонской редакции Талмуда, а также у римских писателей Плиния Младшего, Тацита, Светония и Лу-киана — настолько кратки, что для реконструкции почти бесполезны. Однако они подтверждают, что Иисус жил, приобрел общественную известность, умер при Понтии Пилате и что в течение десятилетия после Его смерти вероучение о Нем распространилось до самого Рима. Agrapha Записи изречений Иисуса существуют и за пределами четырех евангелий. Например, Павел цитирует изречение Христа, из других источников неизвестное: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20: 35). Эти, как их называют, agrapha, отличаются от высказываний Иисуса в евангелиях, но цитируются раннехристианскими писателями и иногда встречаются на полях древних рукописей Нового Завета. Греческое слово agrapha означает «неписаный». Разумеется, эти высказывания записаны (иначе мы бы о них не знали), но их нет в тексте канонических евангелий — отсюда и название «неписаные». Собрания изречений Наиболее примечательными среди других, не входящих в четыре канонических евангелия документов с высказываниями Иисуса являются Оксиринхские папирусы и Евангелие от Фомы. Евангелие от Фомы, найденное около 1945 г. в египетском Наг-Хаммади, в сущности, не представляет собой евангелие, так как в нем нет повествовательной нити. И оно не написано апостолом Фомой. Однако в этом так называемом евангелии и в Оксиринхских папирусах содержатся значительные собрания высказываний Иисуса. Некоторые из этих высказываний почти в точности похожи на те, что приведены в канонических евангелиях. Другие очевидным образом восходят к каноническим высказываниям, однако претерпели разного рода изменения. Третьи полностью отличаются от всего, что можно встретить в Новом Завете37. (Вот примеры внеканонических высказываний, изменяющихся по степени сходства с каноническими (из книги The Gospel According to Thomas, Coptic text established and translated by A.Guillaumont et al. [New York: Harper, 1959]): Логия 54: Иисус сказал: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Небесное». Логия 46: «А я говорю вам, если кто из вас обратится и будет, как дети, тот узнает Царствие и будет выше Иоанна». Логия 82: Иисус сказал: «Кто близок ко Мне, тот близок к огню, а кто далек от Меня, далек от Царствия». См. также Joachim Jeremias, Unknown Sayings of Jesus, 2d English ed. (London: SPCK, 1964) Что касается их связи с Новым Заветом, возникают три возможности: 1) неканонические записи восходят к каноническим евангелиям; 2) в неканонических записях представлены независимые предания о высказываниях Иисуса; 3) наличествует соотношение смешанное, обоих упомянутых видов. За исключением исследователей, испытывающих глубокие сомнения в достоверности канонических евангелий, признано, что в Оксиринхских папирусах и в Евангелии от Фомы нашло свое отражение сильно искаженное устное предание о словах Иисуса. В Лк. 1: 1 упоминаются многочисленные повествования, написанные о Иисусе и предшествующие третьему евангелию, но из того, что имел в виду Лука, за исключением Евангелия от Марка и, может быть, от Матфея, ничего не сохранилось. Апокрифические евангелия Сохранились, однако, послеапостольские апокрифические евангелия; в них предстает пестрая картина еретических верований и благочестивого воображения, особенно при домысливании подробностей из периода детства Иисуса и промежутка между Его смертью и воскресением, о чем канонические евангелия по большей части умалчивают38
|