Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники. Внебиблейская Хотя это не первые по времени создания документы Нового история Завета (некоторые послания были написаны раньше)






Внебиблейская Хотя это не первые по времени создания документы Нового история Завета (некоторые послания были написаны раньше), Еван­гелия от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна по праву по­мещены первыми, поскольку это главные из имеющихся у нас источников для реконструкции жизни Иисуса. Несколь­ко относящихся к Иисусу замечаний в нехристианских ис­точниках — у иудейского историка первого столетия Иосифа Флавия (с позднейшими добавлениями христианских пере­писчиков), в Вавилонской редакции Талмуда, а также у рим­ских писателей Плиния Младшего, Тацита, Светония и Лу-киана — настолько кратки, что для реконструкции почти бесполезны. Однако они подтверждают, что Иисус жил, при­обрел общественную известность, умер при Понтии Пилате и что в течение десятилетия после Его смерти вероучение о Нем распространилось до самого Рима.

Agrapha Записи изречений Иисуса существуют и за пределами че­тырех евангелий. Например, Павел цитирует изречение Христа, из других источников неизвестное: «блаженнее да­вать, нежели принимать» (Деян. 20: 35). Эти, как их называ­ют, agrapha, отличаются от высказываний Иисуса в еванге­лиях, но цитируются раннехристианскими писателями и иногда встречаются на полях древних рукописей Нового Завета. Греческое слово agrapha означает «неписаный». Разу­меется, эти высказывания записаны (иначе мы бы о них не знали), но их нет в тексте канонических евангелий — отсюда и название «неписаные».

Собрания изречений

Наиболее примечательными среди других, не входящих в четыре канонических евангелия документов с высказывани­ями Иисуса являются Оксиринхские папирусы и Евангелие от Фомы. Евангелие от Фомы, найденное около 1945 г. в еги­петском Наг-Хаммади, в сущности, не представляет собой евангелие, так как в нем нет повествовательной нити. И оно не написано апостолом Фомой. Однако в этом так называе­мом евангелии и в Оксиринхских папирусах содержатся зна­чительные собрания высказываний Иисуса. Некоторые из этих высказываний почти в точности похожи на те, что при­ведены в канонических евангелиях. Другие очевидным об­разом восходят к каноническим высказываниям, однако претерпели разного рода изменения. Третьи полностью от­личаются от всего, что можно встретить в Новом Завете37. (Вот примеры внеканонических высказываний, изменяющихся по степени сходства с каноническими (из книги The Gospel According to Thomas, Coptic text established and translated by A.Guillaumont et al. [New York: Harper, 1959]):

Логия 54: Иисус сказал: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Небесное».

Логия 46: «А я говорю вам, если кто из вас обратится и будет, как дети, тот узнает Царствие и будет выше Иоанна».

Логия 82: Иисус сказал: «Кто близок ко Мне, тот близок к огню, а кто далек от Меня, далек от Царствия».

См. также Joachim Jeremias, Unknown Sayings of Jesus, 2d English ed. (London: SPCK, 1964) Что касается их связи с Новым Заветом, возникают три воз­можности: 1) неканонические записи восходят к каноничес­ким евангелиям; 2) в неканонических записях представлены независимые предания о высказываниях Иисуса; 3) наличе­ствует соотношение смешанное, обоих упомянутых видов. За исключением исследователей, испытывающих глубокие сомнения в достоверности канонических евангелий, призна­но, что в Оксиринхских папирусах и в Евангелии от Фомы нашло свое отражение сильно искаженное устное предание о словах Иисуса.

В Лк. 1: 1 упоминаются многочисленные повествования, написанные о Иисусе и предшествующие третьему еванге­лию, но из того, что имел в виду Лука, за исключением Еван­гелия от Марка и, может быть, от Матфея, ничего не сохра­нилось.

Апокрифические евангелия

Сохранились, однако, послеапостольские апокрифичес­кие евангелия; в них предстает пестрая картина еретичес­ких верований и благочестивого воображения, особенно при домысливании подробностей из периода детства Иисуса и промежутка между Его смертью и воскресением, о чем кано­нические евангелия по большей части умалчивают38


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал