Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Марк и Петр
В самом начале второго столетия один из отцов Церкви Папий зафиксировал еще более раннее предание о том, что Марк в своем евангелии в точности записал воспоминания Петра о жизни и учении Иисуса, однако не составил при этом завершенное и последовательное повествование; дело в том, что Петр излагал свои воспоминания в форме отрывочных историй, рассказываемых при разных случаях то тут, то там68. (68 Цитируется Евсевием в «Церковной истории» 3.39.15. Ср. особое упоминание Петра в Мк. 16: 7: «Но идите, скажите ученикам Его и Петру...») Отцы ранней Церкви Ириней, Климент Александрийский, Иероним, а также Ориген тоже подтверждают авторство Марка при содействии Петра. Действие За малыми исключениями, Евангелие от Марка характеризуется действием, а не долгими беседами. В стремительно развивающемся повествовании, что особо подчеркивается словом «тотчас» и его синонимами (восходящими к одному и тому же греческому слову), евангелист раскрывает деятельность Иисуса, могущественного и облеченного властью Сына Божиего. Композиция Хотя в целом материалы у Марка расположены в хронологическом порядке, ключевые понятия и тематические параллели иногда определяют принцип размещения отдельных эпизодов и высказываний. Например, в Мк. 2: 1 — 3: 6 собраны рассказы о власти Иисуса прощать грехи, трапезничать с мытарями и грешниками, позволять ученикам не соблюдать пост, разрешать им срывать колосья и есть зерна в субботу и в субботу же лично совершать исцеления. Очевидно, Марк помещает эти рассказы рядом потому, что в них речь идет о власти Иисуса. Цель Современные исследователи выдвинули ряд различных предположений о намерениях евангелиста. Например, некоторые считают, что Марк написал свое евангелие, чтобы дать новообращенным катехизическое наставление. Однако это мнение плохо согласуется с тем, что Марк привел не так уж много поучений Иисуса. Другие думают, что Марк предназначал свое евангелие для использования в церковных службах. Но в композиции и стиле книги нет той гладкости и симметрии, которых можно было бы ожидать от богослужебного текста. Есть и такие, кто полагает, будто бы Марк хотел восполнить то упущение, что Иисус не провозгласил Себя Мессией, и поэтому Марк слегка затушевывает эту помеху для христианского вероучения, придумав тайну мессианства, то есть вложив в уста Иисуса запреты ученикам рассказывать о Его мессианстве, чтобы создать видимость того, будто бы Иисус учил их, что Он — Мессия, хотя в действительности Он этого не делал69. (W.Wrede, The Messianic Secret (Cambridge: Clarke, 1971). Вреде приписывает это намерение тем предшественникам Марка, чьими материалами пользовался евангелист) Другие же, напротив, уверены, что Марк, придумав тайну мессианства, старался смягчить политический вызов римским властям, брошенный служением, явно мессианским по своему характеру. В основе обоих подходов, делающих упор на тайне мессианства, лежит чрез мерный скептицизм по отношению к точности рассказа Марка. У большинства читателей не возникает впечатления, будто бы Марка смущает излишний или недостаточный акцент на мессианстве Иисуса в предании о Нем. Более того, как мы увидим, запреты Иисуса на разглашение были вызваны, по всей вероятности, разными причинами, изменявшимися от случая к случаю, и ни одна из этих причин не имела уже значения для Марка и его читателей. И еще одна возможность — что Марк писал для поддержки гонимых христиан, указывая им, что Иисус тоже страдал и умер. Но почему же тогда Марк посвятил основную часть своего Евангелия чудесам Иисуса и изгнанию Им бесов, той власти, с которою Он учил и отвечал противникам, и почему Марк по мере возможности затушевывает и стирает черты страдания в картинах взятия Иисуса, суда и распятия?
|