![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Смерть и воскресение
Взятие Иисуса под стражу и иудейский суд над Ним про исходили в четверг ночью" 4, (В делах, допускающих смертную казнь, иудейская судебная процедура позже (а возможно, и ранее) устанавливала, что суд должен начинаться в дневное время и, если он не будет закончен, на ночь объявляется перерыв; что для оправдания достаточно перевеса в один голос, но для осуждения необходимо большинство по крайней мере в два голоса; что оправдательный приговор может быть вынесен в самый первый день, но вынесение обвинительного приговора должно быть отложено до следующего дня, чтобы судьи имели время тщательно взвесить свое решение; поэтому никакой суд не мог начинаться в канун субботы или иного праздничного дня; обвиняемого нельзя было принудить свидетельствовать против самого себя и нельзя было осудить на основе его собственных показаний (Babylonian Talmud, Sanhedrin 4.1.3-5; 5: 1, цитируется в C.K.Barrett, The New Testament Background: Selected Documents, 2d ed. [San Francisco: Harper & Row, 1987], 213-15). Возможно, саддукеи, которые главенствовали в синедрионе во времена Иисуса, пренебрегали правами обвиняемого, в отличие от более позднего синедриона, возглавляемого фарисеями. С другой стороны, опасность, которую члены синедриона видели в Иисусе, вполне могла заставить их нарушить свои обычные правила судебной процедуры.) римский суд рано утром в пятницу, распятие продолжалось от середины утра до второй половины дня, и погребение совершилось в конце дня. Слова Иисуса, произнесенные на кресте, называются «семь последних слов» (Мф. 27: 46; параллельные Мк. 15: 34; Лк. 23: 34, 43, 46; Ин. 19: 26-27, 28, 30). Воскресение произошло очень рано в воскресенье, и Иисус являлся Своим ученикам множество раз в течение сорока дней Своего служения после Воскресения. И наконец, Он был вознесен за неделю с небольшим до излияния Святого Духа в день Пятидесятницы.
То, что Иисус действительно воскрес из мертвых, подтверждается изъянами альтернативных допущений. Одно из них сводится к тому, что Иисус только казался мертвым, находясь в коматозном состоянии, из которого позднее на какое-то время вышел. Однако смерть Иисуса подтверждается тем, что Он перенес жестокие побои, в течение шести часов провисел на кресте, что Он был проткнут копьем, из-за чего истекли кровь и вода, что Он был умащен и обернут пеленами, и, наконец, тем, что Он был погребен в гробнице, заваленной камнем с приложенной печатью. Другие предполагают, что ученики похитили тело Иисуса. Но для этого им надо было бы расправиться с римскими стражниками, что маловероятно, или подкупить их, что настолько же неправдоподобно, так как стражники знали, что их, если они не смогут уберечь тело Иисуса от похитителей, ждет смертная казнь. То, что погребальные пелены лежали нетронутыми (даже неразвернутыми), а свитый головной плат был отложен в сторону, свидетельствует против поспешного выноса тела похитителями. Воры обычно не тратят времени на приборку. В данном случае они бы, вероятно, унесли тело вместе с пеленами. Изумление, даже неверие учеников относительно воскресения Иисуса также указывает, что они не похищали Его тело, если только их изумление и неверие не были выдуманы с целью представить рассказ более убедительным. Но такой вымысел выглядит слишком изощренным. Настолько же маловероятным представляется, чтобы были вымышленны рассказы, в которых про апостолов говорится, что поначалу они не поверили в Воскресение, ведь ранняя Церковь вскоре начала глубоко чтить апостолов. Еще кое-кто считает, что у учеников были галлюцинации. Однако в Новом Завете приведены свидетельства явлений Иисуса в разных местах, в разное время и разным группам людей, числом от одного до более чем пятисот. В 1 Кор. 15 Павел ни больше ни меньше как предлагает сомневающимся обратиться к очевидцам. Явления были слишком многочисленными и слишком разными, чтобы оказаться галлюцинацией. Более того, ученики были психологически не готовы к галлюцинациям, поскольку они не ожидали воскресения Иисуса и, по сути дела, не поверили первым сообщениям о том, что Он воскрес. Все, что нужно было сделать неверующим иудеям, когда начала распространяться молва о воскресении Иисуса, — это представить тело. Однако они так и не смогли этого сделать. Это же возражение возникает и против допущения, будто бы ученики Иисуса пришли не к той гробнице. Почему тогда неверующие иудеи не представили тело из настоящей гробницы? Они должны были знать, где она находится, ведь они просили Пилата поставить к ней стражу. Встречаются также рассуждения о том, что ученики сформировали рассказ о воскресении Иисуса по примеру умирающих и воскресающих богов в языческой мифологии. Но черты различия здесь вырисовываются более явственно, нежели черты сходства. История не служит для мифов фоном, каким служит она для рассказа о воскресении Иисуса. Новый Завет не содержит таких параллелей с ежегодным умиранием и возрождением природы, как в языческих мифах, которые связаны, в сущности, с земледельческим циклом и плодородием. Фактографический стиль изложения в евангелиях резко контрастирует с полетом фантазии в мифах. Далее, рассказы о воскресении появились в ранней Церкви незамедлительно, без того временного промежутка, который необходим для развития детальной мифологии. Торжественное заявление Павла о том, что большинство из тех более чем пятисот людей, которые одновременно видели Иисуса, еще живы и поэтому могут быть спрошены в качестве очевидцев, представляется невероятно опрометчивым, если весь этот сюжет представляет собой продукт мифотворчества (1 Кор 15: 6). (См. с. 93-96.) Должно было произойти что-то небывалое, чтобы заставить первых иудейских учеников перенести день поклонения Богу с субботы на воскресенье. Или они заблуждались — но тогда, опять же, неверующие иудеи могли пресечь христианское вероучение, представив тело Иисуса; или они навязывали всему миру свою мистификацию — но тогда ка жется психологически невозможным, чтобы они с готовностью принимали гонения, муки и смерть ради заведомой лжи. Не менее трудно себе представить, чтобы в древнем мире фальсификаторы указали в качестве первых очевидцев воскресения Иисуса каких-то женщин, ведь свидетельствам женщин не доверяли. Не обязательно верить в богодухновенность Нового Завета, чтобы ощутить всю силу исторического свидетельства о воскресении Иисуса. Евангельские рассказы и другие свидетельства требуют объяснения, даже если не считать их освященными божественным авторитетом. Устойчивое предубеждение, что ничего подобного не могло произойти, представляет собой главное препятствие для веры в Воскресение65. Поскольку Иисус действительно воскрес, на небе есть Человек, Заступник за тех, кто верит в Него как в жертву за свои грехи. Его Воскресение также придает верующим силы для христианской жизни и служит залогом как Его возвращения, так и воскресения и вечной жизни для тех, кто верует в Него.
Учение Язык высказываний Иисуса был красочным и образным. В нем изобиловали стилистические фигуры. Иисус часто вставлял в речь легко запоминающиеся остроумные сентенции и игру слов, которая обычно пропадает при переводе. Многие высказывания имеют форму параллелизма, характерную для семитской поэтики. Он в совершенстве владел жанром притчи. Содержание Своего учения Иисус выстраивал на основе ветхозаветного этического единобожия, то есть веры в единого Бога, любящего и праведного, Который действует в истории для искупления и суда в соответствии со Своими взаимоотношениями завета с людьми. Объявляя прощение грехов, провозглашая Себя Судией предопределения каждого человека в вечности, требуя полной преданности Себе, делая удивительные утверждения в форме «Я есмь...»66 (В Синод, переводе — иногда без слова «есмь». — Прим. перев) и придавая многим Своим высказываниям тон верховной властности начальным словом атеп (переводимым как «истинно»), Иисус проявлял Свою уникальность.
|