Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы дистанционного обучения
Метод (от греч. metodos – букв. путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения содержания учебного материала. Методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, их классифицируют по нескольким основаниям [13]: – по источникам передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников, C.И. Перовский) – словесные (рассказ, беседа, лекция и пр.), наглядные (показ, демонстрация и пр.), практические (лабораторные работы, сочинения и пр.); – по характеру взаимной деятельности учителя и учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткина) – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский; – по основным компонентам деятельности учителя (Ю.К. Бабанский): а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса – познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении – разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый). Мы полагаем, что уместно говорить о методах обучения, используемых в дистанционном обучении, выборе их оптимального сочетания и применимости в данном виде обучения. Впрочем, в дистанционном учебном процессе можно использовать практически все методы обучения, опробованные в традиционном [7]. Необходимо только найти соответствующую каждому методу технологию обучения в Интернете. Обобщенный список методов, актуальных для дистанционного обучения включает информационно-рецептивный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский методы [10]. В условиях дистанционного обучения, на наш взгляд, следует различать: – методы взаимодействия обучающихся и обучающих с информационно- образовательной средой и между собой (активные и интерактивные); – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы трансляции учебных материалов (кейс-технология, ТВ-технология, сетевая технология); – методы стимулирования учебной деятельности (методы развития интереса и методы развития ответственности); – методы контроля и самоконтроля (индивидуальные и групповые, репродуктивные и творческие, синхронные и асинхронные).
|