Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Трудовые арбитры (ст. 384 ТК).
Трудовыми арбитрами могут быть: - научные работники; - общественные деятели; - работники других нанимателей; - иные определенные сторонами лица, имеющие высшее юридическое образование и опыт работы по специальности не менее трех лет. - работники органов государственного управления; - в число трудовых арбитров, привлекаемых для рассмотрения коллективного трудового спора, не могут входить представители сторон по рассматриваемому делу. - списки лиц, которые могут привлекаться в качестве трудовых арбитров (кадровый реестр трудовых арбитров Республики Беларусь), составляются Республиканским трудовым арбитражем с учетом предложений органов государственного управления по вопросам труда, юстиции, местными исполнительными и распорядительными органами.
Понятие надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Система и компетенция органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Роль профсоюзов в осуществлении контрольных функций. Термин «надзор» и «контроль» в трудовом законодательстве употребляются как равнозначные, хотя контроль – это проверка соответствия деятельности подконтрольных организаций требованиям нормативных правовых актов, а надзор – это наблюдение компетентных органов за обеспечением точного и единообразного исполнения нормативных правовых актов. Требования, предъявляемые к контролю и надзору: - систематичность; - своевременность; - всесторонность; - объективность; - компетентность; - гласность; - действенность; - результативность. Виды контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства: - государственный; - общественный. Система государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (ст. 462 ТК): - систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством. Общественный контроля за соблюдением законодательства о труде (ст. 463 ТК): - общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы в порядке, установленном Правительство Республики Беларусь; - для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы имеют право запрашивать и получать необходимую информацию от нанимателя, государственных органов. Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде в Республики Беларусь: - специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации организаций и их вышестоящих органов; - профессиональные союзы; - генеральный прокурор Республики Беларусь и нижестоящие органы прокуратуры, осуществляющие надзор за точным и неуклонным исполнением законов о труде всеми министерствами и ведомствами, организациями и их должностными лицами; - различные органы государства, осуществляющие контроль и надзор за соблюдение законодательства о труде, наряду с выполнением ими своих основных функций (Советы депутатов и их исполкомы, администрации районов в городах, министерства и ведомства). Задачи Министерства труда и социальной защиты: - разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики по решению комплексных проблем в социально-трудовой сфере, народонаселения; - повышение уровня жизни и доходов населения; - развитие социального страхования и кадрового потенциала; - совершенствование системы оплаты труда и социального партнерства; - улучшение условий и охраны труда; - обеспечение эффективной занятости и социальных гарантий населения, социальной защиты семьи, женщин, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных в запас (отставку) с военной службы и из органов внутренних дел, и членов их семей и других категорий граждан, нуждающихся в государственной поддержке; - совершенствование законодательства о труде, занятости, миграции и социальной защите населения и контроль за его соблюдением; - осуществление международного сотрудничества в установленной сфере деятельности. Большими полномочиями по осуществлению надзора и контроля в сфере трудовых отношений наделены профессиональные союзы. Они могут осуществлять общественный контроль за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства о труде через профсоюзные технические и правовые инспекции труда, создание которых предусмотрено уставами профсоюзов, и в организациях, где работают члены данного профсоюза и создана в установленном порядке первичная профсоюзная организация. Права профсоюзов: - проверки соблюдения законодательства о труде, а также выполнение нанимателями, их должностными лицами условий коллективного договора (соглашения) в организациях, где работают члены данного профсоюза; - запрашивать и получать от нанимателей необходимую информацию, сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты; - осматривать рабочие места, проводить независимую экспертизу обеспечения здоровых и безопасных условий труда; - участвовать в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, механизмов и инструментов, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда; - требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда, угрожающих жизни и здоровью – приостановления работ до принятия решения соответствующими органами государственного управления; - подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав; - участвовать в разработке государственных программ по вопросам охраны труда, а также нормативов, правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профилактики профессиональных заболеваний и другие.
|