Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. В данном литературном обзоре охвачены несколько направлений работы по коррекции и развитию внимания




В данном литературном обзоре охвачены несколько направлений работы по коррекции и развитию внимания, и это является новым подходом к заявленной проблеме. Такой обзор является актуальным для проведения практикумов по общей психологии, поскольку студенты психологических специальностей имеют широкий диапазон возможностей изучать теоретическую основу и диагностические приемы всех познавательных процессов, в том числе и процессов внимания. Однако не всегда уделяется должное внимание методам и способам развития и коррекции видов и свойств такого необходимого психического процесса. Различные виды коррекционных, развивающих и тренинговых процедур рассматриваются только на старших курсах и, в основном, в рамках какого-либо психологического или психотерапевтического направления (таких, как, например, гештальт-терапия, символ-драма, НЛП и т.д.), и часто это методы коррекции и выработки навыков, полезных для развития личности, становления самосознания, личностного роста, профессионального становления и т.д. Все это, безусловно, теснейшим образом связано с развитием различных свойств и видов внимания. Однако нет четкой дифференциации, как развивать и корректировать такие свойства как устойчивость, концентрация, переключение, распределение, объем внимания, какими методами и технологиями можно достичь наилучших результатов в этом направлении деятельности. Между тем, мы много времени уделяем диагностике внимания, его видов и свойств. В рамках практических занятий по курсу «Общая психологи: Раздел «Внимание», студенты дифференцированно исследуют все эти свойства, разбираются, чем отличается направленность и концентрация, устойчивость и распределение внимания и т.д. Поэтому мы считаем, что такой вид деятельности необходимо дополнять заданиями на подбор коррекционных процедур и мероприятий, игр, развивающих упражнений, тренингов выработки практических навыков внимательности. Для этого в процессе диагностики какого-либо свойства или вида внимания (произвольного, непроизвольного, постпроизвольного, зрительного, слухового и т.д.) нужно давать студентам задание на подбор соответствующих коррекционных упражнений. Проводить подобранные методики необходимо в процессе практических занятий в виде творческих семинаров, ролевых, подвижных, интеллектуальных и сюжетных игр, в виде инсценировок и т.д. Это будет способствовать закреплению полученных знаний о диагностике различных видов и свойств внимания, о специфике самих этих видов и свойств, будет давать знания о способах их коррекции и развития, закреплять представления о существующей коррекционной литературе, как, где, в каком возрасте, для какой профессии можно эффективно применять те или иные методы. Другим важным направлением коррекционной и развивающей работы является подбор упражнений и методов в соответствии с возрастом исследуемых, их профессиональной принадлежностью, используя традиционные, всем известные методы, и нетрадиционные методы (например, йогу, медитацию, релаксацию, аутотренинг), а также новейшие достижения современной науки. Весь материал данного литературного обзора разбит на возрастные периоды. Вначале дано краткое описание возраста и характеристика развития процесса внимания в этот период онтогенеза, затем подбираются коррекционные и развивающие процедуры, соответствующие данному возрасту. Также в обзоре рассматриваются акмеологические аспекты и подходы к развитию и коррекции внимания взрослого человека на пути достижения профессионального «акме». И действительно, каждый будущий психолог должен знать, как работать с результатами диагностики, например, низкий уровень переключаемости внимания у операторов АЭС, авиалиний, железнодорожных операторов, ведь от умения распределять и переключать внимание этих профессионалов часто зависят жизни людей. Как научить концентрировать свое внимание людей творческих специальностей, какие советы дать педагогу и воспитателю, работающему с детьми с СДВГ и т.д. Важно знать и уметь применять помимо традиционных, и нетрадиционные методы. Современная наука психология сегодня идет по пути интеграции самых эффективных способов помощи человеку. Поэтому нужно уметь, знать и разбираться в различных направлениях и тенденциях психокоррекционной работы, чтобы более эффективно помогать людям справляться с проблемами психологического характера.

Учебно-методическое пособие состоит из модулей, в конце которых указывается литература, которая использовалась в написании главы, и которая может быть рекомендована студентами при самостоятельной подготовке. Дан глоссарий, что значительно облегчает работу с приведенными сведениями для студентов. Все материалы иллюстрированы рисунками и таблицами, облегчающими восприятие текста. Данное учебно-методическое пособие может быть рекомендовано для студентов не только психологических специальностей, изучающих общую психологию, раздел внимание, но и студентам гуманитарных факультетов и всем тем специалистам, предметом деятельности которых является взаимодействие с людьми.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал