Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Российская таможенная академия ГТК РФ, 2004 1 страницаСтр 1 из 18Следующая ⇒
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» 11.02.4.4.04.0 Н.Н. ДИМИТРОВ РИМСКОЕ ПРАВО Учебное пособие по дисциплине " Римское право" для слушателей Юридического факультета МОСКВА-2004 Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Российская таможенная академия»
Утверждено учебно-методической комиссией Ученого совета РТА
«___» ___________2004 г.
11.02.4.4.04.0 Н.Н. ДИМИТРОВ РИМСКОЕ ПРАВО Учебное пособие по дисциплине " Римское право" Для слушателей юридического факультета МОСКВА УДК…………………………….. Римское право: Учебное пособие / Н.Н.Димитров. – М.: РТА, 2004. – 89 с. Научный редактор: Ю.А. Новиков, докт. юрид. наук, профессор Рецензенты:
Учебное пособие подготовлено в соответствии Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Римское право». В нем изложены теоретические материалы и схемы по основным темам курса, предусмотренным учебным планом Российской таможенной академии. Пособие предназначено для слушателей юридического факультета всех форм обучения. Российская таможенная академия ГТК РФ, 2004 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Потребность в изучении «Римского права» определяется той особой ролью, которую оно сыграло как в истории права в частности, так и в культурной истории человечества в целом. Оно зародилось более 2500 лет назад в качестве права небольшой сельскохозяйственной общины на территории современного города Рима и эволюционировало вместе с ростом и развитием создавшего его государства. Римское право приспосабливалось к регулированию вновь возникающих хозяйственных отношений. За тысячелетнюю историю римского государства оно превратилось в инструмент правового регулирования отношений в обществе с развитой товарно-денежной, «рыночной» экономикой. Этот уникальный опыт позволил римскому праву пережить создавший его народ. Традиция изучения римского права в западноевропейских университетах и его приспособленность к нуждам рыночных отношений позволили ему получить «вторую» жизнь в период зарождения капиталистических отношений в Европе в Новое время. Произошла рецепция римского права, то есть его сознательное заимствование и использование в судах, а также при разработке собственного законодательства стран Европы. Римское правовое наследие частично было задействовано и национальными правовыми системами неевропейских стран, попавших в тот или иной исторический период в сферу влияния стран континентальной Европы. В этой связи вполне очевидно, что происходящие в последние годы в России изменения общественно-экономического строя, необходимость их юридического оформления требуют углубленного подхода к изучению римского правового наследия. Значение римского права для современного юриста состоит в следующем: а) тексты римского права явились той основой, на которой развивалась общая теория гражданского права; ряд общепризнанных терминов и понятий могут быть усвоены лишь при изучении их по первоисточнику, а юристу необходимо отчетливо понимать их смысл; б) римское право отличается точностью формулировок, продуманностью конструкций, а овладение высокой юридической техникой необходимо как для законотворческой, так и правоприменительной практики; в) изучение римского права существенно расширяет кругозор юриста, повышает его профессиональную и общую культуру. Историческое значение римского права определяет и характер его изучения на юридическом факультете. В рамках данной дисциплины слушатели знакомятся не со всем римским правом полностью, а лишь с одной его частью – римским частным правом, которое объемлет ту область правового регулирования, которая в настоящее время находится в сфере действия гражданского и коммерческого (торгового) права. Именно в этой области наследие римской юридической мысли актуально до сих пор. Основной целью данного курса является изучение теоретических положений и отдельных норм римского права и проведение сравнительного анализа с действующим гражданским законодательством Российской Федерации. По форме и содержанию курс является историко-правовой дисциплиной, имеющей особое значение в пропедевтическом (подготовительном) аспекте, как введение в курс отечественного гражданского права. В изучении римского права необходимо выделять как исторический уровень (история римского частного права), так и логический уровень (система или «догма» римского частного права). При изучении истории римского права должно быть освещено изменение институтов этого права от момента зарождения до его кодификации императором Юстинианом на закате истории Древнего Рима. Курс римского права знакомит слушателей с основными составляющими римской правовой системы как комплексом взаимосвязанных абстрактных положений. Эта система посредством средневековых юридических школ легла в основу континентальной (прежде всего французской и немецкой) правовой системы. Поэтому она, несомненно, является неотъемлемой методологической базой профессионального юридического образования, подготавливающей слушателей к более сознательному изучению курса гражданского права, способствуя развитию юридического мышления. Не лишним является и сравнение с аналогичными институтами англосаксонского правового семейства и мусульманского права (шариата). Догма римского права является стержнем сравнительного правоведения, позволяющим увидеть общее и особенное в отечественном и зарубежном праве. Кроме того, в контексте римского права должна быть усвоена латинская правовая терминология, которая стала международным языком юристов. Это обстоятельство требует от слушателей знакомства с элементарным курсом основ латинского языка. Для познания римского частного права необходимо также наличие определенного объема знаний в области римского публичного (государственного) права, изучаемого в рамках курса истории государства и права зарубежных стран. В основной своей части курс состоит из самостоятельных и лекционных занятий, в ходе которых систематически излагается и изучается основной материал, а также прочитываются и комментируются основные источники римского права – произведения юристов античности и средневековья, документы, принадлежащие к различным эпохам, составившие в конечном итоге канон римского права, дошедший до настоящего времени. Кроме того, слушатели самостоятельно изучают предусмотренные программой темы, которые не вошли в план лекционных и семинарских занятий. Слушатели, обучающиеся по заочной форме, пишут контрольную работу, успешное выполнение которой является важным критерием итоговой оценки. Материал в пособии излагается в основном в порядке, принятом в большинстве курсов римского права, восходящим еще к Дигестам (Пандектам). Прежде всего, речь идет о лицах (" Ибо чего стоит познание права, пока неизвестны лица, ради которых оно установлено – Nam parum est ius nosse, si personae, quarum causa statutum est, ignorentur", – сказано в Институциях Юстиниана). Далее рассматриваются вещи как телесные, так и бестелесные (incorporales), и, наконец, – иски и различные частные вопросы и разделы права, такие как семейное и наследственное право. Слушателям рекомендуется использовать в обучении новые компьютерные технологии и сеть Internet, не злоупотребляя ими. Файлы, скопированные из сети, легко распознаваемы, носят слишком общий характер, к сожалению, зачастую очень неточны и содержат множество фактических и грамматических ошибок. Таким образом, целью изучения дисциплины «Римское право» является повышение общетеоретического уровня подготовки будущих юристов таможенных органов Российской Федерации, а также предварительное ознакомление их с отдельными элементами гражданско-правовых дисциплин, которые будут изучаться в дальнейшем.
Понятие и предмет римского права, периодизация его истории. Система и источники римского права. Рецепция римского права.
Понятие и предмет римского права, периодизация его истории. Рим поистине «вечный город», и не только потому, что выйдя из тьмы варварства в 8 веке до н.э., он продолжает стоять на берегах р. Тибр и в настоящее время. За свою почти двух с половиной тысячелетнюю историю он прошел путь от маленькой крестьянской общины до мировой державы, создав культуру, которая легла в основу европейской цивилизации.[1] Герои Рима спустя полторы тысячи лет после его падения остались постоянными спутниками человека европейской культуры. Понятие римского права. Термином «Римское право» обозначается право античного Рима, право Древнеримского государства. Римские юристы делили право своей страны на две большие области: публичное и частное. Критерием такого деления, по мнению римского юриста Ульпиана, являлся характер интересов, защищаемых правом: нормы публичного права защищали интересы государства, нормы частного права – интересы частных лиц. В публичном праве римские юристы разрабатывали: правовое положение святынь и жрецов; полномочия государственных органов (магистратур) и должностных лиц; понятия власти (империум), гражданства и ряд других институтов государственного и административного права. При переходе от республики к монархии римские юристы приложили немало усилий для правового оформления режима цезаризма и обоснования претензий императоров на законодательную власть (Гай, Ульпиан). Так, по мнению Ульпиана (ок.120 – 228 гг. до н.э.), акты императора также являются законами. Ему принадлежит утверждение о том, что «…принципс свободен от соблюдения законов», «что угодно приципсу, то имеет силу закона». Римское частное право определяло правовое положение субъектов в имущественных отношениях и устанавливало возможность субъектов совершать сделки имущественного характера. Частное право регулировало: брачно-семейные отношения; отношения связанные с собственностью и другими правами на вещь; обязательственные права; наследственные отношения; вопросы защиты частных прав. Таким образом, предметом изучения “Римского частного права” (далее – РЧП) являются важнейшие институты имущественного права. Периодизация истории частного права. Становление и развитие РЧП происходило одновременно с развитием Римского государства. Но право как часть надстройки несколько отставало в своем развитии от становления государственности. Тысячелетняя история Римского государства подразделяется на три периода: Первый – царский.( 753 г. /образования Рима/ – 509 /изгнание из Рима последнего царя Тарквиния Гордого/ до н.э.).[2] В этот период Рим постепенно превращался из примитивной варварской общины в город ‑ государство, начинают складываться социальная структура рабовладельческого общества и зачатки государственного аппарата. По преданию царь Ромул придал общине правильную организацию, создал сенат – совет старейшин из 100 человек, который вместе с царем и народным собранием управлял Римом. Первых трех царей, включая Ромула, историки считают фигурами легендарными. Последующие цари так называемой этрусской династии являлись реальными историческими деятелями, были этруссками по происхождению[3]. Этруски стояли в 7 ‑ 6 вв. до н.э. на более высоком уровне развития, чем римляне, поэтому с воцарением в Риме этрусской династии меняется и облик города и сам характер царской власти. Например, Сервий Туллий обнес город крепостной стеной и провел очень важную реформу, похожую на реформу Солона в Афинах. Он разделил всех жителей Рима на пять имущественных классов и распределил, в зависимости от их состояния, права и обязанности населения города. Правление же последнего царя Тарквиния Гордого осталось в памяти римлян как жестокая тирания. Этрусские цари стремились присвоить себе всю полноту власти в обществе. Появилось представление о высшей неделимой власти – «империй» – и внешние знаки ее отличия: царь носил пурпурное одеяние, восседал на троне из слоновой кости, его сопровождала свита ликторов из 24 человек, несущих фасцы – связки прутьев с топором в середине. Фасцы означали право царя решать вопрос о жизни и смерти любого члена общины. Это усиление власти царей вызывало недовольство родовой знати, заседавшей в сенате, с представителями которой цари все реже совещались и против воли которой проводили свою политику. Поэтому Тарквиний Древний и Сервий Туллий были убиты, а против Тарквиния Гордого знать подняла восстание, сумев привлечь на свою сторону римский народ. Царь и весь его род были изгнаны из Рима, а царская власть навсегда отменена. Всякий, кто пыался ее восстановить, объявлялся врагом римского народа и приговаривался к смертной казни. Второй – республиканский (509 – 27 гг. до н.э.). В это время в Риме сложились античное рабство и республиканские государственные учреждения: народные собрания, сенат, магистраты. Вместо царей в Риме стали ежегодно избирать двух должностных лиц – консулов. Консулы получили империй, то есть. высшую неделимую власть, которой раньше обладали цари. Консулы оказывались под сильным контролем сената, членство в котором было пожизненным. Именно сенат с этого времени располагал всей полнотой политической власти в общине. Постепенно число консулов увеличилось, а в случае большой военной опасности стали назначать диктатора – единоличного правителя – сроком на полгода.[4] В ранней римской республике (5 ‑ 4 вв. до н.э.) помимо деления граждан на пять имущественных классов существовало еще деление на два сословия – патриции и плебеи. Патрициями называли римских аристократов, из среды которых избирались магистраты – лица, занимавшие высшие должности. Плебеи – масса, народ – были свободным, но не полноправным населением Рима. Многих плебеев за долги обращали в рабов. Они не принимали участие в управлении государством. Между плебеями и патрициями велась острая борьба за уничтожение долгового рабства и утверждение гражданского равноправия. Она длилась два столетия. Рим с самого начала своей истории вел постоянные войны с соседями либо за сохранение своей независимости, либо за захват чужой земли. Эти войны требовали напряжения сил всего народа, поэтому патриции были вынуждены делать некоторые уступки плебеям. Они получили право избирать народных трибунов, которые должны были их защищать от произвола патрициев. В 451 – 450 гг. до н.э. была произведена запись законов под названием “Законы XII таблиц”. Они ограничили произвол магистратов и положили начало римскому частному праву. Одновремнно шла борьба римлян за укрепление своего положения среди латинских племен в Лациуме, а затем с италийскими племенами Средней Италии, греческими полисами Южной Италии и этрусскими городами. Война давала большую добычу и, главное, землю, которой всегда нехватало крестьянам. Выгоды от завоеваний ощущали все члены общины, что объединяло их. К 60-м годам III в. до н.э. почти вся Италия была завоевана римлянами. После завершения борьбы патрициев и плебеев (287 г. до н.э.) в Риме окончательно сложился полисный тип государства, такой же, как и в Греции. Каждый гражданин римской общины имел право на земельный участок и долю в военной добыче. Все граждане в равной мере были ответственны перед законом, и нельзя было обратить гражданина за долги в рабство. Народное собрание было высшим избирательным и законодательным органом. Но политический строй Рима носил явно аристократический характер. Вся власть была в руках знати (нобилитета), которая тщательно охраняла магистратуры и сенат от проникновения людей незнатного происхождения. Победа над Карфагеном, а затем и над многочисленными полководцами и царями в Восточном Средиземноморье превратило Рим в самую крупную рабовладельческую державу Древнего мира. Завоеванные страны обращались в римские провинции, то есть. земли, добытые победой в войне и принадлежащие всей общине. Они облагались налогом, должны были содержать находящиеся на их территории войска и наместников. Наместники назначались сенатом из числа бывших высших магистратов. Старая, приспособленная для нужд маленькой гражданской общины, политическая система не в состоянии была справиться с проблемами управления громадной державой. На политической арене Рима появилась новая сила –честолюбивые полководцы и верная им армия, готовая идти за своими командирами не только против врагов римского народа, но и против самого Рима. Первым воспользовался армией для захвата власти Луций Корнелий Сулла. В 82 г. до н.э. он добился принятия закона, который в обход всех республиканских традиций предоставил ему диктатуру на неопределенный срок. Он издавал законы, назначал магистратов, вел внешнюю политику, мог свободно распоряжаться жизнью и имуществом граждан. Его диктатура (82-79 гг. до н.э.) положила начало гражданским войнам. В 45 г. до н.э. Гай Юлий Цезарь объявил себя вечным диктатором, но через год был убит заговорщиками. Это вновь ввергло страну в пучину гражданских войн. Его преемник Марк Антоний провел закон, который запрещал диктатуру на вечные времена. Конец гражданской войне положил сын Цезаря Октавиан. Рим получил долгожданный мир. В 27 году до н.э. власть в Риме перешла в руки Октавиана, принявшего имя Агуста (“возвеличенный божеством”). Он не стал раздражать римлян откровенной демонстрацией своего всевластия. Объявив себя “первым среди равных”, принципсом, он провогласил наступление всеобщего мира и “золотого века”. С его именем связан переход от республики к империи. Третий период – имперский (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.). Это последний период в истории Римского рабовладельческого государства. Он делится на два этапа: первый этап ‑ принципат – 27 г. до н.э. – 284 г. н.э. Это форма рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть принадлежала принцепсу – первому в списке сенаторов. Это был период наивысшего расцвета римской державы. Она больше не вела крупных завоевательных войн. Большинство правителей занималось внутренними делами своего огромного государства. По всей империи возводились многочисленные города с цирками, амфитеатрами, термами. Рим превратился в столицу единого средиземноморского государства с огромным многонациональным населением. В этом государстве уже жили не граждане, а подданные императора. При императоре Трояне во II веке империя достигла максимальных границ. Второй этап ‑ доминат – 284 г. (начало правления императора Диоклетиана) –476 г. (прекращение существования Западной Римской империи) – неограниченная монархия.[5] Усилившийся с началом 3 в. кризис рабовладельческого способа производства привел к упадку сельского хозяйства, ремесла и торговли, возвращению к натуральным формам хозяйства, отпаданию провинций и разделению империи на Восточную и Западную (395 г.). Восстания местного населения в сочетании с вторжением варваров потрясали Рим. В 476 г. вождем германских наемников Одоакром был низложен последний император Западной римской империи Ромул Августул. Восточная римская империя под названием Византия еще просуществовала около 1 тысячи лет. Право, как явление надстроечное, развивалось с некоторым отставанием от развития государства. Но и в отношении права ученые – романисты также выделяют три периода. Первый период ‑ древнейший. Он исчисляется от реформ Сервия Тулия (VI в. до н.э.) до первой Пунической войны (сер. III в. до н.э.). Право этого периода – квиритское, цивильное соответствовала ранней ступени государственности, а поэтому было неразвито, характеризовалось архаичностью, замкнутостью и т.п. Второй период – классический (середина III в. до н.э. – конец III в. н.э., начало правления Диоклетиана). Этот период характеризовался господством преторского права, расцветом римской юриспруденции. Третий период – постклассический (конец III в. н.э. – IV в. н.э.), когда был исчерпан творческий потенциал римского частного права. Стирание граней между отдельными ветвями римского права позволило осуществить её систематизацию. Полная систематизация была проведена в Византии в VI веке. Система и источники римского частного права. Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время: 1) квиритское (цивильное); 2) преторское; 3) право народов. Нормы квиритского (цивильного) права формировались и развивались в VI – середине III веков до н.э. Они регулировали отношения между квиритами – римскими гражданами. Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитые торгово-денежные отношения. Жизнь настоятельно требовала привести старые нормы в соответствии с новыми условиями и потребностями общества. Поэтому наряду с квиритским правом появилось преторское право. Оно выросло из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов (извещения, предписания, приказания должностного лица).[6] Марциан называл его «живым голосом цивильного права». В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старого закона новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права. Осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали следующий шаг. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права. Преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Предоставляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавал новые формы права. Эти нормы права были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлись принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистического учения о естественном праве, согласно которому все люди равны и свободны от рождения. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности. Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для совершения сделок с участием иностранцев. В республиканский период в силу этого появилось еще одна система частного права – право народов, которое впитало в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта, некоторых других государств. В отличии от квиритского и преторского права нормы права народов регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории римского государства. Это право отличалось простотой, отсутствием формальностей и гибкостью. Все три ветви длительное время дополняли друг друга. При этом существенным было влияние права народов на квиритское право, и последнее стало терять свои специфические черты. Постепенно происходило сближение всех трех систем. К середине 4 века все три системы образовали единое римское частное право. Источники римского частного права – это способ, форма образования норм права. К ним относятся: обычное право; законы народного собрания; постановления сената; императорские конституции; эдикты магистратов и деятельность юристов. Для каждого периода истории римского права характерны свои источники. Наиболее характерными из них были: Для древнейшего периода: 1.Обычное право – как совокупность правовых обычаев. Они были распространены еще до появления государства. Их соблюдение не связывалось с государственным принуждением. 2. Законы – писаный источник права. Они принимались народными собраниями и утверждались сенатом. В 451 ‑ 450 гг. до н.э. была сделана запись обычаев – Законы 12 Таблиц. В 326 г. до н.э. был принят закон Петелия, отменивший долговое рабство и убийство должника за неуплату долга. Позднее был принят еще ряд законов. 3. Эдикты магистратов – это обязательные правила, которые разрабатывались и устанавливались магистратами при вступлении в должность. В них магистраты излагали программу своей судебной деятельности. Эдикт был действителен в течение года. По истечении этого срока вступал в силу эдикт вновь избранного магистрата. Он брал из предыдущего эдикта наиболее удачные формулировки, приобретавшие из года в год устойчивую форму. Источники классического периода. К ним следует отнести: Сенатусконсульты – акты сената, имеющие силу закона. Поскольку сенат был лишен законодательной инициативы, все постановления исходили от императора (принципса) и закрепляли его волю. Конституции императора – это распоряжения императора. Ульпиан писал: «То, что угодно принцепсу, имеет силу закона». Конституции были четырех видов: 1) эдикты – общие распоряжения императора, обращенные ко всему народу; 2) мандаты – инструкции, адресуемые должностным лицам; 3) декреты – решения по судебным делам, которые рассматривались императором; 4) рескрипты – императорские распоряжения по отдельным вопросам, с которыми к нему обращались римские граждане и магистраты. Декреты и рескрипты толковали нормы права. В первой половине 2 в. по указанию императора был составлен окончательный текст преторского эдикта. Деятельность юристов была в Римском государстве самостоятельной формой правообразования. Юристы вырабатывали формулы для юридических действий, давали консультации частным лицам, решали казусы и восполняли пробелы в праве. Юридические решения конкретных вопросов приобрели обязательное значение и стали распространяться на аналогичные ситуации. Существенное влияние на развитие права оказала деятельность Лабеона, Капитона, Юлиана, Цельзы, Помпония, Ульпиана, Гая и других. Источники постклассического периода. Сенат с конца III в. потерял свои законодательные полномочия. Конституции императора стали важнейшим источником права. Выраженная в законе воля императора приобрела безусловную, обязательную направленность. Деятельность юристов также с середины III в. утратила свое значение как источник права. В 426 г. был принят закон, согласно которому обязательную силу по вопросам права имели лишь сочинения пяти юристов: Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана и Модестина. Наиболее характерным явлением в развитии римского права для постклассического периода стала его систематизация. В конце 3 века принимаются Кодексы Гермонегиана и Грегориана, затем Кодекс Феодосия (438 г.). В 533 г. группой юристов (Трибониани) были созданы Институции на основе сборника Гая и некоторых других юристов. Они имели силу закона, были элементарным учебником права. В них излагались основные положения о лицах, вещах, юридических действиях. Институции состояли из четырех книг, разделенных на титулы и параграфы.
|