Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть I. Изменения в американском образе жизни в своей книге Открытие будущего Джоэл Баркер рассказывает историю кварцевых часовСтр 1 из 15Следующая ⇒
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И БИБЛЕЙСКАЯ ИСТИНА ИЗМЕНЕНИЯ В АМЕРИКАНСКОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ По иронии судьбы, именно швейцарец изобрел кварцевые часы. В 1967 году в Федеральном исследовательском центре в Нефшателе был произведен первый образец таких часов. Они были представлены швейцарским промышленникам, но те не проявили к ним никакого интереса! Не сохранилось никакого документального свидетельства о реакции часовщиков на это событие, но в статье ив журнала " Форчен" от 14 января 1980 года приводится следующее объяснение случившемуся: " Виною оказалась негибкость мышления швейцарских часовщиков. Они попросту отказались использовать одно из величайших технологических открытий в истории счета времени -изобретение электронных часов... Швейцарские компании были так преданы традиционной технологии, что не могли - или не желали - увидеть новые возможности, открываемые электронной революцией". Швейцарские часовщики знали часы. Их часы были лучшими в мире. У часов есть колесики, рычаги, привод, пружины. Они тикают. У кварцевых часов ничего этого не было. Швейцарцы не смогли разглядеть потенциальные возможности этого изобретения. В итоге изобретатели выставили свое открытие на международной торговой ярмарке. Там часовщики точно также проигнорировали новый товар. Его потенциальные возможности разглядели две фирмы: " Сейко" и " Тексас Инструментс", ранее не занимавшиеся производством часов. Что произошло дальше, хорошо известно. Швейцарские часовщики относились к своей профессии с позиции определенной парадигмы*. " Парадигма - это ряд предположений, которые предусматривают достаточно целесообразные повседневные задачи и исследования в данной области". От установки человека зависит, что он видит - или не видит. Швейцарские часовщики потеряли рынок из-за того, что они знали, или думали, что знали, что такое часы. Только люди, ранее не занимавшиеся производством часов, смогли разглядеть потенциальные возможности нового изобретения. Такое случается часто в силу инертности мышления. Желание перемен должно возникнуть раньше, чем мы сможем поменять установку. Когда мы смотрим на церковь, мы видим ее сквозь призму традиционной парадигмы. Например, все мы знаем, что в церкви есть алтарь, кафедра, скамьи, священнослужители. Нам трудно вообразить себе церковь, в которой бы не было хотя бы одного из этих привычных атрибутов. Но что если вдруг, по какой-либо причине окажется невозможным иметь их в церкви? Прекратит ли церковь свое существование, или мы вынуждены будем изменить свою установку и приспособиться к новым условиям? Божьи люди начинали свою деятельность совсем в иной обстановке и делали свое дело весьма неплохо. А Божьи люди в Юго-Восточной Азии уже целых 40 лет обходятся без этих атрибутов церкви. Христиане из Восточной Азии излагают историю со своей точки зрения. В октябре 1949 года к власти в стране пришли коммунисты. Все миссионеры-иностранцы были высланы, а местные лидеры, обученные ими, были либо убиты, либо помещены в тюрьмы. В 1957 году те, кто упорно не желал отказываться от своей веры, были сосланы в тюремные лагеря. Все официально существующие церкви находились под контролем властей и с 1966 по 1976 годы были закрыты. Оставшиеся в живых христиане были вынуждены изменить свое представление о церкви. Они действительно выжили, и за прошедшие 40 лет их число возросло с 5 до 50 миллионов. Вы спрашиваете, почему мы вообще затрагиваем эту тему? Ведь коммунизм исчезает, и в этой стране больше нет угрозы преследований христиан. Мы не имеем ничего против алтарей, кафедр и скамей. В чем же дело? Действительно, именно в результате преследований произошла вынужденная смена парадигмы у верующих Восточной Азии. Но существуют другие, не столь очевидные причины, которые могут побудить американскую церковь перейти от алтарей, кафедр, скамей и священнослужителей к формам, о которых мы никогда всерьез не задумывались. Позвольте мне рассказать историю из личного опыта о том, как происходит смена парадигмы. В 1963 году мы с женой переехали в Бразилию на служение. Наше представление о церкви было весьма упрощенным. Церковь представлялась нам некоей общей суммой всех территориальных церквей, существующих в мире, где проповедуется благодать по вере. Мне казалось, что я - часть " надцерковной" группы людей, которые помогают другим параллельно с церковью. Итак, я видел свою задачу в том, чтобы приводить заблудших, наставлять их в вере, учить их делать то, что я делаю, вовлекать их в церкви и затем двигаться дальше. Нашим вкладом должен был быть новый плод, который даст, как мы думали, дополнительную силу и энергию существующей церкви. К тому времени протестантская церковь насчитывала примерно 5% населения Бразилии. Начинать пришлось с нуля. Мы абсолютно никого не знали в этой стране. Поэтому для меня было большим искушением сначала обратиться к церкви. Я бы мог организовать эти 5% населения, как мне казалось. Но вскоре я был вынужден признать, что это было бы глупо с моей стороны. Прежде всего мне надо было перестроить самого себя в условиях новой культуры! Все, что я мог предложить церкви - это религиозную теорию другой страны. Поэтому мы решили обратиться непосредственно к 95% населения, учась на собственном опыте. Приступая к нашей работе, мы должны были принять еще целый ряд решений. В какой город нам ехать? С какими людьми начать работать: с семьями, молодыми рабочими, военными или студентами? По ряду причин мы остановили свой выбор на студентах. Эти решения неожиданно принесли нам огромную пользу. Благодаря тому, что мы начали работать с неверующими, наша культурная адаптация происходила с помощью людей, которых мы пытались достичь. Мы увидели Бразилию такой, какой видели ее они, а не такой, какой она предстает человеку, уже воспринявшему традиционное религиозное мировоззрение. Это был свежий взгляд. В стране только что совершилась революция. Студенчество было политизировано, большинство склонялось к марксизму. Вследствие этого они отвергали любые социальные институты, будь то государственные или церковные. Установив первые контакты, мы увидели, что люди чрезвычайно подозрительно относятся ко всяким организованным структурам; они даже отказывались от книг и других печатных материалов. Поэтому мы исключили все, кроме Библии, и предлагали нашим новым друзьям просто немного почитать Писание, чтобы определить, есть ли там что-либо ценное для них. Мы старались показать им, что понимаем и принимаем их неверие. Постепенно люди начали приходить к Христу. В это же время я сблизился с одним пастором немецкой лютеранской церкви в Бразилии. В те годы европейское либеральное богословие* контролировало эту церковь. Вследствие этого многие подвергали сомнению Библию и личность Христа. Пастор остро ощущал обстановку духовной пустоты, порожденную либеральным богословием, и просил меня помочь ему. Так как около 3 миллионов человек в Бразилии официально принадлежали этой деноминации**, наша совместная деятельность оказалась очень плодотворной. Тысячи людей откликнулись на наши разъяснения Евангелия. Мы научили обращенных, чтобы они могли дальше нести Слово Божье. (**Деноминация - в религиоведении этот термин употребляется для обозначения религиозных объединений, находящихся в стадии становления, а иногда как синоним вероисповедания, конфессии.) Неожиданно для себя мы дали начало развитию двух движений: первое из них охватило тех бразильцев, которые не причисляли себя к какой-либо церкви, второе - тех, кто уже соединил свою жизнь с церковью. Мы называли их " нерелигиозные христиане" и " религиозные христиане". И вот настало время, когда мы решились объединить обе группы. Это был полный провал. Мы планировали провести вместе выходные дни и пригласили примерно около 150 человек из этих движений. В конце первого дня все отправились в соседний ресторан под открытым небом. Сразу же образовалось две компании: " религиозных христиан" и " нерелигиозных христиан". Первые пели гимны и читали религиозные стихи, вторые танцевали самбу и пили пиво. Колкие реплики сыпались со всех сторон! Ни одна из групп не признавала за другой права на место в Царстве Божьем. Размышляя над сложившимся положением, мы поняли, что попытки объединить этих людей приведут к тому, что каждая из групп утратит свою самобытность и в результате и те, и другие лишатся своих неверующих друзей. Одна группа не могла жить без алтарей, кафедр, церковных скамеек и священников, другая не могла примириться со всем этим. Мы решили продолжать нашу работу по взаимодействию обеих групп лишь на уровне лидеров, предоставив рядовым членам право следовать собственным путем. Таким образом нам удалось сохранить тенденции к движению в обеих группах. Но все же проблема осталась. Мой план привести секуляризованных** верующих в лоно существующей церкви потерпел неудачу. Мы не знали, что делать: число секуляризованных людей, пришедших к Христу, все возрастало, а идти им было некуда. И в социальном, и в культурном плане они принадлежали другому миру. Оканчивая университеты, они разъезжались по всей стране. У нас не было иного выбора, и мы продолжали отвечать на их духовные запросы, поскольку они стремились строить свои жизни по Слову Божьему. В течение последующих 20 лет мы неустанно, с Библией в руках, нащупывали свой путь в будущее, стремясь сохранить целостность и активность обоих движений. Итак, эта книга появилась на свет под воздействием того, что я вижу в американской культуре и в американской церкви. Немало говорят и пишут о колоссальных переменах в американском обществе. Я полагаю, что происходящие перемены говорят сами за себя. В нашем обществе совершается несколько крупных перемен одновременно, но я не вижу, чтобы церковь должным образом реагировала на это. Мы заняты " косметическими" переделками, а наши основные понятия остаются неизменными. Мы по-прежнему думаем: " алтари, кафедры, скамьи и священники". Безусловно, это мышление благотворно сказывается на тех из нас, кто наследует церковную традицию, и на некоторых, кто пока не имеет таких корней. Однако мы еще не задавались вопросом, насколько трудно сделать Слово Божье по-настоящему доступным и действенным для всего общества. Можем ли мы определить реальные потребности людей и идти в наш мир, чтобы оказать на него влияние? Возможно, самая важная перемена, происходящая сейчас в Америке, - это наше отношение к истине. Профессор Аллан Блум уже свыше 40 лет занимается вопросами социальной психологии. Свою книгу " Погружение в сон американского сознания" он начинает словами: " Каждый профессор может быть абсолютно уверен в одном: практически все студенты, поступающие в университет, верят, или по крайней мере утверждают, что верят, в то, что истина относительна... Относительность истины - это не теоретический взгляд, а моральный постулат". Несмотря на то, что релятивизм приносит людям множество страданий, он быстро распространяется и становится преобладающим мировоззрением в нашем обществе. В 1983 году Национальная комиссия по образованию приводила высказывание одного из исследователей: " Впервые в истории нашей страны новое поколение не превзойдет, не сравняется и даже не приблизится к уровню образования своих родителей". Тенденции последних лет свидетельствуют о том, что средний американский ребенок имеет все шансы родиться в бедности и вырасти в неполной семье. Но даже многие из тех, кто родился и вырос в благополучной семье и получил университетское образование, неминуемо столкнутся с ухудшением финансового положения. Развал нашей системы образования в сочетании с нехваткой рабочих мест и безработицей серьезным образом влияют на наше будущее. " Социологи называют это явление " движением вниз". Они подразумевают, что молодые люди, вступающие во взрослую жизнь, не будут иметь ни дохода, ни социального положения, которые бы ли-у их родителей. Почти точно можно предсказать, что этот образ жизни не принесет им удовлетворения". Когда мы сопоставляем этот прогноз сокращения наших возможностей с непомерными федеральными долгами, исчисляемыми многими триллионами долларов, сам собой напрашивается вывод о том, что благополучная жизнь, которую многие принимают как должное, очень скоро закончится. Журнал " Тайм" опубликовал статью под названием " Как Америка оказалась в цейтноте". Коротко говоря, речь шла о том, что новая технология, породившая революцию в информации, не смогла предоставить то количество свободного времени, которое она обещала. Наоборот, мы все больше обнаруживаем, что наши многочисленные приспособления, экономящие время, по сути ускоряют темп жизни. Мы просто наполняем освобождающееся время новой работой. Машины управляют нами. Наши автомобили снабжены телефонами, мы поддерживаем связь через наушники даже на борту самолета и получаем всю необходимую информацию здесь и сейчас благодаря факсу. Однако технический прогресс не единственный виновник. Далее в статье говорится о том, что нехватка времени, которую мы переживаем, есть также следствие наших экономических планов. Семейный бюджет, необходимый для поддерживания нормального уровня жизни, как выясняется, может быть обеспечен только в том случае, если работают два человека. " Самым важным фактором, обусловливающим катастрофическое сокращение свободного времени в обществе, стало почти полное исчезновение домохозяек... Особенно страдают от нехватки времени неполные семьи".8 Неизбежно вовлекаются в выполнение " взрослой" работы и дети школьного возраста, поскольку они тоже участвуют в этом марафоне. В то же время не только стремление поддерживать типичный для среднего американца образ жизни стало причиной дефицита времени. Когда был введен подоходный налог, он составлял 0, 5%. Мы хорошо знаем, каков его уровень сегодня. Высокие налоги, дорогостоящие страховки, непосильная стоимость образования - все это вместе усиливает гнет, которому подвергается наше поколение. Американцы были вынуждены продавать свое время. В результате они лишились времени, которое раньше тратили на отдых и на общение с детьми. Поллстер Лу Хэррис как-то сказал: " Время... может стать самым дорогим товаром в мире". Парадокс состоит, однако, в том, что этот товар оказался не очень-то выгодным. Экономист Роберт Д. Шапиро сообщает, что " с 1970 по 1990 год, несмотря на то, что количество работающих матерей, имеющих детей в возрасте до пяти лет, возросло с 29% до 51%, средний доход семьи с маленькими детьми остался неизменным". Ванда Урбанска, выступая от имени своего поколения -двадцатилетних 1980-х годов, пишет: " Мы - поколение, выросшее на гамбургерах из стандартных коробок и на диетической пепси, без домашней пищи и цельного молока. Мы -единственное поколение, которое ни в чем не испытывает уверенности.... так и не научившееся доверять - ни любви, ни супружеству, ни собственным детям, ни религиозным или светским институтам, которым некогда безоглядно доверяли предшествующие поколения". Вместо этого, " мы сузили наш взгляд на мир до малюсенькой щелки, сквозь которую созерцаем нашу жизнь, дом, карьеру, собственное тело, увлечения. Мы постоянно находимся в напряжении, полны недоверия, испытываем чувство неловкости... нам более привычно чувство опустошенности, вызванное разводом, чем чувство уверенности в будущем, сопряженное со счастливой семейной жизнью". Этот уход в себя не столько проявление нарциссизма (самолюбование и потребность вызывать восхищение), сколько выражение разочарования во всем, что не вмещается в наш личный мир. Наше поколение бесконечно обманывали. За последние 20 лет мы испытали величайший политический скандал в истории Америки; мы прошли через глубокий экономический кризис; религиозные деятели дискредитировали религиозные институты; наши учителя не сумели дать нам образование, а родители были увлечены собственными проблемами. Ничего удивительного, что выросшее поколение замкнулось в себе. И они вынуждены за это расплачиваться неспособностью устанавливать и поддерживать отношения ни с супругом, ни в семье, ни с друзьями. Именно " феминизм* привел женщин на рынок труда, хотя удерживает их там прежде всего экономика". Для многих женщин недостаточно быть только женой и матерью. Жертвами этой новой идентификации оказываются дети. Джудит Мэк, директор службы социальной помощи в Калифорнийском университете, отмечает, что самые сложные ситуации, с которыми приходится сталкиваться в психотерапевтической практике, возникают в семьях, где родители настолько поглощены сиюминутными проблемами собственной жизни, что практически не находят времени для общения с детьми. Этим детям предоставляли все возможные условия, включая длительную терапию, однако единственное, что им действительно было нужно, - это родители. " У таких детей не хватает эмоциональных сил даже на то, чтобы самостоятельно справляться с проблемами школьной жизни", - заявляет Мэк. Важнейшую роль в этом играет нехватка времени. " Произошел колоссальный перенос времени из сферы домашней жизни в сферу работы", - пишет историк Барбара Уайтхед. Она приводит результаты исследований, доказывающих, что сегодня родители тратят на 40% меньше времени на общение с детьми, чем предшествовавшее поколение; эта статистика " свидетельствует о существенном сокращении внимания к детям в обществе. Дело не только в том, что матери постоянно пребывают в состоянии усталости. Время имеет и культурное значение. Если возможны менеджеры, решающие вопрос в течение одной минуты, то подобных родителей не бывает. Если родители не находятся рядом с детьми, помогая им в выборе жизненных ценностей, в действие вступают другие силы - наркотики, телевидение, улица, сверстники". В прошлом году Чак Уэнгер, директор Всемирной спортивной миссии, обратился ко мне с просьбой принять участие в работе миссии с учащимися старших классов. Он показал мне пачку открыток, которые прислали им со всех концов страны. Подростки писали главным образом о трех основных проблемах: наркотики, сексуальное насилие и самоубийство. Разница между сельскими и городскими школами, как мне сказали, весьма незначительна. Эпидемия наркомании - это результат вседозволенности, имевшей место в 60-е годы. Употребление наркотиков было распространенным пороком джазистов и других представителей богемы. Теперь это превратилось в недуг, поразивший нацию. Неизменные спутники торговли и употребления наркотиков -преступность и насилие. Согласно отчетам, в 1990-м году в США произошло 25.000 убийств. Мы живем в страхе. Мы запираем двери на прочные засовы и волнуемся за наших детей, когда они уходят играть в парк по соседству. Почему наши дети так легко становятся добычей местных наркоманов? Давайте внимательнее приглядимся к обществу, описанному в этой книге, и причины подобного деструктивного поведения станут нам ясны. Я мог бы подробно остановиться и на других важных факторах, влияющих на социальные изменения, - на информационной революции, урбанизации, этническом смешении, последствиях взрыва деторождаемости. Но того, что уже сказано, достаточно для подтверждения нашей точки зрения. Один стиль жизни уходит, другой появляется. Христиане имеют двойное гражданство - в Царстве Божьем и в той стране, в которой они живут. Возникает неизбежный вопрос: в чем состоит наша ответственность перед этим миром? Для нас, как и для всех, этот мир распадается на части, и нередко мы едва в состоянии справиться со своими собственными проблемами. И тем не менее Господь призывает нас не ограничиваться только своей жизнью. Он намеренно послал нас в этот мир, сделав нас его солью, светом и добрым семенем. Иисус молился Отцу Своему: " Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир" (Ин. 17: 18). Божьи люди посланы для того, чтобы излечивать, просвещать и дарить жизнь. Но как мы это делаем? До сего дня решения, которые предлагались нами, были поверхностными и эпизодическими. Мы стремимся ухватиться за все, что может принести пользу. Так, мы научились использовать технику. Церковь приобрела опыт работы со средствами массовой информации, распространяя информацию столь же ловко, как другие дельцы на рынке. Конечно, это может оказаться полезным, но благодаря этому мы поверили в то, что подобная деятельность сама по себе уже есть служение. Если нам удалось передать информацию, значит, мы сделали свое дело. Другая тенденция состоит в том, что решение вопроса связано с увеличением количества людей, несущих служение. Как только мы сталкиваемся с необходимостью где-либо помочь, мы прежде всего стремимся направить туда нового пастора, " чтобы он что-нибудь сделал". И с этого момента он, и только он, несет ответственность. Кажется, мы уверены, что любая проблема может быть решена путем увеличения персонала. Эта книга - о Божьих людях в этом мире. Это попытка отказаться от прагматизма*, который подсказывает: " Все идет хорошо, если наши ряды растут". Это призыв внимательно приглядеться к изменяющемуся миру, который испытывает глубочайшую, агонизирующую боль от нерешенных проблем. Это призыв покончить с привычной рутиной, обратиться к Писанию, чтобы по-новому понять то, что сказано о Божьих людях и их предназначении в такие времена, которые мы сегодня переживаем. Я обращаю эти мысли к вам с молитвой, чтобы Господь привел всех нас к более полному пониманию Его воли в тех вопросах, которые мы будем обсуждать, а затем - к совершению той работы, которую Он нам заповедовал. Глава 2 СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО: КАК ОНО ВОЗНИКЛО И КУДА ИДЕТ? Несколько лет тому назад мы вернулись из Бразилии в США. Наша страна стала чужой для нас за эти годы, особенно для наших детей. Никто не знал, что нас ждет. Мы держались в курсе происходящего, но у нас не было возможности пережить это на собственном опыте. Нам было известно, что страна утрачивает библейские религиозные традиции, но в то же время мы знали о том, что Соединенные Штаты продолжают оставаться примером современного миссионерского движения, что в стране активно действуют многочисленные церкви. Город, в который мы приехали, имел активную евангельскую церковь. Хотя это был небольшой город, в нем было немало приходов; кроме того, в нем были представители дюжины крупнейших христианских организации. Нам казалось, что здесь христианское присутствие будет преобладающим. По пути из Бразилии я любил рисовать в своем воображении наших будущих соседей. Я предполагал, что большинство из них будут христианами. Как только мы обосновались на новом месте, то отправились знакомиться с нашими соседями. По мере того как наш новый круг общения расширялся и мы обзаводились новыми друзьями, нам открывалась глубокая боль, которую испытывали эти люди. Неподалеку жил человек, проводивший свое время в полном одиночестве, за исключением тех случаев, когда по выходным дням его навещали трое его маленьких детей. Нередко бывало так, что новая семья едва успевала поселиться в доме, как на газоне вновь появлялась табличка о продаже дома. Супруги разводились. А когда наши дети начали приводить домой своих школьных друзей, нам стало известно еще больше таких случаев. Никогда не забуду тот день, когда наши девятнадцатилетние дочери-близнецы привели в дом двадцать школьных друзей, чтобы отметить окончание первого учебного года в колледже. Мы долго беседовали и испытали большое удовольствие от общения с ними. В то же время нетрудно было догадаться, что практически все эти молодые люди переживают серьезный внутренний кризис. Многие из них испытывали отчужденность по отношению к родителям, которые, как правило, находились в разводе. Большинство употребляло наркотики, кто-то пытался покончить с собой. У одного юноши, с волосами, завязанными хвостиком, был такой остекленевший взгляд, что он, кажется, ничего в тот день не видел. Люди нашего общества совершают немало вещей, ведущих к саморазрушению. Они то и дело принимают такие решения, которые неизбежно приводят их к плачевным последствиям. Однако не столь страшно то, что они делают, сколько то, что они думают. В качестве примера приведу разговор со своим соседом. Наша беседа затронула вопросы духовной жизни, и, выбрав момент, я сказал: " Если мы намерены продолжить наши размышления, нам нужно по крайней мере знать, как каждый из нас представляет истину. Можем ли мы признать, что истина в принципе существует? " Я был полностью уверен, что получу утвердительный ответ, и тут мой сосед выпалил: " Конечно, нет! " Его ответ озадачил меня. Он прозвучал автоматически, словно заученная фраза из некоего катехизиса. Для него релятивизм был непреложным законом, и моя уверенность в познаваемости истины явилась для него полной неожиданностью. Когда мы немного приспособились к новым условиям жизни, я обнаружил, что временами меня охватывало возмущение! Меня возмущали родители и само общество, которое передает новому поколению столь жалкое наследие. Меня возмущала и христианская община. Я считал, что влияние многочисленных церквей и христианских организаций в этом городе должно было бы быть гораздо весомее. За исключением одной семьи мормонов и еще одной, принадлежавшей к организации " Христианская наука", никто из наших соседей не посещал церковь. Это было им неинтересно и, если все останется по-прежнему, никогда не станет им интересно. Имея такие убеждения, они меньше всего будут стремиться найти свое место в церкви. Иисус описывал нашу округу, когда говорил, что люди в местности, которую Он посетил, " были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря". Впрочем, это определение подходит ко всей нашей стране. Мы живем в обществе, которое испытывает сильную боль. Как могло случиться, что наша богатая, одаренная многими талантами церковь сосуществует с подобными проявлениями и ничего не может с ними поделать? Что случилось с тем духовным наследием, которое было передано нашему народу? Где и когда мы утратили его? Что же действительно произошло? На этот вопрос нельзя ответить коротко, но нам необходимо знать и осмыслить то, что произошло. История сейчас не вызывает особого интереса, похоже, что вечерние новости гораздо актуальнее. Но, как это ни странно, иногда история может рассказать о настоящем гораздо больше, чем очередной номер " Тайм". В этой главе мы совершим небольшой экскурс в прошлое, чтобы лучше понять настоящее. Далее, в одной из последующий глав, мы совершим другое, более обстоятельное путешествие в глубь веков. Но тогда наша цель будет иной. Сейчас мы хотим выявить те силы, которые породили нынешний духовный климат. Начнем с IV века, со времен Блаженного Августина. (Поверьте мне, Августин очень актуален для современной Америки.) Давайте разделим время, отделяющее нас от него, на три периода: Августин и Средневековье; эпоха Просвещения; новые времена. Прежде чем продолжить, я хочу вновь отметить, что использую три основных источника фактической информации (так же, как и в главе 5): " Историю христианства" Кеннетта Скотта Латуретта, труд Пола Джонсона того же названия и его же " Новое время". Естественно, все прямые цитаты из этих трудов отмечены в ссылках и примечаниях, но я должен признать, что использовал материал этих книг гораздо шире. Эти авторы оказали столь значительное влияние на мои познания в истории, что я часто ловлю себя на том, что невольно использую их терминологию. " Ни один христианин после Павла не оказал столь обширного, глубокого и продолжительного воздействия на христиан Западной Европы... как Августин". На протяжении тысячи лет Августин был самым популярным из Отцов церкви*. Его " Исповедь", написанную в 397 году, читают и поныне, возможно, потому, что в этой автобиографической по сути книге речь идет о молодом, грешном Августине, стремящемся преодолеть свои сексуальные побуждения. Вне всякого сомнения, это вечная тема. Его наиболее значительная книга " О граде Божьем" изменила европейское общество больше, чем предшествующее тысячелетие. Мы все еще не сумели претворить в жизнь его центральную идею - создание идеального, полностью христианского общества. Такое общество неизбежно использует насилие, ибо необходимо объединение усилий государства и церкви, а также применение силы для поддержания религиозной общности. Августин, ссылаясь на слова из Евангелия от Луки (14: 23) " и убеди прийти", оправдывает причинение физической боли ради обретения религиозного единства. Обучение истине, по словам Августина, " осуществляется легче всего тогда, когда... сопровождается страхом кары". Римская империя применила этот принцип в гонениях донатистов**, и, возможно, более жестоко, чем это предполагал Августин. Основополагающий принцип Августина - сотрудничество государства и церкви - получил новое воплощение в эпоху Средневековья, став теоретической базой террора инквизиции. (**Донатисты - участники религиозного движения в римской Северной Африке в IV-V веках. Выступали за непризнание действительными таинств, совершаемых священниками, которые изменили церкви в период гонений. Д. были против вторичного крещения отступников. Движение возникло в 311 г. в результате раскола африканской христианской церкви на сторонников епископа Цецилиана и его противников во главе с епископом Донатом, по имени которого и получило название. Д. образовали самостоятельную церковь. После Карфагенского собора (411 г.) собрания д. под страхом смертной казни были запрещены.) Вместе с тем, немало хорошего совершилось в эту эпоху. " В Средние века Церковь стояла на страже всего прогрессивного, просвещенного и человечного в Европе". Кроме того, именно благодаря деятельности монашеских орденов были обработаны земли и заложены основы сельского хозяйства. Таким образом, церковь внесла значительный вклад в развитие духовной и материальной культуры Европы. На протяжении многих веков церковь пользовалась любовью и уважением благодаря своему благотворному влиянию. Однако средневековый человек воспринимал мир только с позиций церкви. Это мировосприятие отличалось пессимизмом в том смысле, что в большей степени ориентировалось на внеземной мир. Забота о спасении души составляла главную цель жизни, причем требовала немалых затрат и не давала никаких гарантий. В противоположность вечной жизни, земное существование рассматривалось как совершенно бессмысленное. Естественно, применение на практике концепции Августина о " граде Божьем" постоянно вызывало трения между церковной и светской властями. Государство без церкви было нежизнеспособным, так же, как и церковь без государства. Временами государству удавалось одерживать верх, временами главенство переходило к папе. Постепенно это противостояние светской власти полностью преобразовало церковную организацию. " Она превратилась не столько в Божье сообщество, сколько в общество, живущее по определенным законам". Чем больше церковь вовлекалась в дела закона, тем более усугублялся ее конфликт с государством. К началу XV века церковь представляла собой прежде всего финансовую и политическую организацию, а не духовную, - превосходная среда для расцвета коррупции! * Забота о спасении души превратилась в торговлю реликвиями, индульгенциями**, особыми привилегиями, заупокойными службами по умершим. Все это привело к коренным изменениям в отношении людей к церкви. Люди стали относиться к священнослужителям с недоверием и осуждением, видя, что они злоупотребляют своими привилегиями и лицемерят. (**Индульгенция - грамота об отпущении грехов, выдаваемая католической церковью от имени папы римского за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью.) Так как цель этой главы состоит в том, чтобы обозначить основные истоки современной мысли, мы перенесемся во времени и, минуя эпоху Реформации, перейдем сразу к Просвещению, явившемуся реакцией на нереформированную церковь. Ряд мыслителей увели западноевропейское общество от религиозно ориентированного мировосприятия, свойственного Средневековью, к новому, в центре которого был человеческий разум. Коперник и Галилей явились ранними предтечами этой эпохи, которая впоследствии получила название Просвещения, или эпохи Разума. Просвещение было вызвано к жизни развитием естественных наук и деятельностью таких ученых, как Френсис Бэкон, сэр Исаак Ньютон, Рене Декарт и Джон Локк. Бэкон (1561-1626) и Декарт (1596-1650) создали теории, которые позволяли осуществлять независимые естественно-научные исследования. Центральной проблемой, исследованной Бэконом, было развитие системы знаний, которая бы дала человеку власть над окружающей природой. Разрабатывая далее эти идеи, Декарт увидел возможность научного редукционизма* - расчленение природы на независимые компоненты, каждый из которых может быть изучен отдельно. Ньютон выдвинул идею эмпирического** обоснования подобных исследований. Он и его коллеги не могли предвидеть конфликт между нашим пониманием Бога и научным знанием, который берет свое начало именно с этих времен. Напротив, они были убеждены, что знание неделимо, что знание сверхъестественного и естественного мира нераздельно связаны. Наука должна была подтвердить религиозную истину. (**Эмпиризм [от греч. empeiri - опыт] - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.) Джон Локк (1623-1704) рассматривал существование Бога и утверждение, что Иисус - Сын Божий, как " простое, логическое предположение". В своей книге " Разумность христианства" он разрабатывает идею о том, что христианство должно быть подвергнуто такой же жесткой проверке, как и любое научное предположение. Именно Локк с помощью данного тезиса положил начало будущему разделению религии и политики. По сути, Локк исключил Бога из повседневной жизни человека. В его представлении Бог удалился, предоставив человеку самому использовать свою власть над природой и заниматься производством; он считал, что цель и смысл жизни заключаются в производстве и потреблении. Он верил, что интерес к самому себе является достаточной мотивирующей силой, чтобы снабжать гражданское общество всем необходимым и желаемым. Образованные люди стали рассматривать естественные науки как способ освобождения от суеверий и предрассудков, господствовавших в религиозных институтах. Разум обещал избавление. Тем временем Римская католическая церковь продолжала стимулировать погоню за свободой и одновременно подрывать свое все ослабевающее влияние, усердствуя в новых жестокостях. Так, в 1766 году молодой человек Шевалье де ля Барр, пропуская религиозную процессию на улице, не снял шляпу, так как шел дождь. " Он был предан суду, обвинен в кощунстве и приговорен " к пытке обыкновенной и особой": ему должны были отрубить руки, вырвать щипцами язык и затем сжечь заживо". Подобные ужасы побудили Вольтера (1694-1778)-написать Фридриху Великому: " Ваше Величество окажет человечеству вечную услугу, если уничтожит это вредное суеверие; я не говорю о черни, которая недостойна просвещения и которая покорна любому ярму, я говорю о благовоспитанных людях, которые стремятся мыслить". Аллан Блум отмечает три вызова, которые были брошены рационализму эпохи Просвещения в лице Руссо, Макиавелли и Ницше. Руссо был первым, кто " испортил компанию". Он признавал, вслед за Локком, что человек создал свое общество на основе договора, ради самосохранения, однако далее он утверждал, что люди повинуются своим чувствам и эмоциям, унаследованным от природы, вследствие чего разум сам по себе не.может быть эффективным инструментом организации общества. Аргументы Руссо, свидетельствующие о противоположности природы и общества, были столь убедительны, что разрушили самоуверенность просветителей. Макиавелли пошел еще дальше. Он придерживался мнения, что у людей есть желания, которые, каковыми бы они ни были, должны приниматься в расчет. Он утверждал, что наши желания становятся критериями добра и зла и именно им должно принадлежать последнее слово в оценке нашей жизни. Фридрих Ницше (1844-1900) провел большую часть своей жизни, изучая религию, будучи убежден, что религия - это самое важное явление человечества, позволяющее понять человека. Противоречия в рамках концепции Просвещения были очевидны для него, и это побудило его прийти к выводу о несовершенстве рационализма*, о недостаточности логических доказательств и о тяжких социальных последствиях рационального подхода. Он говорил, что человек хочет верить, но Бог мертв, Он убит Просвещением. Поскольку человеку больше не во что верить, он вынужден воспитывать в себе мужество, чтобы подойти к бездне атеизма. Таким образом, Просвещение окончательно развело религию и науку. Это ускорило разрыв между религией и государством. Пол Джонсон начинает свою книгу " Новое время" с выражений признательности трем личностям, подготовившим платформу для современности. Это Альберт Эйнштейн (1879-1955), Карл Маркс (1818-1883) и Зигмунд Фрейд (1856-1939). Может, это некоторое упрощение, но не вызывает сомнений, что каждый из них оказал глубокое воздействие на современность. Все они были воспитаны в духе Просвещения. Все находились под огромным влиянием работ Чарльза Дарвина (1809-1892). Труд Дарвина " Происхождение видов", в котором представлена теория эволюции, естественного отбора и социального детерминизма**, дал людям то, чего они жаждали: альтернативное объяснение возникновения мира. Без такой теории атеизм не имел бы почвы. Он практически не развивался в Средневековье. Но в лице Дарвина люди, наконец, обрели рациональнуюоснову для неверия. Исход из церкви, начавшийся в 1800-е годы, значительно активизировался в 1850-е и 1860-е годы под влиянием учения Дарвина. (**Детерминизм - учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.) Примерно в это же время внимание общества привлек фрейдизм. Фрейд развил дальше концепцию, утверждающую, что мир не таков, каким кажется. Его положение заключалось в том, что всякий невроз - это следствие подавления наших естественных, биологических инстинктов, что самосознание личности - это продукт деятельности общества, стремящегося сохранить цивилизованный порядок. Он ввел в употребление такие понятия, как бессознательное, эго, либидо*, суперэго, сублимация**, комплекс вины, инстинкт смерти и так далее, чтобы показать, что человек постоянно, подсознательно, трудится над пересозданием реальности. Он отверг религию, как " иллюзию, воплощение древнейших, сильнейших и самых настойчивых желаний человечества". (**Сублимация - переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные).) Соединенными усилиями Дарвин, Эйнштейн, Фрейд и Маркс разрушили чувство личной ответственности и долга. Раз ничто не является таковым, каким кажется, очень легко прийти к выводу, что кто-то другой или что-то другое несет ответственность за происходящее. Результатом этого стала моральная анархия. В заключение можно сказать, что средневековое восприятие мира, в центре которого был Бог, было заменено на новое, в центре которого оказался разум. Но, как мы видели, люди вскоре осознали, что человеческий разум не в состоянии справиться с задачей создания рационального, всеобъемлющего мировоззрения. Отсюда вывод: раз человеческий разум несовершенен - истина нам недоступна. Следовательно, истина становится относительной. Однако этим выводом пренебрегли, и общество продолжало функционировать так, словно человеческий разум на самом деле совершенен. Подобное развитие мысли привело к двум мировым войнам и к нашей действительности. Наш экскурс в прошлое будет недостаточно полным, если мы не остановимся более подробно на этих событиях. Европейцы-христиане не могли не осознавать, что религия подвела их во время двух мировых войн, когда они больше всего в ней нуждались. Государства рука об руку с церковью шли войной друг на друга. Европейское христианство, основанное на распространенных в обществе моральных принципах, не выдержало проверки в момент истины. Веками церковь упорно сражалась с большими и малыми отклонениями от догмы, но Первая мировая война показала полную несостоятельность этой борьбы. Христианин убивал христианина, и каждый из них верил, что Бог на его стороне. Вторая мировая война еще больше подорвала авторитет церкви. Известны примеры, когда христиане отважно противостояли Гитлеру и фашистскому режиму. Многие из них были брошены в тюрьму. Немало погибло. Широко известно имя Дитриха Бонхёффера. В 1934 году христиане составили знаменитую Декларацию, чтобы выразить свое несогласие с действиями нацистского режима. Однако повсеместно церковь капитулировала перед Гитлером. Рим подписал с ним конкордат* в 1933 году. Лютеране активно сотрудничали с Гитлером, некоторые даже видели в этом движении " спасителей". Войны обнажили многие слабые стороны церквей. Войны вызвали в них смятение. Это смятение отличалось от тех чувств, которые мы, американцы, испытывали по отношению к определенным сторонам военного конфликта во Вьетнаме. Несомненно, существует причинно-следственная связь между поведением церкви во время мировых войн и современным духовным климатом в Западной Европе. Такие страны, как Франция, Германия, как и те, что расположены к северу от них, можно охарактеризовать только одним словом: " холодные". Многие церкви в этой части света больше всего напоминают музеи того времени, когда нации переживали духовный подъем. Термин " модернизм" * создан для того, чтобы объяснить воздействие научно-технического прогресса на современную цивилизацию. Этот прогресс вызвал революционные изменения в экономике, промышленности, технологии и политике. Он преобразил жизнь человека на всем земном шаре. (**Плюрализм - множественность, многообразие чего-либо, например мнений, взглядов, форм собственности.) Современная жизнь побуждает церковь использовать модель деловых отношений для того, чтобы эффективно делать свое дело. Она заставляет церковь умерить свой пыл в утверждении истины и предоставляет каждому удобно " расфасованную" веру, которую можно использовать дома, в магазине и даже наедине с собой. Возможно, здесь и находится ответ на вопрос, поставленный в начале этой главы: что произошло с нашим духовным наследием? По мере того как мы, христиане, усваивали современенный образ мыслей, мы утрачивали веру в силу истин, которые мы проповедуем. Это настолько размыло наши убеждения, что они утратили всякий смысл. Заря Просвещения была встречена западным миром как избавление от репрессивной и догматичной религиозной системы. Но, как мы видели, чувство свободы скоро улетучилось. Руссо доказал, что у людей есть потребности, которые не могут быть удовлетворены прямолинейно понимаемой локковской работой, движущей силой которой является интерес человека к самому себе. Затем Ницше оспорил мнение, что люди не могут жить без религии, утверждая, что, хотя они жаждут веры, верить, к сожалению, не во что. Вопреки этим аргументам, свидетельствующим о том, что разум - ненадежный проводник, мы все же приняли его за основу. Все хорошее и плохое имеет свои корни в Просвещении. Мы видели, что человеческий разум породил огромное количество блестящих произведений искусства, научных и технологических открытий. Однако он же привел к ужасам тоталитаризма и изощренным пыткам в страшном искусстве войны. Эти влияния подтолкнули западный мир к стремительному уходу от Бога в секуляризм, что особенно проявилось после Второй мировой войны. Быть секуляризованным - это значит жить без Бога, ориентируясь на собственные критерии и ценности. Библейский синоним этого понятия - " безбожие". Эта жизнь включает утренний подъем, завтрак, путь на работу, возвращение домой, новости по телевизору, ночной сон - и ни в одном из этих занятий нет места Богу. Это просто жизнь без Бога. Проблема секуляризма состоит в том, что он, как и марксизм, дает человеческой душе весьма скудную пищу. Человек живет такой жизнью, пока ему не захочется чего-либо большего. И тогда люди создадут золотого тельца, или будут поклоняться какому-нибудь иному рукотворному идолу, или же молиться звездам. В этом направлении и движется западное общество, по моему убеждению. В эпоху Просвещения Бог в центре мироздания был заменен человеком. Сегодня природа начинает вытеснять человека. Есть немало признаков, указывающих на то, что именно в этом направлении движется общество в поисках возможности утолить свою духовную жажду. И, как всегда это бывает поначалу, на этом пути совершается немало хорошего. В свое время Просвещение возникло как реакция на репрессивные религиозные институты Средневековья, и эта же тенденция все отчетливее проявляется сегодня. Мы пробуждаемся от кошмара, в который превратилась наша планета. Мы, наконец, начали осознавать, что невозможно далее продолжать безнаказанно осквернять природу. Нам предстоит еще долгий путь, но мы, же приступили к наведению порядка. Эта новая забота о природе - явление, безусловно, отрадное. Однако нередко случается, что увлечение истиной приводит к ложным последствиям, если делаются нелогичные выводы. Есть целый ряд свидетельств, что именно это сейчас и происходит. По мере того как экология превращается во все более важный фактор нашей жизни, взгляд на природу искажается. Мой друг, возглавляющий естественно-научный факультет в (ином из университетов, заметил: " Мне часто приходится сталкиваться с обожествлением природы, общаясь со студентами. Мать-Природа" стала их новой богиней". Подобное обожествление природы приводит к опасному заблуждению, так как искажает грань, проведенную Богом между человеком и остальной частью Его творения, Я подозреваю, что многие " крестовые походы" за права животных - демонстрации против использования животных в медицинских экспериментах, протесты против применения меха, кожи и тому подобное, - подсказаны именно этим заблуждением. Согласно Библии, только человек был создан по образу и подобию Бога. Мир принадлежит человеку, но он несет ответственность за него и должен быть гуманным, используя его. В Бытие 9: 3-6 Бог говорит: Движение " Новая эра" объединяет все тенденции, о которых мы сейчас говорили. Это движение трудно описать, так как в нем отсутствует четкая структура верований. Тем не менее, будучи движением, оно имеет организацию. Оно превращается в новую эклектичную* мировую религию, больше напоминающую восточные религиозные системы, нежели библейскую религию. Ее главный тезис состоит в том, что все слито в одном: природа есть Бог, человек есть природа, следовательно, человек - это Бог. Природа становится единым центром, в котором человеческие существа обретают свой смысл. Основное содержание этой религии состоит в том, что мы сами создаем нашу реальность. В этом она тесно смыкается с индуизмом. Идеи " Новой эры" активно прокладывают себе путь в американскую культуру. Главным образом они проявляются в науке, образовании, политике, искусстве, средствах массовой информации. Конечная цель движения " Новая эра" состоит в том, чтобы создать новую систему политических ценностей и моделей, выработать новое глобальное политическое и социальное видение. " Новая эра" особенно привлекательна для нового поколения американцев, отдалившихся от церкви. Многие из них убеждаются в том, что не могут далее продолжать жить секуляризовано, и уже приступили к поиску такого религиозного опыта, который не смогли им дать ни существующие религиозные системы, ни наука. В движении " Новая эра" они обретают возможность совершать религиозные обряды, например, пение гимнов, йога, медитация, и в то же время они остаются свободны в своих личностных проявлениях и естественных желаниях. Эта форма получила название " гиперэгоизма". Средневековое мировоззрение, в центре которого был Бог, было заменено другим, в центре которого находился человек. Переходом от одной формы к другой стала эпоха Просвещения. Экономические и промышленные революции дали начало современности, образу мыслей, порожденному жизнью в бюрократическо-технократическом мире. Современность порождает духовную жажду. Я убежден, что многие попытаются удовлетворить эту жажду, поставив в центр нового мировоззрения природу. Мы переходим в постмодернистское общество. В главе 10 мы вновь вернемся к этим вопросам и продолжим нашу беседу .
|