Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ириней: около 130-212 гг.






Ириней жил в эпоху апологетов* (150-300). Эти авторы развивали христианское учение, боролись с язычеством и заложили основы систематической теологии. Ириней вырос в Смирне и был епископом в Лионе, на юге современной Франции, в 178-202 годах. Он принял мученическую смерть во времена преследований Септймия Севера.
(*Апологеты - раннехристианские богословы и философы, пропагандировавшие преимущества новой религии по сравнению с политеистическими (многобожие) верованиями Римской империи. Они обосновывали высокие нравственные принципы и полезность христианства для общества.)
На этом этапе церкви приняли неформальную иерархию, состоявшую из небольших сельских церквей, городских церквей, столичных церквей и главных городских церквей. Главные церкви располагались в Иерусалиме, Антиохии, Александрии, Константинополе и в Риме.

Иринея глубоко печалило искажение Евангелия, чему он был свидетелем, и он написал обширный трактат под названием " Против ересей". В нем он подчеркивал важность органического единства церкви: это единство, как оно описано в Библии, должно иметь зримое воплощение в политическом единстве. Политическое же единство должно быть достигнуто и поддерживаться преемственностью епископов, ведущих свое начало от Христа. Он настаивал, что Апостолы верно и точно передали то, что им было заповедано Христом, и что они назначили епископов своими преемниками, вручив им церкви. Совершая это, они также передали им истину, вверенную им Христом.

Ириней пишет в своем трактате: " Мы должны повергать в смущение всех тех,., кто организует несанкционированные собрания... упоминанием о традиции, идущей от Апостолов... и созданной двумя славнейшими Апостолами, Петром и Павлом, в Риме,., которая продолжается и в наше время благодаря поколениям епископов. Ибо абсолютно необходимо, чтобы каждая церковь согласовывалась с этой церковью, признавая ее главенствующее положение".

Обратите внимание на то, как Ириней совершает переход от церкви как общины к церкви-институту. Один мой коллега называет этот переход " гвоздем истории". Дэвид Бош, говоря об этом, отмечает: " Горячие убеждения, пылавшие в сердцах первых адептов, остынув, кристаллизовались в виде штампов, жестких институтов и окаменевших догм. Пророк стал священнослужителем, харизма* превратилась в церковный обряд, а любовь стала повседневностью. Отныне линия горизонта очерчивала не мир в целом, а всего лишь границы местного прихода".
(*Харизма (благодать) - особая божественная сила, ниспосылаемая человеку свыше с целью преодоления внутренне присущей ему греховности и достижения спасения.)
Вновь мы видим, как обоснованная забота о чистоте Евангелия и единстве церкви приводит к отрицательным последствиям. Теперь даже свободное изучение Библии в кругу соседей могло быть признано противозаконным. Оно могло быть прекращено на основе одного лишь вопроса: разрешил ли епископ заниматься этим делом?
Киприан, епископ Карфагенский и мученник III века

В предыдущей главе мы говорили о том, что в I веке каждый христианин считался священником Бога, служа Божьим людям и неверующим, но к концу II века сформировался клир, представлявший собой самостоятельный " орден", присвоивший практически исключительное право на служение. По мере усовершенствования клерикальных институтов рядовой верующий оказывался лишенным того немногого, что еще оставалось ему в служении. Следующей личностью, способствовавшей дальнейшему продвижению на этом пути, был Киприан.

Церковь по-прежнему страдала от преследования извне и раскола изнутри. Киприан, как и его предшественники, считал, что выход из положения заключается в создании института церкви. В своем трактате " О единстве Католической Церкви" он развивает идею непрерывности апостольства со времен Петра. Концепция преемственности позволила Киприану и его последователям вопрошать каждого, кто не был приобщен к институту церкви: " Покажи истоки своей церкви; предъяви линию ваших епископов". Те, кто не могли предъявить требуемого, считались еретиками.

Итак, по мысли Киприана, система епископов представляла всю церковь. Он говорил: " Отныне вам надлежит знать, что епископ пребывает в церкви, а церковь - в епископе; и если кто-либо не с епископом, то он вне церкви... Церковь, Католическая и единая, неразъединима и нечленима, напротив, она действительно скреплена, словно цементом, епископами, которые связаны один с другим".

Закономерно был сделан следующий шаг на этом пути. Киприан заключает, что спасение невозможно вне института церкви. Он пишет: " Бог не может быть отцом вашим, если церковь вам не мать". Парадоксально, но результатом его трудов стало искажение сущности Евангелия, за сохранение которого он отдал свою жизнь!

Пол Джонсон подводит такой итог этому периоду: " Закон подразумевал послушание; а послушание предполагало наличие власти. Что было этой властью? Церковь. Из кого состояла церковь? Из людей, которые обеспечивали ее функционирование... Кто возглавлял процесс [объяснение Писания]? Церковь. Что такое церковь? Это люди, которые обеспечивали ее функционирование". Обратимся теперь к следующему закономерному шагу, сделанному Августином, - соединение авторитарной церкви с государственной властью.
Августин, епископ Гиппона (354 - 431 н.э.)

Во времена Августина положение церкви в государстве стало меняться. Сближение с империей началось при Константине. Таким образом, церковь была вынуждена заниматься налаживанием отношений со светским миром, от которого она до того держалась в стороне. В своем, весьма широко известном труде " О граде Божьем" Августин заложил философские основы, которые не только способствовали развитию той исторической ситуации, но и повлияли на христианскую веру вплоть до наших дней.

Давайте посмотрим, как описывает теологию Августина Кеннетт Латуретт, а произведенный ею эффект - Пол Джонсон.
Августин, в соответствии с библейской точкой зрения, считал, что она (история) имеет начало и кульминационную точку... Он смотрел на распад империи с уверенностью и надеждой, полагая, что правление Рима будет заменено несравненно лучшим порядком, который будет установлен Богом. Августин считал, что со времени первого неповиновения человека Богу существовали два града: земной и небесный... Земной был создан себялюбием и гордыней. Он был не так уж плох, ибо Вавилон и Рим, его лучшие образцы, и другие государства, исходя из собственных интересов, установили мир и порядок. С другой стороны, в граде небесном царит " любовь к Богу до самоуничижения". Люди попадают в него здесь и сейчас, и Церковь - его представитель, хотя не все, кто принадлежит к церкви, являются также и его гражданами... вся история направляется и управляется Богом и движется к высшей точке -обществу, в котором воле Божьей суждено осуществиться полностью и в совершенстве.
Ясно, что церковь была продуктом Евангелия. Также ясно, что видимая, учрежденная церковь (общепризнанная или отошедшие от нее сообщества) во многом не соответствовала Евангелию. По признанию Августина, два града: земной и небесный - постепенно переплетаются. Он считал, что этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока Страшный Суд окончательно не разделит их.
Христианство не было антиобщественным явлением, оно само было обществом. Возглавлявшие его избранные считали своим долгом преобразовывать и совершенствовать все существующие человеческие связи, все виды деятельности людей и институтов, регулировать, кодифицировать и возвышать все аспекты жизни. Здесь берет свое начало средневековая идея всемирного духовного общества.
Именно с этого момента идеи Августина начали использоваться в негативном плане.
Идея всемирного христианского общества неизбежно подразумевала идею обязательности. Люди не могли выбирать -принадлежать им к этому обществу или нет... Августин был последователен, он считал, что можно использовать насилие в духовной борьбе... " Почему нет? - спрашивал он. - Если государство использует такие методы [пытки] ради своих собственных никчемных целей, разве церковь не наделена правом делать то же, и больше, ради своих целей, гораздо более высоких? " Он не просто принял идею преследования, он стал ее теоретиком... И вообще, по его мнению, это был метод Самого Христа. Разве не Он " великим насилием" " принудил" Павла принять христианство? Разве не в этом смысл текста из Евангелия от Луки, 14: 23, " убеди прийти"?
Таким образом, по Августину, государство нуждалось в церкви, чтобы преобразовывать общество, а церковь нуждалась в государстве, чтобы насаждать эти преобразования. Это было ужасное соглашение. Тем не менее оно продержалось в течение следующего тысячелетия как концепция, лежащая в основе идеологии Средневековья, периода, который часто характеризуют, как время унылой пассивности. Снедаемые тревогой за свою судьбу в вечности и веря в то, что церковь ими управляет, люди покорно ожидали своей судьбы.

Обсуждение влияния Августина на церковь важно для нас потому, что его идея христианства как мощного, физического и облеченного властью присутствия в мире в конце концов привела к верховной власти папы. Концепция универсальной церкви, которая пошла от Игнатия, была поддержана Иринеем и более четко определена Киприаном, у Августина была изложена полностью.

Августин полагал, что видимый институт вселенской церкви по всему миру был Телом Христовым и вне его спасения не было. Он также считал, что и крещение, и Тайная Вечеря необходимы для спасения, но не гарантируют принадлежности к числу избранных Богом людей. По Августину, до тех пор пока человек не покинул свою смертную оболочку, он не может быть уверен в том, что принадлежит к избранным.18

Опираясь на теологию Августина, духовенство периода Средневековья пользовалось невероятной властью. Небеса и преисподняя были в их руках. Таким образом, простой верующий не только отдал священникам свое служение, но даже спасение отдельного человека оказалось в руках духовенства. Божьи люди потеряли возможность выполнять свою функцию (в соответствии с нашим тезисом). Простой верующий оказался, таким образом, " в плену" церкви, ставшей религиозным учреждением.
Что им надлежало сделать?
Все те люди, о которых мы только что говорили, были умны и преданы Богу. Они боролись, не щадя жизни, за чистоту Евангелия и единство Божьих людей. Мы в долгу перед ними, ибо они много сделали для сохранения той веры, которая сейчас дает нам радость. Однако, как мы видели, в их идеях были семена разрушения. В результате эти идеи разрушили то, что они старались сберечь. Это пугает меня. Искренность и упорство не гарантируют от ошибок! Возможно, правда, что всему виною - человеческая природа, способная извратить любые великие идеи, и лишь Бог, Господин наш, может все поставить на свои места. Даже лучшие наши идеи с течением времени приводят к последствиям, не входившим в наши намерения.

Но как же быть в таком случае? Пользуясь тем, что мы уже узнали, зададим вопрос: " Что им надлежало сделать? " Можно ли найти в Библии ответ на этот вопрос? Давайте посмотрим, чему учили Иисус и Апостол Павел.
Уроки Иисуса

Когда Иисус смотрел в будущее, Он знал, на что посылает Своих последователей. Он предупреждал их: " Будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое... Тогда соблазнятся многие... и многие лжепророки восстанут и прельстят многих" (Мф. 24: 9-11). Но Иисус справился с этими проблемами способом, совершенно отличным от тех, что мы только что рассматривали.

Он воззвал к Отцу Своему с просьбой защитить Его людей: " Отче Святый! Соблюди их во Имя Твое,., чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во Имя Твое... Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла... Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир" (Ин.17: 11, 12, 15, 18). Иисус никогда не говорил, что структура и организация могут служить защите Божьих людей. Пастыри и служители, да, они будут нужны, но Он никогда не говорил о структуре. Не то чтобы Он был против нее, структура необходима, как мы увидим впоследствии. Но для защиты Своих людей у Него было кое-что гораздо более надежное - Святой Дух. Перед тем, как вернуться к Отцу Своему, Он говорил ученикам Своим: " Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца... Ибо... будете крещены Духом Святым" (Деян. 1: 4-5). Он обучал их всему необходимому, оберегал и вдохновлял их.
Уроки Павла

В главе 20 Деяний мы видим, как Апостол Павел готовится покинуть Ефес, где он пробыл три с половиной года, наставляя верующих. В своем последнем разговоре с пресвитерами церкви он напомнил им об ответственности за пастырство Божьих людей. Он предвидел неизбежные опасности раскола и превратного учения. Но он не пытался создать для их защиты организацию. Вместо этого он сказал: " Ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его" (Деян. 20: 32). Те борющиеся верующие были окружены опасностями разного толка, но Павел верил, что большую силу можно обрести в Духе Святом и Слове Божьем, чем в узаконенных структурах. Отцы церкви, которых мы только что вспоминали, либо не обладали таким видением, либо они боялись рискнуть и позволить Христу оберегать Его людей.

Я не говорю, что организации и институты - это плохо. Жизнь была бы безумно хаотичной без них, но они часто используются не по назначению. Я полагаю, что примеры, приведенные в нашем обзоре, подтверждают это. Начать с того, что эти люди при построении и управлении церковью брали за образец модель Римской империй, а не Христа и Священное Писание, и при этом рассчитывали, что структуры, которые они создали, сохранят святых и их веру. В результате " христианство во многих аспектах стало зеркальным отражением самой империи. Оно было вселенским, универсальным и экуменическим, упорядоченным, межнациональным, многорасовым и все более узаконенным. Оно управлялось классом образованных специалистов, которые в некотором смысле действовали как бюрократы, а его епископы, так же, как и имперские правители, легаты или перфекты, имели широкие и разнообразные полномочия для трактовки законов".19

Я могу только гадать, что стало бы с Божьими людьми, рассчитывай они по-прежнему на Святой Дух, а не на структуры; и каковы были бы мы сегодня, если бы они выработали более сбалансированный подход и, наряду с заботой о чистоте доктрины и организационном единстве, заботились о том, чтобы каждый верующий был вовлечен в жизнь церкви и ее миссию в обществе. И кто знает, насколько бы глубоко тогда проникло Евангелие в общество!
От средневековой церкви к Реформации: 600-1517
В этом разделе за несколько коротких параграфов мы пройдем почти тысячелетие. Стратегия средневековой церкви определилась к 600 году, поэтому наше внимание будет в большей степени направлено на те силы, которые в конечном итоге привели к Реформации.

Рассматривая Средние века таким образом, я мог бы внести вклад в популярную точку зрения. Утверждают, что Средневековье было историческим периодом, когда практически ничего не происходило, а если и были события, то весьма негативные. Это неправда. Происходили многие великие события, но наша книга - это не полный курс истории.

То немногое, что мы знаем о первых папах, показывает, как институт папства, едва только он был задуман, быстро стал мощной организацией. Также мы знаем, что эти папы и вверенная им церковь внесли огромный вклад в развитие общества и в распространение Евангелия.

Пол Джонсон описывает разнообразную деятельность одного из первых пап периода раннего Средневековья.20 Григорий I, который принял папство в 589 году, занимался самыми разными делами и обществеными проблемами. Он ремонтировал акведуки, разводил лошадей, забивал скот, вел дела о наследстве, определял размер ренты и арендной платы и т. д. Движимый необходимостью построить финансовую базу церковной администрации, Григорий I устанавливал налоги на женитьбы и похороны, на землю.

При нем духовенство уже имело кастовую структуру. Как структура, так и взгляды отражали, словно в зеркале, сенат и законодательную власть империи. Таким образом, духовенство копировало императорский Рим и внешне, и в действиях.

Духовенство этого периода внесло крупный вклад, дав общее представление о законе и его применении. Церковь раннего Средневековья имела полный свод письменных законов, которые передавались епископами-миссионерами миру варваров. Как только варвары принимали крещение, епископы сразу же старались увязать узаконенные обычаи церкви с существовавшими языческими законами. Таким образом; в умах варваров церковь стала отождествляться с прогрессом и будущим. Христианизация представлялась рубежом, который переходили народы на пути от примитивности и варварства к цивилизации. Церковь дала варварскому обществу институты, закон и историю. Она также ввела более высокие экономические и аграрные технологии, так как монахи, рассеявшиеся по всей Европе, оказались прекрасными фермерами.

Церковь Средневековья, имея в своем распоряжении богословие, организационную структуру и промышленность, все больше власти сосредоточивала в своих руках. Такая власть в свою очередь создавала почву для злоупотреблений. Папа Иннокентий III (1198-1216) укрепил эту власть, теоретически обосновав папское правление миром. " Универсальная церковь, - писал он, - распространила полномочия на все формы управления". Он говорил: " Под моим руководством правят короли и принцы вершат правосудие".21 Тем самым Иннокентий III бросил вызов правлению самого императора. " Либо папа был главным епископом императора, либо император был выдвиженцем и марионеткой папы".22 Один должен был уступить. Эта ситуация породила жестокую борьбу за власть, и в конце концов возникла необходимость Реформации.*

Папским оружием в этой борьбе было отлучение от церкви и интердикт.** Это было страшное оружие, ибо отлучение рассматривалось как приговор к вечному проклятию, а второе означало, что священники прекращали свою деятельность, отказываясь освящать свадьбы, похороны и т. д. По мере усиления борьбы за власть епископы все больше злоупотребляли этим оружием. Антагонизм между монархом и духовенством, таким образом, только усиливался.
(*Реформация - широкое антифеодальное и антикатолическое движение в Европе в первой половине XVI в., положившее начало протестантизму. Р., начавшись в Германии (выступление М. Лютера в 1517 г. против злоупотреблений католической церкви), охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от католической системы Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, частично Германии, Чехии, Венгрии. Р. удешевила, упростила и демократизировала церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности. Католич. церковь ответила на Р. контрреформацией, что привело к религиозным войнам XVI-XVH вв. Контрреформации удалось пресечь дальнейшее распространение протестантизма на европейском континенте и искоренить его в Польше и во Франции.)

(**Интердикт - полное или частичное (без отлучения от церкви) временное запрещение совершать богослужение и религиозные обряды, налагавшееся папой римским или епископами как на отдельных лиц, так на целую территорию (город, страну).)
В этот период были короли, которые оставались верны идеалам единства христианской церкви с государством. Генрих II в Англии был одним из них. Он искренне хотел привлечь христианское общество к управлению. Он верил, что активная, энергичная и даже воинствующая церковь была необходима для процветания всего государства. Но ко времени его правления, в XII веке, позиция папства стала настолько радикальной, что усилия Генриха пропали зря. И вскоре предвестники Реформации оказались услышанными.
Ранние реформаторы
Обзор проблем, поднятых деятелями Реформации, позволит нам раскрыть ее движущие силы.
Питер Уолдо: ум. ок. 1217

Среди самых ранних предвестников Реформации был богатый купец из Лиона Питер Уолдо. Пытаясь подражать Христу, он продал все и пошел проповедовать в городах и деревнях. Вскоре он привлек последователей, которые стали делать то же самое. Церковь их деятельность запретила, и в 1184 г. Уолдо был отлучен папой. Тем не менее он продолжал свою деятельность.

Уолдо читал проповеди, направленные против коррупции в церкви. Он считал, что обычные люди, и даже женщины, могут проповедовать, что мессы и молитвы по усопшим не имеют никакой ценности и что обычный человек так же полномочен выслушивать исповедь, как и священник.

Уолдо и его последователи, уолденцы, были заклеймены как еретики. Католическая церковь и гражданские власти подвергли их гонениям, и в живых остались немногие.
Джон Уиклиф: ок. 1328-84

Джон Уиклиф был студентом и преподавателем в Оксфорде. Он выступил против папства, утверждая, что папы могут ошибаться, и ошибаются, что на земного папу должна распространяться дисциплина и что в случае необходимости он может быть смещен. Он считал, что " спасение не зависит ни от связи с видимой церковью, ни от ходатайств священнослужителей, но единственно от выбора Господа".23 Он осуждал поклонение святым и реликвиям и паломничество, отвергал идею индульгенций и месс по усопшим.

Самым смелым его шагом была попытка перевода Библии с Вульгаты* на родной английский язык. Он настаивал на том, что главным авторитетом должно быть Священное Писание и что обычные люди способны понять его. Он рассылал странствующих проповедников, называя их " бедными священниками, которые проповедуют... необразованным и простым" людям, или просто " странствующими проповедниками". Они читали проповеди везде, где их слушали, - на дорогах, в деревнях или на кладбищах.

Благодаря своим работам и деятельности проповедников Уиклиф приобрел многих последователей, которых прозвали лоллардами.**
(* Вульгата (народный, общедоступный) - перевод Ветхого Завета на латинский язык. На Тридентском соборе католической церкви (1545-1563) признан богооткровенным.)

(**Лолларды - от англ, lollard - тихо молящийся.)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал