Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логика и принципы этнопсихологических исследований






Разработка вопросов логики этнопсихологического исследова­ния является наиболее актуальной проблемой сегодняшнего эта­па развития этнопсихологии в целом. Ее успешное решение дает возможность получать максимально точные результаты в изуче­нии и осмыслении такого сложного феномена, каким является национальная психика.

Логика этнопсихологического исследования — совокупность ус­тойчивых представлений о взаимосвязанных этапах, формах, уровнях, методах, процедурах и стратегии изучения национально-психологи­ческих особенностей людей.

Виды этнопсихологических исследований. В на­стоящее время в зависимости от того, как и какие используются методы и методики, изучение национально-психологических осо­бенностей людей может принимать форму стандартного или кросскультурного этнопсихологического исследования.

Стандартное этнопсихологическое исследование первоначально не предполагает межкультурного сравнения. Его объектом обычно выступают:

· национальное сознание или самосознание;

· национальные ценности и ориентации, потребности и мо­тивы;

· специфика авто- и гетеростереотипов, этнических установок;

· отдельные национально-психологические особенности, тра­диции, привычки и обычаи;

· своеобразие поведения представителей конкретных наций и народов.

Для проведения стандартного этнопсихологического исследо­вания необходимо создание оригинальных, специально разрабо­танных методик, адекватных его целям и задачам. Или могут использоваться адаптированные (модифицированные) к конкрет­ной этнической общности существующие в психологии (и других науках) методики изучения сознания личности и социально-психологических феноменов, функционирующих в иноэтнической среде.

В настоящее время разработана специальная программа стан­дартного этнопсихологического исследования, в состав которой входит набор из 24 стандартизированных (специально адаптиро­ванных и модернизированных) методик, включающих: этнопси­хологический опросник; методику исследования самоотношения; методику измерения локуса контроля; цветовой тест отношений; методику исследования направленности интересов, ценностных ориентации и социальных установок; методику измерений цен­ностных ориентации; личностный ориентационный опросник; опросник измерения потребности в достижениях; тест для изме­рения художественно-эстетических потребностей; вопросник для оценки мотивации одобрения; вопросник для оценки мотива­ции к достижению цели; методику выявления импульсивности -целеустремленности; методику исследования нормативных пред­почтений группы; методику оценки восприятия индивидом груп­пы и др. [264. — С. 247]. Эта программа опробована на изучении национально-психологических особенностей таджиков, казахов, бурятов, калмыков, кабардинцев и балкарцев и может широко использоваться.

Кроме того, в рамках стандартного этнопсихологического ис­следования часто используются методики изучения этнических стереотипов и установок, достаточно хорошо представленные в отечественной и зарубежной психологической литературе. На За­паде широко распространены также методики изучения поведения и непосредственных реакций людей по отношению к пред­ставителям чужих этнических групп, которые применяются в ус­ловиях естественного эксперимента.

Кросскулыпурное этнопсихологическое исследование — изучение психологических и социокультурных особенностей людей, про­водимое параллельно на нескольких группах испытуемых, отно­сящихся к разным нациям или в группах, где представители раз­ных наций собраны вместе.

Впервые такое исследование было проведено в 1901 — 1905 американским ученым К. Риверсом, который экспериментально показал, что жители острова Мюррей, а также индейцы племени тода в меньшей степени подвержены иллюзиям, чем европейцы. Это исследование, обратившее на себя внимание многих ученых, повлекло за собой большое количество аналогичных работ по изу­чению самых разнообразных психологических феноменов. Общее для всех них была исходная схема построения: в зависимости от целей исследования (изучение познавательных процессов, лич­ностных характеристик, социокультурных особенностей) подби­ралась какая-либо методика из существующего психологического арсенала, адекватная поставленным задачам, и по ней проводи­лось сравнительное исследование испытуемых двух и более этни­ческих групп [264. — С. 111].

При проведении кросскультурного исследования, несмотря на его кажущуюся простоту, доступность и легкость исполнения, встречаются серьезные трудности.

Во-первых, перед психологами встает вопрос о валидности методик, сравнимости полученных результатов. В идеале каждая из методик должна быть специально адаптирована к мировоспри­ятию, традициям и привычкам конкретного народа.

Во-вторых, так или иначе необходимо вырабатывать специаль­ные процедуры эксперимента для определенных народов, посколь­ку оказалось, что отношение к ним у представителей различных этнических общностей неодинаково.

В-третьих, всегда возникает вопрос: сможет ли исследователь объективно и беспристрастно сопоставлять особенности «своей» и «чужой» культуры? Или же: имеет ли он право изучать те этнические группы, к которым сам не принадлежит?

В целом кросскультурное этнопсихологическое исследование не предполагает создания каких-либо универсальных методик. Не­смотря на определенные ограничения, оно даст принципиально новые результаты за счет выхода исследования за пределы одной культуры, одной этнической общности.

При изучении национально-психологических особенностей можно применять и историко-гносеологический подход. В этнопси­хологических исследованиях он может быть реализован за счет изучения национально-психологических особенностей с помощью исторического анализа, контент-анализа, факторного анализа и иных методов обобщения разнообразных данных и результатов других исследований. Историко-гносеологический подход приме­няется тогда, когда невозможны прямые контакты с представите­лями той или иной национальности. Зарубежные этнопсихологи называют этот подход «методом изучения этноса на расстоянии». В этом случае анализу подвергаются исторические, политические, мемуарные, архивные или специальные источники, исследова­ния, раскрывающие специфику формирования и развития той или иной этнической общности, ее экономики, культуры, политики, социальной и конфессиональной структуры, психологии и т.д.

Основой при этом является контент-анализ. Он отвечает таким требованиям, как объективность, надежность, валидность, по­зволяет использовать методы многомерного статистического обоб­щения, в том числе факторного и других видов анализа.

Логика этнопсихологического исследования в целом находит выражение в составляемой в каждом конкретном случае специ­альной программе, которая может состоять из нескольких состав­ных частей: 1) объекта, предмета, цели, задач и гипотез и мето­дологии исследования; 2) концептуальной модели исследования, предполагающей разработку стратегии, отбор видов, методов и методик исследования, а также осмысление критериев и показа­телей для оценки его результатов; 3) концепции пилотажной проверки валидности и действенности процедур исследования; 4) подведения результатов исследования и формулировки основ­ных его выводов.

Принципы этнопсихологического исследова­ния. Этнопсихологическое исследование, являясь достаточно сложным и объемным по содержанию, чрезвычайно значимым по своим результатам, всегда должно опираться на определенную систему анализа, фундамент которой – конкретные принципы изучения. Важнейшими из них являются: принцип учета различ­ных факторов формирования этнической общности и ее психоло­гии; принцип анализа национально-психологических особенно­стей представителей того или иного этноса в единстве с проявле­ниями других их характеристик; принцип учета многообразия про­явлений национально-психологических характеристик людей; принцип сравнительности в анализе национально-психологиче­ских особенностей.

Принцип учета различных факторов формирования этнической общности и ее психологии предполагает изучение национальной психологии как продукта исторического, экономического, политического и культурного развития и других условий, в которых живет данная этническая общность на протяжении длительного времени. Только при таком подходе можно правильно изучить, интерпретировать и осмыслить национально-психологические особенности представителей того или иного народа и специфику их проявления. Так, исторический анализ в значительной степени делает понятными такие черты, как трудолюбие, особая внутригрупповая сплоченность, присутствующие у японцев; настойчи­вость, чрезвычайное усердие – у китайцев; коллективизм, общинность — у русских.

В интересах правильного анализа национально-психических особенностей необходимо, кроме того, изучать: специфику про­явления исторической памяти нации; характер природной среды, в которой она формировалась; генезис ее социального развития; специфику быта, жизни и деятельности, взаимоотношений раз­личных групп, ее составляющих; особенности военной истории; своеобразие культурных связей с другими этническими общно­стями.

Изучая национально-психологические особенности представи­телей тех или иных народов, следует иметь в виду и тот факт, что определенные их характеристики могут быть результатом одно­временного воздействия многих факторов материальной и духов­ной жизни и деятельности. Однако в каждом случае в качестве главных, определяющих выступают прежде всего экономические и социально-политические условия развития этнической общно­сти. Связь различных характеристик национальной психики с условиями и факторами, их породившими, также нельзя понимать упрощенно, поскольку эта зависимость может быть опосредо­ванной.

Принцип анализа национально-психологических особенностей пред­ставителей того или иного этноса в единстве с проявлениями других их характеристик ориентирует на верное осмысление того, как у различных социальных групп в структуре их общественного и ин­дивидуального сознания переплетаются черты национальной, клас­совой, конфессиональной, профессиональной, возрастной и т.п. психологии. Следует в то же время всегда принимать во внимание и тот факт, что соотношение и проявление общественной идео­логии и общественной психологии в жизни и деятельности этно­са весьма подвижно, изменчиво. В переломные моменты развития нации, в периоды смены ее идеологических, экономических политических приоритетов перестраивается и социальная психика ее представителей, меняется «вес», соотношение в ней различных компонентов: национального, классового, конфессиональ­ного. Например, в период войны 1812г. русские крестьяне едино­душно встали на защиту своей родины, на сторону своих господ. Национальное как бы перекрыло влияние классового. Находятся этому подтверждения и в новейшей истории. Так, 30 марта 1982 г. в Аргентине началась общенациональная забастовка. Мощная ма­нифестация на Пласа де Майо была разогнана полицией. Возму­щение трудящихся достигло апогея. В объявленных требованиях забастовщиков предполагались: смена экономической политики, возврат к конституции и демократии. Но 2 апреля вооруженные силы Аргентины высадились на Мальвинских островах. И в этот же день на той же самой площади Пласа де Майо собрались те же люди, которых только что разогнали за выступление против пра­вительства. Но на этот раз они пришли, чтобы выразить поддерж­ку акции военных. Национальная принадлежность как бы сплоти­ла народ, вытесняя из общественного сознания классовые и идеологические различия и противоречия между людьми. И в России в 90-е гг. XX в. в период острого экономического кризиса шахтеры далеко не всегда выдвигали ультимативные требования к правительству с целью улучшения своего экономического положения, понимая реальную экономическую обстановку в стране и учиты­вая национальные интересы России в целом. В каждый момент политического развития в любой стране соотношение националь­ного и классового, национального и религиозного, националь­ного и профессионального всегда конкретно, определенно и вы­ражено в специфической форме.

Принцип учета многообразия проявлений национально-психоло­гических характеристик людей предполагает всестороннее осмыс­ление и правильную интерпретацию не только всего их комп­лекса и специфики, но и системных исследований каждой из них. Различные элементы психологии этноса (мотивация, чув­ства, воля, поведение и т.д.) имеют свои собственные законо­мерности функционирования и развития, по-разному влияют на жизнь и деятельность людей. Для того чтобы их правильно изу­чить и понять, в каждом случае анализа конкретного этнопсихо­логического феномена требуются выработка определенной ме­тодологической позиции и выбор специальных средств и способов ее реализации. В то же время необходим и системный подход, позволяющий описать психологию этнической общности как це­лостное, сложно организованное единство, находящееся в непре­рывном взаимодействии составляющих частей, испытывающее влияние общественной среды и стремящееся к самосохранению и самовоспроизводству в любых условиях.

Принцип сравнительности в анализе национально-психологичес­ких особенностей ориентирует на то, что этноспецифическое по­знается только через сравнение и сопоставление с такими же характеристиками представителей других общностей.

Психологический механизм подобного сравнения можно в оп­ределенном смысле представить на следующем примере. Францу­зам типичный немец представляется белокурым. И действитель­но, блондинов в Германии больше, чем во Франции, но все же в массе немцев блондинов меньше, чем брюнетов. Следовательно, реально типичный немец блондином не является, но субъектив­но, в силу сопоставления, он таким кажется французам и представителям некоторых других народов. Но если сравнительность оценок физических качеств проявляется наглядно, то при вос­приятии психологических в частности и социальных качеств в целом этот эффект порой скрыт и требует достаточной наблюдательности. Вот характерный пример. Один англичанин длительное время жил в разных странах и заметил, что в южных странах (Ита­лии, Испании и некоторых других) мужчины чаще пожимают друг другу руку, чем в северных (в Скандинавских странах, Анг­лии). По мере переезда из южных стран в северные он часто ловил себя на том, что его рука постоянно оставалась в воздухе без ответ­ного пожатия. Неслучайно представители южных стран чаще оце­нивают представителей северных как сдержанных, и наоборот.

Оценки национально-психологических особенностей других людей относительны. Только через сравнение можно увидеть ти­пично национальное. Если китаец-неудачник в старости получает помощь от детей, он счастлив и рассказывает об этом всем окру­жающим, часто доходя до явного хвастовства. Американцы же, наоборот, в большинстве случаев скрывают такие обстоятельства и хотят представить себя абсолютно независимыми людьми, что не всегда соответствует действительности. Китайская и американ­ская культуры совершенно разные, и надо правильно в них раз­бираться.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал