Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительные методы этнопсихологических исследований






К числу дополнительных методов этнопсихологических иссле­дований обычно относят: метод изучения этнических стереоти­пов, метод контент-анализа, количественные методы, моделиро­вание, региональную картотеку человеческих отношений, тренинг кросскультурных умений.

Метод изучения этнических стереотипов представляет собой использование специальных методик, предназначенных для исследования устойчивых ценностных ориентации, установок, пред­ставлений (истинных или искаженных) об этнических общностях и психологии их представителей.

В настоящее время больше всего применяются психосеманти­ческие методики, например, разработанные В. Ф. Петренко. В од­ной из них стимульный материал представляет собой 40 оценоч­ных биполярных шкал. Анализ проводится по десяти выделенным факторам, в соответствии с которыми по всей выборке диффе­ренцируются образы исследуемых народов, что позволяет изучить национальные стереотипы на уровне образа. Эта методика дает возможность более глубоко исследовать и механизмы стереотипизации.

Широко применяется и методика «множественной идентифи­кации» того же автора, с помощью которой можно проводить сопоставление ролевых позиций и выявление стоящих за ними идентификаций через описание характерных поступков. Апроба­ция этой методики проводилась на материале русской и азербай­джанской выборок (девушек-студенток от 20 до 30 лет), для кото­рых было выделено 90 возможных поступков из семейно-бытовой сферы: «познакомиться с парнем на улице», «стремиться к выс­шему образованию», «распоряжаться семейным бюджетом», «ку­рить сигареты», «изменить мужу в ответ на его измену» и т.д. По­ступки выделялись с учетом их типичности для сопоставляемых культур и естественности для исследуемой социальной группы. Испытуемые оценивали значимость каждого поступка по шести­балльной шкале с 12 ролевых позиций: 1) я сама; 2) моя мать; 3) идеал женщины с моей точки зрения; 4) идеал женщины, принятый в обществе; 5) типичная женщина; 6) женщина 40 лет назад; 7) женщина через 20 лет; 8) женщина с неудавшейся личной жизнью; 9) презираемая мною женщина; 10) русская (для азербайджанок) и азербайджанка (для русских); 11) грузинка; 12) эстонка. Формой обработки данных и одновременно формой их представления выступало построение семантических про­странств с использованием факторного анализа, который по­зволил свести множество поступков к обобщенным «типичным» показателям, объединяющим сходные поступки в одно измере­ние [264. - С. 143-144].

Контент-анализ в этнопсихологических исследованиях (от англ, contents — содержание) — метод анализа и оценки информации (содержащейся в научных источниках, художественной и мемуар­ной литературе, в различных документах, архивных материалах, видеозаписях, радиопередачах, интервью и т.д.) путем выделения в формализованном виде смысловых единиц текста и замера час­тоты, объема упоминания этих единиц в выборочной совокупно­сти. Применительно к изучению национальной психологии он состоит в фиксировании частоты употребления и степени выраженности понятий, суждений, отражающих те или иные нацио­нальные особенности: специфику проявления национального со­знания и самосознания, черт национального характера и темпе­рамента, других национально-психологических особенностей лю­дей.

В настоящее время существуют специальные программы для ЭВМ, которые помогают автоматически проводить такой анализ и оценку при условии предварительного ввода соответствующего текста в компьютер. При широкой компьютеризации, создании соответствующего банка данных такой метод исследования стано­вится все более доступным и перспективным (уже сегодня газеты могут высвечиваться на дисплее, многие книги печатаются с по­мощью ЭВМ и т.д.).

Количественные методы в этнопсихологии — совокупность спо­собов, приемов, методик для описания процедур получения и выражения формализованного результата в этнопсихологических исследованиях с использованием современных достижений мате­матики и вычислительной техники.

Количественные методы находятся в тесной связи и взаимодей­ствии с методиками качественного анализа. Тормозят процесс применения количественных методов трудности формализации знаний при изучении, анализе и обобщении национально-психо­логических особенностей людей, недостаточный уровень подго­товки кадров и отставание технической оснащенности.

Метод моделирования в этнопсихологии — совокупность спосо­бов и приемов для создания моделей определенного периода в развитии психики представителей конкретных этнических общ­ностей, а также их национально-психологических особенностей.

Региональная картотека человеческих отношений (Human Relations Area Files — HRAF) — метод, применяющийся в основ­ном зарубежными исследователями и заключающийся в обобще­нии, классификации и систематизации хранения этнографичес­ких и этнопсихологических данных.

Его автор — Д. Мердок — начал работу над картотекой в конце 30-х гг. XX в. Сейчас она представляет собой около полумиллиона страниц печатного текста, в которых содержатся разнообразные сведения о различных сторонах жизни, деятельности, поведения и национально-психологических особенностях многих этнических общностей мира, сгруппированные по двум признакам: террито­риально-культурному и предметному.

Полный микрофильмированный текст HRAF хранится только в США, ФРГ и Швеции, выдержки из него — в научных библио­теках многих стран мира. Для этнопсихологии HRAF интересен тем, что там зафиксированы типичные этнопсихологические ха­рактеристики и способы поведения, свойственные представите­лям конкретных этнических общностей [264. — С. 225].

Тренинг кросскультурных умений — совокупность способов, при­емов и методик для активного обучения людей навыкам познания и осмысления этнопсихологических и этнокультурных особенно­стей. В тренинге используются специальные социально-психоло­гические средства самопознания, мониторинг и программирова­ние межличностного поведения в иной культурной среде.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал