![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1.1. Введение в юридическое клиническое обучениеСтр 1 из 11Следующая ⇒
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ По самостоятельной работе студентов И проведению практических занятий Дисциплина: «ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА»
Направление подготовки: 030900.62 «Юриспруденция» Профиль подготовки: « Государственно-правовой»; «Гражданско-правовой»; «Уголовно-правовой»; «Международно-правовой»
Квалификация (степень): бакалавр
Ростов-на-Дону АВТОР В.С. Казельникова, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Ростовского филиала Российской таможенной академии
ОТВЕТСТВЕНЫЙ ЗА ВЫПУСК Е.С. Путилина, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат юридических наук
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Е.С. Путилина, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат юридических наук;
А.И. Говорун, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии
© Российская таможенная академия Ростовский филиал, 2011 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ МОДУЛЬ 1. КЛИНИЧЕСКОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ Тема 1.1. Введение в юридическое клиническое обучение I. Задания для самостоятельной работы 1. Дайте определения следующим понятиям: юридическая клиника, юрист, юридическое клиническое образование, юридическое клиническое обучение. 2. Составьте конспект по вопросу: «Этапы становления клинического юридического образования. Значение клинического юридического образования в современной России». 3. Подумайте, каково значение юридических клиник для студентов? 3. Ознакомьтесь с содержанием расписки: «Я, Иванов Степан Александрович, проживающий по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева 215, кв. 65, взял в долг у Леонова Александра Викторовича, проживающего по адресу: г.Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов 3, кв. 80, денежную сумму в размере 50 000 рублей. Указанную сумму обязуюсь вернуть не позднее 1 декабря 2010 года. Неустойка за просрочку возврата долга составляет 1% за каждый день просрочки. Текст расписки написан мною собственноручно». Иванов С.А. ___________ Задания: - определите, из каких правоотношений вытекает спор о взыскании долга по вышеуказанной расписке, сославшись на конкретные нормы материального права; - определите судебную подведомственность данного спора; - определите родовую и территориальную подсудность данного спора; - изучите статьи 131-136 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации; - составьте исковое заявление о взыскании задолженности по вышеуказанной расписке.
II. План практического занятия (форма обучения: очная) Часы: 2 План первого часа практического занятия Круглый стол: «Клиническая подготовка юристов». Вопросы для обсуждения: 1. Понятие и сущность клинического юридического образования. Особенности клинического юридического образования. 2. Клиническая подготовка юристов в системе профессионального юридического образования. Юридическая клиника как технология освоения теоретического и практического компонентов юриспруденции. 3. Основные методы клинического юридического обучения. 4. Принципы, цели, задачи клинического юридического образования. План второго часа практического занятия 1. Обсуждение вопросов, возникших при составлении искового заявления о взыскании задолженности по расписке. 2. Обсуждение вариантов поведения судьи после ознакомления с исковым заявлением о взыскании задолженности по расписке.
III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию Для освоения учебного материала необходимо изучить основную и дополнительную литературу. При выполнении заданий теоретического компонента данной темы необходимо учесть следующее. Высшее профессиональное юридическое образование как подготовка к профессиональной деятельности на основе высокого уровня овладения теорией призвано выполнять задачу: через развитие областей науки служить развитию областей профессиональной деятельности. Учебные планы и программы, педагогические компетенции и иные компоненты организационно-методической стороны образовательной деятельности пока еще не в должной мере соответствуют нацеленности практико-ориентированного юридического образования. В тоже время внутренний и внешний рынок труда усиливает влияние на соотношение теоретической и практической профессиональных компетенций выпускников. В этой связи актуализируется вопрос внедрения средств и методов клинического юридического образования в практику юридических факультетов вузов страны посредством включения «юридических клиник» в учебные программы юридических факультетов в качестве факультативных предметов, которые бы включались в учебную нагрузку преподавателей, курирующих юридические клиники. Профессор О.А. Люблинский в 1901 г. в статье «О юридических клиниках» в журнале Министерства Юстиции писал: «учреждение юридических клиник в России является особенно желательным ввиду чересчур уже теоретического характера преподавания на наших юридических факультетах, разнообразия и многочисленности у нас судов с присущей каждому из них специальной компетенцией, а также вследствие бедности и малограмотности большей части нашего простонародья». Клиническое образование позволяет вузу обеспечивать более полное «погружение» студента в специальность, дает возможность получения студентами не только теоретических знаний, но и их закрепления на практике. Юридическая клиника - это программа подготовки социально ориентированных юристов на базе высших учебных заведений. Изучите Приказ Министерства образования и науки России от 28 ноября 2012г. № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» в части целей создания юридических клиник. По завершении выполнения заданий теоретического блока необходимо сделать вывод о том, каковы перспективы развития практического клинического обучения юристов. Выполнение заданий практического блока данной темы предполагает одновременное освоение теории гражданского процесса и практики применения норм материального и процессуального права. Прежде чем приступить к составлению искового заявления, необходимо изучить теорию иска, обратившись к соответствующим разделам учебников, приведенных в списке основной литературы. Иск – это одна из форм обращения в суд, представляющий обращение заинтересованного лица к суду первой инстанции с просьбой о рассмотрении спора с ответчиком и о защите субъективного права. Важно уяснить, что путем предъявления иска реализуется право на общения в суд, которое осуществляется по правилам искового производства. Что касается возбуждения дела путем иного производства, то отношения в этих случаях возникают путем подачи заявления (часть 1 статьи 123, часть 1 статьи 247, часть 3 статьи 263 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации). Исковое заявление носит строго формальный характер. Для того чтобы грамотно составить иск необходимо ознакомиться с ГПК РФ. Общие требования, предъявляемые к форме и содержанию иска указаны в статьях 131 и 132 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации. Внимательно изучите их. Определите, какие реквизиты искового заявления являются обязательными, а какие факультативными. Излагая текст искового заявления также необходимо помнить, что он должен быть последовательным, доступным и понятным, поскольку при ознакомлении с его содержанием судья лишен возможности непосредственного общения с истцом в целях уточнения изложенных обстоятельств и требований. Поскольку нормы процессуального права служат реализации норм материального права, следует определиться с материально-правовой конструкцией возникшего спора. Выясните, из каких правоотношений возник спор, какие нормы материального права подлежат применению при разрешении дела. Рассмотрение данных вопросов позволит правильно сформулировать исковые требования (предмет иска). В данном случае необходимо обратиться к нормам главы 42 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Изучив данную главу, подумайте, какое юридически значимое обстоятельство подлежит установлению судом при взыскании задолженности и, соответственно, отражению в исковом заявлении и доказыванию истцом. Определите максимально возможные требования займодавца (истца).
IV. Рекомендуемые источники Нормативно-правовые документы 1. Приказ Министерства образования и науки России от 28 ноября 2012г. № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» // 2. Приказ Минобразования РФ от 30.09.1999 № 433 «О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров» // Бюллетень Минобразования РФ. - 1999. - № 11. Основная литература 1. Арбитражный процесс: учебник / под ред. М. К. Треушникова. – М.: Городец-издат, 2008. 2. Гражданский процесс: теория и практика / под ред. М. К.Треушникова. - М.: Городец, 2008.
Дополнительная литература 1. Дранжевский М.Д. Особенности оказания бесплатной юридической помощи юридическими клиниками в России // Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. - М.: Акварель, 2011. 2. Дудырев Ф.Ф., Малков В.П. Юридические клиники в России: возвращение через 150 лет // Правозащитник Урала. - 2002. 3. Мамин А.С., Усов И.С. Теоретико-правовой анализ развития юридического клинического образования в России // Общество и право. - 2010. - № 5. 4. Смирнов Д.А. Профессиональное образование и юридическая помощь незащищенным: опыт создания Юридической клиники при Академии ФСИН России // Юридическое образование и наука. – 2007. - № 1. 5. Юридическая клиника: опыт практического обучения юристов: учебно-методическое пособие. - СПб: Равена, 1999.
V. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Какова сущность понятия «юридическая клиника? 2. Каковы этапы развития юридических клиник? 3. Каковы принципы клинического юридического образования? 4. Каковы цели клинического юридического образования?
|