![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задание 12. Изучите методику проведения факторного анализа
Детерминированный факторный анализ имеет достаточно жесткую последовательность выполняемых процедур: - построение экономически обоснованной детерминированной факторной модели; - выбор приема факторного анализа и подготовка условий для его выполнения; - реализация счетных процедур анализа модели; - формулирование выводов и рекомендаций по результатам анализа. Первый этап особенно важен, так как неправильно построенная модель может привести к логически неоправданным результатам. Смысл этого этапа состоит в следующем: любое расширение жестко детерминированной факторной модели не должно противоречить логике связи «причина – следствие». В качестве примера рассмотрим модель, связывающую выручку (В), количество продукции (КП) и цену (Ц). Теоретически можно исследовать три модели: В=КП*Ц; Ц=В/КП; КП=В/Ц Все три формулы верны с позиции арифметики, однако с позиции факторного анализа только первая имеет смысл, поскольку в ней показатели, стоящие в правой части формулы, являются факторами, т. е. причиной, порождающей и определяющей значение показателя, стоящего в левой части (следствие). На втором этапе выбирается один из приемов факторного анализа: интегральный, цепных подстановок, логарифмический и др. Каждый из этих приемов имеет свои достоинства и недостатки. Краткую сравнительную характеристику этих способов мы рассмотрим ниже. Существуют следующие модели детерминированного анализа:
1) аддитивная модель, т. е. модель, в которую факторы входят в виде алгебраической суммы, в качестве примера можно привести модель товарного баланса:
где Р - реализация;
П - поступление товаров;
В - прочее выбытие товаров
2) мультипликативная модель, т. е. модель, в которую факторы входят в виде произведения; примером может служить простейшая двухфакторная модель: В=КП*Ц, где В - выручка; КП - количество продукции; Ц - цена
3) кратная модель, т. е. модель, представляющая собой отношение факторов:
где ОС - стоимость основных средств; Ч – численность 4) смешанная модель, т. е. модель, в которую факторы входят в различных комбинациях, например:
где Р - реализация;
ОС - стоимость основных средств; Об - стоимость оборотных средств. Жестко детерминированная модель, имеющая более двух факторов, называется многофакторной. В детерминированном факторном анализе можно выделить четыре типовые задачи: - оценка влияния относительного изменения факторов на относительное изменение результативного показателя. - оценка влияния абсолютного изменения i-го фактора на абсолютное изменение результативного показателя. - определение отношения величины изменения результативного показателя, вызванного изменением i-го фактора, к базовой величине результативного показателя. - определение доли абсолютного изменения результативного показателя, вызванного изменением i-го фактора, в общем изменении результативного показателя. Охарактеризуем эти задачи и рассмотрим решение каждой из них.
|