![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Социализация личности в коллективе.
Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Происходит как стихийно, так и в результате целенаправленного воздействия. 1) При вступлении в организацию индивид знакомится со всей совокупностью социальных норм, которые в ней действуют. 2) Социальные нормы организации складываются в результате цикличности, повторяемости определенных этапов деятельности организации. Тех этапов, которые получили одобрение того или иного субъекта социальных отношений. 3) Социальные нормы организации фиксируются в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре между администрацией и профсоюзным комитетом, в должностных инструкциях. Индивид, вступивший в организацию, принимает себя тем самым обязательство следовать всей совокупности социальных норм, которые в ней действуют. Нормы организации позволяют человеку быстрее и адекватнее действовать, поскольку ему не нужно принимать сознательно решения, как позволяют действовать так, «как все поступают в данной ситуации». 4) Стихийно передача социальных норм индивиду происходит через освоение обычаев и традиций, принятых в коллективе. Подчиненные могут показать свою компетентность и вызвать доверие у руководителей, четко соблюдать правила и нормы, принятые в организации, что говорит об их успешной социализации и способности ориентироваться в деятельности организации. 5) Функции социальных норм: 5.1предсказуемости поведения окружающих; 5.2 Предоставление возможности действовать стандартно в стандартной ситуации, не рискуя получить негативную оценку группы; 5.3Избавление члена группы от неопределенности и вызываемой ею тревоги; 5.4Создание условий для эффективного осуществления любой совместной деятельности; 5.5Формирование индивидуального «лица» каждой группы, отличия ее от других групп. 6) Все функции способствуют целостности, сплоченности коллектива организации. Нарушение (по незнанию или сознательно) социальных норм организации – один из источников внутригрупповых конфликтов. 7) Если человек дорожит членством в организации, он будет вести себя в соответствии с действующими в ней социальными нормами.
Для измерения успешности социализации, К. Арджирисом был предложен подход «зрелости» индивида. Идея: используется семь полярных измерительных континуумов (шкал) для оценке поведения работника: 1) Пассивный – активный 2) Зависимый – независимый 3) Ограниченный репертуар поведения – расширенный репертуар поведения 4) Искусственные интересы – развитые интересы 5) Короткий отрезок времени – длинный отрезок времени (ориентация на краткосрочные или долгосрочные цели) 6) Подчиненная ситуация – управляющая ситуация (зависимое или независтмое поведение) 7) Несамоосознающий – самоосознающий (зрелость образа «Я» как члена организации. Левый полюс шкалы - характеризуется «незрелого» индивида) Характеристика в левом столбце автор назвал «незрелыми», «не развитыми», а в правом – зрелыми.
Накопления социального опыта, степени освоения социальных ролей и изменений положения в коллективе, работник продвигается по значениям этих характеристик слева направо, что позволяет судить об успешности процесса его социализации в коллективе и на основании этого проводить процесс коррекции.
|