![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
V. Психологические особенности обеспечения профессионального отбора ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Проф. отбор – это система мероприятий, позволяющая выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной социальности. Цель профотбора – обеспечение максимального соответствия индивидуальных характеристик и особенностей человека тем общим и специфическим требованиям, которые предъявляют к нему вид деятельности. Его необходимость определяется 2-мя обстоятельствами: 1.высокой стоимостью и трудоемкостью профессионального обучения по данной специальности. 2.существованием устойчивых различий в уровне эффективности выполнения одной и той же деятельности разными исполнителями. Различают следующие виды профотбора: -медицинский; -образовательный; -социальный; -психологический. 3 подхода к разработке системы профотбора: 1-й подход (от профессии) 1ый этап: устанавливается совокупность требований, предъявляемых к свойствам личности конкретной деятельностью. Составляется профессиограмма, где представлена вся информация о профессии. Оценивается степень значимости различных психических св-в и качеств личности для эффективного выполнения данной деятельности. 2ой этап: отбираются психодиагностические методы исследования, которая бы позволяла оценить эти св-ва личности. 3й этап: психологический прогноз успешности обучения и деятельности на основе сопоставления результатов выполнения тестов и требований профессии. Выделяют два типа профпригодности: -абсолютная (к профессиям такого типа, где требуются специальные способности – музыкант, летчик); -относительная (к профессиям, овладения которыми доступно практически здоровому человеку). 2-ой подход (от человека) 1ый этап: комплексное психологическое обследование представителей исследуемой специальности. 2ой этап: выделение лучших и худших специалистов. 3й этап: устанавливается статистическая связь между успешностью в деятельности и психодиагностическими данными. 4ый этап: отбираются методики со значимой статистической связью, которые используются для отбора кандидатов. 5ый этап: определяются нормы пригодности: пригоден тот, у кого результат хi = 3-ий подход (близок к медотбору) 1ый этап: психодиагностика с помощью различных стандартизированных психологических приемов. 2ой этап: выявляются крайние степени выраженности качеств, нежелательных для большинства профессий (низкий интеллект, нервно-психическая неустойчивость). 3ий этап: определяются как не пригодные, показатель, которых хi = Отбор безотносителен к содержанию предстоящей деятельности. Удобен, когда нет возможности экспериментально определить наиболее прогностичные методики и изучить деятельность. Каждый из подходов дополняется собеседованием кандидата со специалистом – психологом высокой квалификации. Для диагностики направленности(совокупности устойчивых мотивов, побуждений к действию) используются проективные методики, опросники; ТАТ, Роршах, незаконченное предложение, ДДО, карта интересов. Для диагностики способностей (возможности человека в осуществлении тех или иных действий) – тесты, Равен, Амтауэр. Для диагностики характера (система отношений человека к действительности, проявляющая в действиях и поступках) и темперамента – опросники. Психолог, работающий в сфере профотбора, должен -составить или использовать разработанную профессиограмму и адаптировать ее под условия конкретной организации; важно выявить профессионально важные качества, которые являются устойчивыми и эффективно дифференцируют по успешности в профессиональной деятельности; -для решения задач профотбора подбора кадров используются следующие методики: для психофизиологического отбора – экспериментальные, часто аппаратурные методики а) сила нервных процессов «Измерение латентного периода реакции на световой раздражитель»; б) подвижность нервных процессов «Кинематометрическая методика»; в) уравновешенность нервных процессов «Реакция на движущиеся объекты (РДО)». -для оценки познавательных способностей: а) восприятия – «Шкалы приборов», «Глазомер»; б) памяти – «Оперативная память», «Воспроизведение текста», «Память на числа»; в) пространственного представления – «Часы», «Компасы»; г) внимание – «Таблицы Шульте», «Корректурная проба», «Перепутанные линии»; д) мышление – «Установление закономерностей», «Числовые ряды». -для оценки психомоторики: «Теппинг тест», «Реакция на движущиеся объекты». -для изучения свойств личности: «Мини-мульт», «Шкала оценки уровня ситуативной и личностной тревожности», методика Люшера, СМИЛ, методика Кетелла. -для исследования темперамента: «Самооценка структуры темперамента», методика Айзенка. -для изучения характерологических черт личности в целях профотбора: «Опросник самооценки Т. Лири», «Самооценка характера». -для уровня интеллектуального развития: тест структуры интеллекта Амтхауэра, «Методика Равена», тест Айзенка «Определение общих способностей». -для оценки особенностей психического состояния в процессе профотбора: «Прогноз», «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации». -для диагностики межличностных отношений: «Социометрия», «КОС»-оценка коммуникативных и организаторских способностей.
|