Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мы – севастопольцы






 

Стихи К.Кириллова Музыка Б. Миронова

 

Закипела волна штормовая,

Взвился пламенем флаг над волной.

Это Родина наша пути открывает

На простор морской.

 

По ветру ленточки полощутся,

И в море штормы будут нас встречать.

Мы – севастопольцы,

Мы – севастопольцы,

Нам путь героев продолжать!

 

Там, где в битвах с гранатой сквозь пламя

Шёл на танк черноморец-герой,

Мы в атаках «Зарницы» несём наше знамя

Над Сапун-горой.

 

 

По ветру ленточки полощутся,

И в море штормы будут нас встречать.

Мы – севастопольцы,

Мы – севастопольцы,

Нам путь героев продолжать!

 

Мы клянёмся беречь милый берег,

Ну, а если к нам сунется враг, –

Все за Родину встанем, как Волков Валерий,

Как Вилор Чекмак!

 

По ветру ленточки полощутся,

И в море штормы будут нас встречать.

Мы – севастопольцы,

Мы – севастопольцы,

Нам путь героев продолжать!

 

Екатерина Козицкая-Найдёнова  

«Здесь опять будет школа»

(отрывки из повести «Свет подземных школ»)

 

22 июня 1941 года – начало Великой Отечественной войны...

Сентябрь. Враг уже на подступах к Севастополю. 1 сентября 1941 года начали работать школы Севастополя, но бомбёжки усилились, фашистское кольцо сужалось вокруг Севастополя, участились артиллерийские залпы, город превращался в руины.

Ни зверские бомбёжки, ни падающие снаряды не запугали севастопольцев, вся жизнь населения ушла в подземелье. Не были в стороне и севастопольские учителя. Хотя враг стоял у стен города, в подземелье (подвалах, расщелинах) шли уроки. Ребята слушали стихи А.С. Пушкина, путешествовали по родной стране, выводили на доске формулу воды, которую тогда выдавали по норме.

...Инкерманские штольни – это большой подземный город с потолком толщиной метров семьдесят. В древности здесь добывали камень, из которого строили дворцы и жилые кварталы в Риме, Афинах, Константинополе. Из него строился и Севастополь. В мирное время штольни служили хранилищем продукции завода инкерманских вин. Во время войны в штольнях работали спецкомбинаты по изготовлению оружия, здесь шили, лечили раненых, работала школа №32 под руководством Кузьмы Ивановича Ленько.

Подземная школа создавалась всеми подручными средствами. Классы отгородили фанерой, принесли всё, что могло быть партой и стулом. Трудились, не жалея сил, и молодые, и пожилые учителя. Проходы между классами называли: Большая Морская, Севастопольская, Нахимова. Занимались при свечах и керосиновых лампах.

Это были очень трудные дни. Разбомблена водокачка. Вентиляционные люки постоянно забивались землёй, щебнем, песком. Дышать было трудно.

Невероятны факты из жизни людей, заключённых в «каменный мешок».

... В старой штольне, например, жила корова по имени Звёздочка. Как она попала в подземелье, никто не знал. Зато всем обитателям убежищ было известно: Звёздочка ежедневно давала несколько литров молока. Его распределяли строго, как последние боеприпасы, – по полстакана на каждого тяжелораненого бойца. Остатки передавали детям...

Воспоминания учительницы подземной школы № 32 П.И. Семёновой:

«Посещаемость школы и успеваемость учащихся была выше всякой похвалы. Однажды во время урока ко мне подходит ученик и говорит: «Разрешите сегодня мне отсутствовать на занятиях. Моя мама пошла за водой. Попал снаряд. Маме оторвало обе ноги. Маму увезли в госпиталь. У мамы грудной ребёнок. Я должен быть с ним». Так мужали детские сердца. Дети становились не по годам взрослыми, стойкими и ответственными.

Воды в штольнях не было. Мечта каждого – хоть раз напиться вдоволь. За водой ходили к Чёрной речке. Однажды вместе с двумя женщинами за водой пошли две сестрички. Одна вернулась, а другая наклонилась набрать воду... Прямое попадание вражеского снаряда – девочка пошла ко дну.

«В штольнях не хватало воздуха. Так хотелось подышать свежим воздухом! Из глубин штолен люди шли к выходу – вдохнуть. Видно, фашисты имели точные сведения: по штольням били из тяжёлых орудий прямой наводкой».

И ещё один факт.

...Когда были отрезаны почти все пути обеспечения штолен водой, пришлось идти даже на такой рискованный шаг: детей стали поить... разбавленным шампанским. Особенно тяжко было тогда выживать новорождённым, ведь каши им варили тоже на шампанском и мыли их этим же напитком...

...На последнем, если можно так сказать, совещании, прозвучал отчёт о работе девяти подземных школ в условиях осады.

«Жизнь любит тех, кто любит её, – тихо начала Наталья Николаевна Донец, заведующая гороно подземных школ в период обороны Севастополя. – Вот мы и живы. И нашим детям, пусть даже по минимуму, мы дали знания, табеля. А их-то ни много, ни мало 2442 ученика! А уроки мужества, которому не научат никакие учебники, они получили сами».

Триста учителей работали под землей. Большинство там же и ночевали, рядом с детьми, которым уже негде было жить. Бомбили Севастополь беспрерывно. Неуязвимых мест практически не существовало. Снаряды не падали, не попадали, а хлестали по городу. Но, ни один, слышите, ни один из нескольких тысяч школьников не погиб в школе!

Спасибо директорам подземных школ: №13 (находилась в подвале здания по улице Ленина, напротив сквера) – Влайкову; № 3 (находилась частично по Базарному спуску, теперь «Черноморочка», и частично в подвалах картинной галереи) – Новак; директору 102-й железнодорожной школы Моисееву (напротив паровозного депо); директору инкерманской школы №32 Ленько (что в штольнях); Черемисиновой – директору школы №19; Добровольской – директору начальных классов (в Бартеньевке, Северная сторона); Чапленко – директору двухклассной школы в Балаклаве; Томилиной, Матковой – школа № 11 в Татарской слободке (рядом с нынешней школой № 16); директору школы № 18 Зотник (что на улице Костомаровской, ныне Генерала Петрова, в подвале трикотажной фабрики); спасибо директорам школы № 15 Кулиш, Ивановой.

Вечная память учителям Гоголевой, Альбиной, Орловой.

Никогда не забудутся слова, произнесённые в классе Клавдией Ивановной Оглобиной за несколько минут до гибели: «Дети, запомните этот день. Мы сейчас не только учим историю, но и пишем её. Вы – живые свидетели истории и не забывайте: вы – севастопольцы, жители города, который никогда не сдастся врагу».

После изгнания фашистов с севастопольской земли на территории Петровской слободки уцелело школьное здание. В нём размещался лагерь для советских военнопленных. На стенах сохранилась надпись «Здесь опять будет школа». Кому принадлежат эти слова? Бывшему учителю? Или бывшему ученику, которому передал учитель свою любовь к Родине, свою несокрушимую веру в Победу? Поколение, которое выстояло и разгромило фашизм, было воспитано прекрасными учителями!

 

На одной из площадей нашего прекрасного города мне видится памятник народному учителю на фоне школы, которую учителя не оставили в самое страшное время. Память об их подвиге мы должны сохранить и передать новым поколениям.

Борис Корда


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал