Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преобразования в польше в 1944-48 гг






Реализация манифеста ПКНО

Важнейшей задачей в области внутренней политики Польского комитета национального освобождения было расширение социальной базы новой власти. В сентябре 1944 г. был издан декрет ПКНО о проведении земельной реформы. Принудительной экспроприации подлежали земли немцев и предателей, а также хозяйства общей площадью более 100 га. В центральных, восточных и южных областях изымалась земля в хозяйствах, имевших более 50 га пашни. Конфискованная земля передавалась крестьянам за символический выкуп. Площадь вновь создаваемых хозяйств в зависимости от района колебалась от 5 до 14 га. За конфискованную у помещиков собственность предусматривалась определенная компенсация.

Промышленные предприятия, захваченные немцами, подлежали возврату их бывшим владельцам и временно передавались в государственное управление.

Вновь формируемый государственный аппарат состоял в основном из членов политических партий, входивших в состав КРН. Органы государственной безопасности имели характер автономной структуры. Хотя они и состояли практически только из членов ППР, но контролировались не ЦК партии или главой правительства, а советскими советниками.

В конце 1944 г. Польский комитет национального освобождения с ведома СССР был преобразован во Временное правительство Республики Польша, что должно было продемонстрировать миру стабилизацию нового режима. Сложность положения заключалась в том, что США и Великобритания по-прежнему признавали польское правительство в эмиграции, сохранявшее сильное влияние в стране. Потребность в скорейшем победоносном завершении войны заставляла великие державы искать компромисс в польском вопросе. На Ялтинской конференции 1945 г. было решено покончить с двоевластием в Польше путем расширения Временного правительства за счет демократически настроенных политиков из лондонского лагеря и преобразования его во Временное правительство национального единства. Одновременно И.В. Сталиным был поставлен вопрос о западной границе Польши по линии рек Одра (Одер) и Ныса (Нейсе). К Польше должнабыла также отойти часть Восточной Пруссии. В качестве восточной границы участники конференции высказались за линию Керзона с некоторыми отступлениями в пользу Польши.

Ялтинские договоренности означали, что Польша становилась одним из ключевых звеньев советской системы безопасности в Европе, к формированию которой Москва приступила на заключительном этапе войны. Это ее место было закреплено польско-советским договором о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве, заключенным 21 апреля 1945 г.

Принятые в Ялте решения в полной мере отвечали интересам ППР и ее союзников. Им удалось добиться международного признания новой власти в Польше, вывести из игры правые силы лондонского лагеря, укрепить свои позиции в стране. Тем самым были достигнуты основные политические цели, сформулированные в манифесте ПКНО.

Борьба за выбор политического облика страны. 1945-1948 гг.

В июне 1945 г. было создано Временное правительство национального единства. Его премьером стал левый социалист Э. Осубка-Моравский, возглавлявший до этого ПКНО и Временное правительство, заместителями — В. Гомулка (ППР) и С. Миколайчик, бывший глава лондонского правительства, вышедший в конце 1944 г. из его состава и согласившийся вернуться в Польшу. Сторонники последнего получили несколько министерских постов. За счет бывших политиков лондонского лагеря был расширен состав КРН. После этого последовала полоса признания правительства странами антигитлеровской коалиции.

С. Миколайчиком была создана собственная партия — Польское стронництво людовое (ПСЛ), быстро превратившееся в одну из крупнейших политических организаций. Оно стало притягательным центром для всех сил, несогласных с политикой ППР и ее союзников.

ППР считала, что объединенные левые партии (ППР, социалистическая, крестьянская и демократическая) в состоянии построить новое общество, которое отличалось бы по своему социально-экономическому устройству и от СССР, и от буржуазных государств. Его экономической базой стала бы многоукладная экономика. В политической области основой строя был бы блок близких по целям партий при ведущей роли ППР. Организованное таким образом общество постепенно продвигалось бы по пути социалистических преобразований. Темпы продвижения зависели бы от созревания объективных предпосылок. Во внешней политике новая Польша должна была ориентироваться на СССР. Следует сказать, что эта концепция, наиболее последовательным сторонником которой был В. Гомулка (1905—1982), генеральный секретарь ЦК ППР, разделялась далеко не всеми руководящими и рядовыми членами партии.

С. Миколайчик и блокировавшиеся вокруг него силы были сторонниками либерально-демократического общественного устройства, основанного на частной собственности на средства производства и свободной игре политических сил. Во внешней политике они придерживались прозападной ориентации.

Кроме легальной оппозиции в Польше продолжало активно действовать вооруженное и политическое подполье, борьба с которым носила характер гражданской войны. Совокупные потери сторон составили около 30 тыс. человек.

В январе 1946 г. была проведена национализация промышленных предприятий с числом занятых более 50 человек в одну смену. Их владельцы по закону имели право на компенсацию.

30 июня 1946 г. состоялся всенародный референдум, участники которого должны были выразить свое отношение к таким вопросам, как ликвидация сената в будущем парламенте, земельная реформа и национализация основных отраслей промышленности, а также новая западная граница. Фактически речь шла о выяснении отношения общества к основным политическим и социально-экономическим преобразованиям, проведенным левыми силами в предшествующие два года. Большинство участников ответили утвердительно на три вопроса референдума, особенно второй и третий.

В январе 1947 г. состоялись первые послевоенные выборы в Законодательный сейм. Их итоги оказались неблагоприятными для ПСЛ, которое внесло протесты в связи с их фальсификацией во всех избирательных округах. Но они не были удовлетворены. Не прореагировали на них и западные посольства, поскольку по ялтинским соглашениям 1945 г. Польша входила в сферу исключительных интересов СССР. ППР и ее союзники получили 80% депутатских мандатов. Президентом страны сейм избрал члена ППР Б. Берута, до этого возглавлявшего КРН, премьер-министром стал социалист Ю. Циранкевич.

Победа ППР и ее союзников на выборах открывала путь для реализации их концепции народно-демократического устройства. Но ей не суждено было осуществиться.

Уже в 1946 г. появились явные симптомы раскола антигитлеровской коалиции на противостоящие военно-политические блоки. Надежды советского руководства на мирный приход коммунистов к власти в Западной Европе не оправдались, они были выведены из состава правительств. Западные политики ставили под сомнение окончательный характер территориальных изменений в Центральной Европе, особенно польско-германской границы. Все более расходились взгляды бывших союзников по антигитлеровской коалиции на будущее Германии.

В 1948 г. с поста генерального секретаря ЦК ППР был смещен В. Гомулка, обвиненный в «правонационалистическом уклоне». Этот пост занял Б. Берут (1892-1956). Он же возглавил ЦК Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), образованной в декабре 1948 г. в результате поглощения ППР Польской социалистической партии. Принятые объединительным съездом ПОРП документы программного характера свидетельствовали о ее отказе от концепции народной демократии.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал