![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Финансовая политика государства.
В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Цель финансовой политики - оптимизация эффективности создания, распределения и перераспределения дохода для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития страны. Задачи финансовой политики: Ø обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; Ø установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов; Ø организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; Ø выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями стратегии; Ø создание эффективной системы управления. Содержание финансовой политики проявляется через следующие элементы (рис.5).
Рис.5. Элементы финансовой политики.
В зависимости от решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия определяет долгосрочную перспективу финансовой политики и предусматривает решение главных задач. Финансовая тактика направлена на решение текущих целей и задач на конкретном этапе развития общества. Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, который используется для реализации финансовой политики. Финансовый механизм – совокупность установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Например, в бюджетно-финансовой сфере посредством налогов как формы изъятия части первичных доходов хозяйствующих субъектов и населения реализуются основные финансовые отношения между ними и государством. В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс). Регулирующий определяет основные направления использования финансовых отношений, не затрагивающих прямо интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятии). Можно выделить три типа финансовой политики (рис.6), присущих разным историческим условиям развития человечества. Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. С 1991 года стала проводиться принципиально новая финансовая политика, базирующаяся на использовании элементов рыночного механизма и системе государственного регулирования экономики. Для ее осуществления необходимы были новые принципы управления финансовыми отношениями, что не было осознано государственными органами. Это привело к кризису всей финансовой системы, что подтверждает огромный дефицит бюджета, рост внутреннего и внешнего долга, инфляция, большое количество убыточных предприятий, платежный кризис в народном хозяйстве.
Рис.6. Характеристика типов финансовой политики.
|