Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджетное устройство и бюджетная система.






Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетная система страны – это совокупность республиканского бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, бюджеты государственный внебюджетный фондов, основанная на экономических отношениях и юридических нормах.

Государственная бюджетная система Российский Федерации состоит из трех звеньев и включает:

Ø федеральный бюджет;

Ø бюджеты республик, краев, областей и автономных образований (бюджеты субъектов Федерации);

Ø местные бюджеты (городские, районные, сельские).

Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации проводимой Правительством социально-экономической политики. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития и взаимоотношения с территориями.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие “консолидированный бюджет” РФ. Он не утверждается и используется для анализа показателей бюджетной системы.

Схема консолидированных бюджетов представлена на рис.8.

 

 

       
   
Консолидированный бюджет РФ
 
 

 

 


Федеральный бюджет РФ   Консолидированные бюджеты субъектов РФ

 

Областной бюджет Бюджеты городов областного подчинения Бюджеты районов области

       
   
 

 


Городские бюджеты Бюджеты городских районов Районные бюджеты Бюджеты городов районного подчинения Сельские, поселковые и др. бюджеты

 

Рис.8. Консолидированный бюджет Российской Федерации.

 

 

Консолидированный бюджет субъектов Федерации выполняет функции объединения бюджетных показателей территорий. В нем отражаются результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе, условия сбалансированности доходов и расходов в целом по бюджету субъекта Федерации.

Бюджетное устройство в Российской Федерации основывается на следующих принципах.

Принцип единства бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и форм бюджетной документации, согласованностью бюджетного процесса, единством налоговой и денежной систем.

Принцип полноты означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в их полном объеме.

Принцип реальности означает правдивость бюджетных показателей.

Принцип гласности требует публикации в печати проектов бюджетов, их утверждение и исполнение.

Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования. Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Бюджетный федерализм – бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы – доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты (налоги, закрепленные за определенным бюджетом).

Регулирующие доходы – средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов. Зачисляются исходя из процентных отчислений, установленных при утверждении вышестоящего бюджета (13% налога на прибыль предприятий поступает в федеральный бюджет и до 22% - в бюджеты субъектов Федерации).

Дотации – средства, передаваемые в твердой сумме из вышестоящего бюджета для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.

Субвенции – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевых мероприятий.

Трансферт – средства, передаваемые вышестоящим бюджетом в нижестоящий из федерального фонда поддержки регионов.

Кредитные ресурсы – средства, передаваемые на кредитной основе, то есть они должны быть возвращены с процентами или без них.

Расходы бюджетов всех уровней подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством. В бюджет текущих расходов включаются все другие расходы.

В целях сбалансированности бюджетов органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита, вводится механизм секвестра расходов. Это пропорциональное снижение государственных расходов (на 5, 10, 15%) по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи (зарплата, стипендии, государственные пособия, приобретение медикаментов и др.).

 

2.2.2. Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и региональных/местных бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, то есть перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

Государственный бюджет обычно составляется на год. Срок, на который составляется бюджет, называется бюджетным периодом (финансовым годом). Для завершения исполнения бюджета предоставляется льготный период, составляющий один месяц, для окончания операций по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.

Этапы бюджетного процесса.

1. Составление проекта бюджета осуществляется исполнительными органами власти (Правительства РФ, администрации субъектов РФ, городов и районов). Ему предшествует разработка планов-прогнозов развития территорий и целевых программ на основе которых создается сводный финансовый баланс государства на территории России (СФБ). Он выражает социально-экономическое развитие страны, позволяет анализировать движение стоимости общественного продукта и национального дохода, учитывать все финансовые ресурсы. Непосредственная работа по составлению проектов бюджета проводится Министерством финансов РФ и его финансовыми органами, налоговыми и таможенными органами.

Составленный и согласованный (с финансовыми и налоговыми органами) проект федерального бюджета Правительство РФ до 1 сентября вносит на рассмотрение в Государственную Думу.

2. Рассмотрение и утверждение бюджетов в законодательных органах – Федеральном Собрании (Парламенте) РФ, представительных органах субъектов Федерации и местных органах самоуправления.

Проект федерального бюджета рассматривается в комитетах Государственной Думы по отдельным разделам. Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, получив заключение от каждого комитета, составляет сводное заключение федерального бюджета и представляет его на рассмотрение в Государственную Думу в нескольких чтениях. Креме этого, Государственная Дума рассматривает проект федерального закона “О федеральном бюджете на предстоящий год”. Принятый Государственной Думой закон передается в Совет Федерации, а затем направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

3. Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами и подписи федерального бюджета Президентом РФ. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджетов.

Непосредственная работа по исполнению федерального бюджета проводится Минфином РФ, его подразделениями и органами, Государственной налоговой службой РФ и Государственным таможенным комитетом РФ и их органами на местах.

4. Составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти.

Работа по составлению отчетов возложена на Министерство финансов РФ и его финансовые органы, Государственную налоговую службу и ее налоговые инспекции, Государственный таможенный комитет и его органы. Отчеты направляются соответствующим органам государственной власти, в частности, отчет о федеральном бюджете – Федеральному Собранию РФ, которое его утверждает.

Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляет Совет Федерации и Государственная Дума в лице Счетной палаты (независимого органа).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал