Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бюджет государства.
В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет – это система денежных отношений государства, через которую осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – парламентом. Основными функциями бюджета являются: Ø перераспределение национального дохода и ВВП; Ø государственное регулирование и стимулирование экономики; Ø финансовое обеспечение социальной политики; Ø контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. В условиях рыночных реформ основные задачи бюджетной политики состоят в следующем: Ø удержать экономику от спада производства; Ø обеспечить финансовую стабильность. Для этого необходимо прежде всего укрепление денежного обращения, снижение бюджетного дефицита, подавление инфляции; Ø стимулировать инвестиционную активность; Ø укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов; Ø создать систему действенного контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов; Ø усилить контроль за величиной государственного долга. Функционирование государственного бюджета происходит посредством формирования и распределения доходов. Доходы создают финансовую базу деятельности государства, через их распределение удовлетворяются общегосударственные потребности. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий и населения в государственный бюджет. Основными доходами в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги – обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки. Основные элементы налога: · Субъект – лицо (юридическое или физическое), которое по закону является плательщиком налога. · Объект – предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом. Объектом могут выступать земля, имущество, прибыль, заработная плата. · Источник – доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль) · Единица обложения – часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога (1 га земли, 1 руб. дохода и т.д.). · Налоговая ставка – размер налога на единицу обложения. Ставки налога подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные, и, соответственно, налоги бывают регрессивные (процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода), пропорциональные (взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода), прогрессивные (ставка налога повышается при возрастании дохода). · Налоговые льготы – полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим законодательством. · Налогооблагаемая база – доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка. · Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая его субъектом. · Налоговая система – совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы их построения и взимания. Налоги классифицируются по нескольким признакам. По характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов различают: Ø прямые налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. К ним относятся налог на прибыль организаций, налог на имущество, земельный налог, НДФЛ и др.; Ø косвенные налоги, которые включаются в виде надбавки в цене товара или тарифа на услуги и оплачиваются конечным потребителем. К ним относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенная пошлина. В зависимости от органа, который взимает налог и его использует: Ø федеральные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль, НДФЛ); Ø региональные республиканские налоги, то есть налоги республик, краев, областей, автономных образований (налог на имущество организаций); Ø местные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц и др.). По источникам налогов: Ø налог на доходы (налоги на доходы юридических и физических лиц); Ø налог на товар (НДС, акцизы, таможенные пошлины); Ø налог на капитал (налоги на имущество, наследство, дороги, землю, продажу ценных бумаг). К неналоговым доходам относятся доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы, поступающие от приватизации, доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы целевых бюджетных фондов. Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Расходы федерального бюджета РФ классифицируются: 1. По роли в общественном воспроизводстве: Ø затраты на развитие материального производства; Ø затраты на содержание непроизводственной сферы. 2. По функциональному назначению: Ø на финансирование народного хозяйства; Ø социально-культурных мероприятий; Ø оборона страны; Ø содержание аппарата управления; Ø на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; Ø на обслуживание государственного долга. 3. По целевому назначению: Ø капитальные расходы (капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, то есть расходы на расширенное воспроизводство); Ø текущие расходы (расходы на управление, военные расходы, платежи по внутренним займам и государственному долгу). Расходы и доходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также их влиянии друг на друга. С одной стороны, объем расходов лимитируется поступающими бюджетными доходами. Поэтому очень важно установить такой объем расходов, который обеспечивал бы решение стоящих перед обществом задач при минимальных затратах с максимальным эффектом. С другой стороны, правильное использование бюджетных средств приводит к увеличению доходов. Превышение расходов бюджета над его доходами создает бюджетный дефицит. В современном мире нет государства, которое бы не сталкивалось с бюджетным дефицитом. Однако качества самого дефицита могут быть различны: Ø дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики; Ø дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия и т.п.); Ø дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал. Федеральный бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резко дефицитным. С 1990 года и до 1995 года для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. С 1995 года для финансирования дефицита бюджета применяются различные виды заимствований. К внутренним источникам финансирования относятся различные государственные ценные бумаги, к внешним – кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда (МВФ).
|