Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность процессуальных теорий мотивации.
Процессуальные теории мотивации – теории, предметом исследования которых является динамика взаимодействия различных мотивов, основанное на том, как ведут себя люди не только с учётом их потребностей, но и восприятие возможных последствий выбранного типа поведения. К наиболее популярным процессуальным теориям можно отнести: 1. теорию ожидания Виктора Врума; 2. теорию справедливости С. Адамса; 3. комплексную теорию Портера-Лоулера. 1. В соответствии с теорией ожидания мотивация рассматривается как функция трех видов ожиданий: · ожидаемого результата работы; · ожидаемого вознаграждения от этого результата; · ожидаемой ценности вознаграждения. Величина усилий, прилагаемых человеком для реализации поставленной перед ним задачи, будет непосредственно зависеть от того, какова оценка вероятности успеха при выполнении поставленной задачи, а также вероятность получения за приложенные усилия ценного для него вознаграждения. Чем выше степень соответствия фактических событий ожидаемым, тем больше вероятность повторения данного типа поведения. Ниже перечислены важные практические выводы. · Руководитель при постановке задач и должен четко формулировать цель в терминах результата, а также критерии оценки результата. · Для повышения вероятности достижения цели, руководитель должен обеспечить условия (организационные и ресурсные) для успешной реализации задачи. · Распределять задания между сотрудниками необходимо в соответствии с их способностями и профессиональными навыками. · Только то вознаграждение будет представлять для работника ценность, которое соответствует его структуре потребностей. · Только то вознаграждение будет повышать мотивацию, которое следует за достигнутым результатом. Аванс не является мотивирующим фактором. 2. Теория справедливости исходит из того, что человек субъективно оценивает результаты труда и полученное вознаграждение, сравнивая их с результатами и вознаграждением других сотрудников. При этом субъективной оценке подвергаются и затраченные усилия. Если вознаграждение воспринимается как справедливое, производственное поведение повторяется, если нет - то возможны следующие реакции человека: · сокращение затрат собственных сил · попытка увеличить вознаграждение за свой труд; · переоценка своих возможностей; · попытка повлиять на организацию или на руководителя с целью изменить оплату или нагрузку других сотрудников; · выбор другого объекта сравнения; · попытка перейти в другое подразделение или другую организацию. 3. Модель мотивации Портера-Лоулера рассматривает Результаты труда зависят от затраченных усилий и способностей человека к выполнению конкретной работы. В свою очередь усилия, затрачиваемые работником для достижения результата, будут зависеть от оценки вероятности получения вознаграждения и его ценности для работника. Вознаграждение, воспринимаемое как справедливое, повышает мотивацию, и наоборот. Степень удовлетворенности есть результат как внешнего, так и внутреннего вознаграждения. Причем именно степень удовлетворенности является мерой ценности вознаграждения. Внешнее вознаграждение дается организацией в виде заработанной платы, похвалы, поощрений, продвижения по службе и т. п. Внутреннее вознаграждение, исходит от самой работы, реализует потребности высокого уровня, и, как правило, является наиболее вероятной причиной чувства удовлетворенности (значимости, признания, самовыражения). Важный вывод: результативный труд ведет к удовлетворению, а не наоборот, как это принято считать.
|