Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исполнительные органы государственной власти в Российской Федерации: понятие, виды, система, функции.
Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления.
Орган государственной исполнительной власти - это субъект публичного права, созданный в установленном законом порядке, имеющий организационно-правовую форму государственного бюджетного учреждения, финансируемый из бюджета Российской Федерации или ее субъекта, наделенный учредителем компетенцией, имуществом и правами юридического лица, включенный в организационную систему государственной исполнительной власти, участвующий в осуществлении возложенных на эту систему целей, задач, функций, а также административного управления и административно-правового регулирования путем издания правовых актов и совершения иных организационных действий. Органы исполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам и сферам деятельности, объему и характеру компетенции и т.д.
В учебной литературе их принято классифицировать: по основаниям образования: · образуемые на основе Конституции РФ и конституционных актов субъектов Федерации (президенты, правительства и т.д.); · создаваемые на основе текущего законодательства или подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, управления и т.д.);
по уровню функционирования, обусловленному федеральным устройством России и территориальным масштабом деятельности: · федеральные (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства); · региональные (представители Президента РФ в федеральных округах, командующие военными округами и т.д.); · органы исполнительной власти субъектов Федерации (президенты, правительства, губернаторы и т.д.); по порядку образования: · избираемые (президенты, главы администраций субъектов Федерации); · образуемые в соответствии с указами Президента РФ, президентов республик и глав администраций субъектов Федерации и т.д. (министерства, службы, департаменты и т.д.);
по объему и характеру компетенции: · органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления и решающие все вопросы на определенной территории (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы, правительства субъектов Федерации и т.д.); · органы отраслевой компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (министерства, комитеты); · органы межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое (функциональное) управление (государственные комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации и т.д.); · органы специальной компетенции, осуществляющие контрольные и надзорные функции (надзоры); · органы внутриотраслевой компетенции, осуществляющие управление определенной сферой деятельности в рамках отрасли;
по организационно-правовой форме: правительства; советы министров, имеющие статус правительства; министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, комиссии, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, палаты, центры и т.д.;
по порядку принятия решений: · единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы решаются руководителем единолично (министерства, службы управления, отделы); · коллегиальные органы, принимающие решения в подведомственной области коллегиально (Правительство РФ, правительства субъектов Федерации, государственные комитеты и т.д.);
по функциям, которые осуществляют органы исполнительной власти: · основные, которые непосредственно выражают и осуществляют волю государства и принимают от его имени обязательные к исполнению решения (правительство, министерства и т.д.); · вспомогательные органы, которые обеспечивают деятельность основных и не наделены, как правило, юридически властными полномочиями (комиссии, советы и т.д.).
Понятие " система органов исполнительной власти" характеризует организационное построение исполнительной власти в Российской Федерации. Она строится в соответствии с конституционным разграничением полномочий в этой сфере между РФ и субъектами Федерации. Согласно Конституции (ст.ст. 71-73) деятельность органов исполнительной власти осуществляется в пределах ведения РФ, в пределах совместного ведения РФ и субъектов Федерации и в пределах самостоятельного ведения субъектов РФ. К ведению РФ отнесено установление системы федеральных оранов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формиование федеральных органов исполнительной власти. В совместное ведение РФ и субъектов Федерации входит установление общих принципов организации системы органов государственной власти. Единая система исполнительной власти в России образуется только в пределах ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 77 Конституции) В этих пределах правительства, министерства и ведомства субъектов РФ находятся в отношениях иерархической подчиненности с Правительством РФ и соответствующими федеральными министерствами и ведомствами. В субъектах Федерации федеральные органы могут создавать свои территориальные органы. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам исключительных полномочий, отнесенных к их ведению, действуют самостоятельно, независимо от федеральных органов исполнительной власти и неподотчетны им. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов исполнительной власти на своей территории в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами государственного строительства, установленными федеральными законами. Конституцией РФ предусмотрено взаимное делегирование полномочий между органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ, осуществляемое на практике на основе соответствующих соглашений между ними. В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня, которые включают: · руководящие органы (Президент РФ, Правительство РФ); · органы государственной администрации (министерства и иные ведомства).
Государственная администрация представляет собой административный аппарат, непосредственно реализующий государственную политику, цели и приоритеты, определяемые в решениях руководящих органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством.
Система федеральных органов исполнительной власти: 1) Министерства. 2) Федеральные службы 3) Федеральные агентства. В зависимости от направления деятельности ФОИВ определяется кому они подведомственны, Президенту или Правительству. Так, к примеру, Министерство Обороны, МВД, ФСБ, МИД всегда (в новой истории Росси) были подведомственны Президенту; а Министерство Финансов, Министерство регионального развития, министерство транспорта подведомственны Правительству РФ (Председателю Правительства РФ).
На уровне субъектов можно представить обощенную структуру, характерную для всех субъектов: Высшее должностное лицо субъекта (Президент республики, губернатор области и др.) Высший исполнительный орган власти (Правительство или др.; в зависимости от субъекта) Центральные органы исполнительной власти субъекта специальной компетенции Территориальные органы специальной компетенции
Функции: Ø подзаконодательное регулирование; Ø осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества; Ø административное правоприменение; Ø осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации; Ø административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил; Ø охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества; Ø информационное обеспечение органов государственной власти
Тема. Президент Российской Федерации Конституционно-правовой статус Президента РФ (место в системе государственных органов, требования, предъявляемые к нему, полномочия, основания прекращения полномочий, правовые акты). Президент – это официальное лицо, занимаемое высшее место в системе органов государственной власти. Является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми властями. У президента своя форма власти – президентская, как одна из самостоятельных ветвей власти. Президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.
Полномочия: Президент РФ: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; в) принимает решение об отставке Правительства РФ; г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; д) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов*(15); е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров*(16); ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом; з) утверждает военную доктрину РФ; и) формирует Администрацию Президента РФ; к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Президент РФ: а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; г) вносит законопроекты в Государственную Думу; д) подписывает и обнародует федеральные законы; е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Президент РФ: а) осуществляет руководство внешней политикой РФ; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Президент РФ: а) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; б) награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания; в) осуществляет помилование.
!!! Если кратко, то полномочия можно разделить на: 1. Полномочия по созданию или формированию государственных органов, назначению должностных лиц. 2. Полномочия в области руководства внутренней политикой страны и взаимоотношений с другими государственными органами. 3. Полномочия в области внешней политики. 4. Полномочия в области обеспечения безопасности и обороны государства, стабильного общественного порядка в стране. 5. Полномочия в области обеспечения конституционного статуса личности. 6. Полномочия по организации своей деятельности.
Основания прекращения полномочий: Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ. В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно: 1) по инициативе самого Президента РФ - в случае его отставки; 2) по не зависящим от воли Президента РФ причинам - в случае.стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) по инициативе Федерального Собрания - в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности.
Под отставкой согласно общепринятой государственно-правовой практике понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Механизм отставки Президента РФ Конституцией РФ не урегулирован, поэтому необходимо принятие специального федерального закона. Процедура прекращения полномочий Президента РФ в результате стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия также требует детальной правовой регламентации в федеральном законе, где необходимо указать: какой орган и каким образом устанавливает факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии и т. д. Отрешение Президента от должности - это процедура привлечения к юридической ответственности главы государства. 1. Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Правовые акты:
|