Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционно-правовой статус Федерального собрания РФ






Конституционно-правовой статус Федерального Собрания включает в себя следующие элементы: 1) правовые нормы, определяющие порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации; 2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Федерального Собрания; 3) правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы Федерального Собрания.

Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации.

Две палаты: Совет Федерации (по два представителя от каждого субъекта) – срок согласно ФЗ; и Государственная Дума (450 депутатов) – избирается на 5 лет.

Черты Федерального Собрания РФ:

1) Это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения;

2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов. Федеральное Собрание РФ осуществляет:

1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением);

2) контроль за исполнительной властью.

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами;

б) утверждение указа Президента о введении военного, чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о использовании Вооруженных Сил за пределами территории РФ;

д) назначение выборов Президента, отрешение его от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией.

2. К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; б) решение вопроса о доверии Правительству; в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства о результатах его деятельности; г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; ж) объявление амнистии

Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

*Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции. В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Разногласия:

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) статуса и защиты государственной границы; е) войны и мира.

 

Конституционно-правовой статус Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (место в структуре Федерального Собрания Российской Федерации, состав, функции, внутренняя структура, полномочия, правовые акты).

Государственная дума представляет собой нижнюю палату законодательного органа РФ.

Отличие совета федерации и государственной думы:

1. Вместо равенства палат дейтсвует принцип верхней и нижней палаты;

2. Отличие в порядке формирования:

ГД – путем избрания;

Совет федерации – 1 член от законов власть субъекта и 1 от исполнительной власти;

3. Различия в компетенции

4. Отличаются количеством членов

5. Различие в участии в законодательно деятельности;

6. Отличие во внутренней структуре. В сф рф нет фракций.

7. Отличаются по срокам полномочий. ГД – 5 лет, сф – срока нет.

Одинаковое:

1. Принадлежит законодательная инициатива;

2. Деятельность обеспечивается гарантиями;

3. Действуют на постоянной основе

4. Каждая палата самостоятельно реализует свои полномочия;

5. Имеет свою внутреннюю структуру;

6. Обе палаты принимают одинаковые правовые акты – постановления, которые являются обязательными.

Принципы деятельности:

1. Принцип гласности, коллективности принятия решений;

2. Принцип легитимности;

3. Принцип раздельной работы палат;

4. Принцип гарантии деятельности

 

Функции:

1. Законодательная. Хотя право законодательной инициативы принадлежит многим госструктурам и ведомствам (Президенту РФ, Совету Федерации, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации и т.д.), но любой законопроект перед его окончательным принятием должен пройти рассмотрение в Государственной Думе.

2. Представительная. депутаты, являясь народными избранниками, представляют интересы граждан, партии. Они обязаны работать с обращениями граждан, могут контролировать государственные учреждения, делать депутатские запросы, давать оценку действиям правительства.

3. Контрольная. Выходит из полномочий ГД РФ которые написаны в ст. 103 конституции рф.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Состав и внутренняя структура:

В состав государственной думы входят:

1. Председатель

2. 2 первых заместителя председателя.

3. 6 заместителей.

4. Руководители фракции

5. руководители комитетов ГД.

6. Комиссии – постоянные и временные

 

Органы ГД делятся на внутренние руководящие и внутренние вспомогательные.

Совет государственной думы. Формируется ГД и является одной организационно-правовой формой деятельности.

Орг.-прав. Формы деятельности – те формы с помощью которых орган организует свою деятельность правовым путем.

Совет ГД относится к внутренним руководящим, это можно увидеть исходя из его полномочий:

формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию

б) принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;

в) формирует проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц

принимает решение о проведении дополнительного заседания Государственной Думы и определяет дату его

г) формирует проект порядка работы очередного заседания Государственной Думы и проект порядка работы дополнительного заседания Государственной Думы

д) созывает по предложению Президента Российской Федерации, по требованию фракции, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Председателя Государственной Думы внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения

назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы, к рассмотрению Государственной Думой,

ж) направляет законопроект, подготовленный ответственным комитетом палаты к рассмотрению Государственной Думой, и материалы к нему Президенту Российской Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему в Государственную Думу данный законопроект, в Правительство Российской Федерации, депутатам Государственной Думы в сроки, установленные настоящим Регламентом;

з) по предложению комитетов Государственной Думы принимает решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы,

к1) утверждает планы международных связей Государственной Думы с парламентами других государств

 

одобряет проект бюджетной сметы Государственной Думы на текущий финансовый год

к3) рассматривает отчет Руководителя Аппарата Государственной Думы об исполнении бюджетной сметы Государственной Думы за истекший финансовый год к4) принимает решение о награждении почетным знаком Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации " За заслуги в развитии парламентаризма"

к5) принимает решение по предложению профильного комитета о направлении представителей Государственной Думы для участия в работе пленарных заседаний Общественной палаты, совета Общественной палаты, ее комиссий и рабочих групп

организует работу по подготовке рассмотрения Государственной Думой вопроса о ежегодном отчете Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности

принимает решение об образовании межфракционной рабочей группы

принимает решение о продлении срока представления поправок к законопроекту

направляет поступившие в Государственную Думу проекты государственных программ Российской Федерации, проект основных направлений бюджетной политики Российской Федерации и проект основных направлений налоговой политики Российской Федерации в Совет Федерации

2. Решения Совета Государственной Думы оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета Государственной Думы, который подписывается председательствующим на заседании Совета Государственной Думы.

Комиссии и комитеты – являются внутренними вспомогательными органами.

Каждый комитет принимает свое положения для своей деятельности.

В окмитетах представлены все фракции. Комитеты проводят заседания. Председателя комитета вывыбирают на засединии ГД. Кандидатов на должность предлагают фракции.

Комитеты образуются на оснвое принципа пропорционального представительства. Сколько % голосов избирателей были даны за ту или иную партию, столько же членов этой партии должно быть в % в данном комитете.

Комитеты создаются с целью:

1. Предварительного рассмотрения проектов законодательства;

2. Дача заключения по проектам законодательства;

3. Распределения полномочий.

 

Комитеты формируются на весь срок полномочий ГД РФ численным составом от 12 – 35 человек по основным направлениям государственной политики РФ. В настоящий момент таких комитетов 30 штук. Например:

Государственная Дума образует следующие комитеты:

а) Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству;

б) Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

в) Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов;

г) Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;

о) Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции;

п) Комитет Государственной Думы по международным делам;

с) Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления;

т) Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока;

у) Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

ф) Комитет Государственной Думы по охране здоровья;

х) Комитет Государственной Думы по образованию;

ц) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей;

ч) Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам;

ш) Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии;

щ) Комитет Государственной Думы по культуре;

э) Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций;

ю) Комитет Государственной Думы по делам национальностей;

я) Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи;

каждый депутат обязан состоять только в 1 комитете.

Председатель ГД не может быть председателем комитета, так как у каждого комитета есть свой председатель, который организует общее руководство.

Заседание комитета минимум должно проводиться 2 раза в месяц на которых рассматриваются проекты законопроектов, дается им заключение о их подготовки.

В комитетах также могут создаваться подкомитеты для более детального изучения вопроса. Существует «особый»комитет о регламентации и организации деятельности ГД РФ». Данный комитет решает вопросы связанные с соблюдением, изменением, совершенствованием регламента, порядка проведения заседания, комитетов, фракций. Осуществляет внутренний контроль за деятельностью комитетов (отслеживает численность депутатов)

Для подготовки к рассмотрению палатой вопросов, связанных с нарушением правил депутатской этики, Государственная Дума на срок полномочий Государственной Думы данного созыва образует Комиссию Государственной Думы по вопросам депутатской этики, образует Комиссию Государственной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Регламентом и положением о комиссии, утвержденным постановлением Государственной Думы.

 

Фракцией является объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов.
 
3. Фракция избирает из своего состава руководителя фракции и заместителя (заместителей) руководителя фракции. В соответствии с положением о фракции фракция может образовывать руководящий орган (руководящие органы).
4. В составе фракции численностью более 100 депутатов Государственной Думы могут создаваться внутрифракционные группы. Численность внутрифракционной группы не может составлять менее 50 депутатов Государственной Думы. Руководителем внутрифракционной группы является первый заместитель руководителя фракции
 
5. Деятельность фракции организуется ею в соответствии с Федеральным законом " О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ " О политических партиях", настоящим Регламентом, положением о фракции.
6. Фракция принимает положение о фракции на организационном собрании большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, избранных в Государственную Думу в составе федерального списка кандидатов от соответствующей партии. В положении о фракции устанавливаются:
а) полное и краткое (если оно имеется) наименование фракции; б) структура фракции; в) порядок избрания руководителя фракции и заместителя (заместителей) руководителя фракции; г) порядок избрания руководящих органов фракции (если они имеются); д) порядок избрания (назначения) лиц, уполномоченных представлять фракцию на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях; е) порядок принятия решений фракции; ж) иные положения, касающиеся внутренней деятельности фракции.
7. Решения фракции принимаются, как правило, открытым голосованием. Фракция может принять решение о проведении тайного голосования. Решения фракции принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, входящих во фракцию, если иной порядок принятия решений не предусмотрен настоящим Регламентом, положением о фракции.
8. Фракции информируют Председателя Государственной Думы, Совет Государственной Думы, Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы о решениях по вопросам организации своей деятельности.
 
Статья 17
1. Регистрацию фракции осуществляет Временная комиссия Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. После прекращения полномочий Временной комиссии Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы учет изменений в составах фракций и положениях о фракциях осуществляет Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. По поручению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы Аппарат Государственной Думы вносит соответствующую информацию в Фонд электронных информационных ресурсов Государственной Думы.
2. Для регистрации фракция представляет:
а) составленный на день открытия первого заседания Государственной Думы список депутатов Государственной Думы, избранных в составе соответствующего федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе; б) протокол организационного собрания фракции, включающий решения о принятии положения о фракции, об избрании руководителя фракции, заместителя (заместителей) руководителя фракции, об образовании руководящих органов (если они имеются), о лицах, уполномоченных представлять фракцию на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях; в) положение о фракции.
3. Регистрация фракций производится не позднее двух рабочих дней со дня представления во Временную комиссию Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы документов, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Если фракция не прошла процедуру регистрации до прекращения полномочий Временной комиссии Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, ее регистрацию осуществляет Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.
 
Статья 18
1. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одной фракции. Депутат вправе выйти из состава фракции, подав в Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы письменное заявление о выходе из состава фракции. Днем выхода депутата из состава фракции считается день регистрации заявления депутата Государственной Думы о выходе из состава фракции в Комитете Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы
2. В случае выхода депутата Государственной Думы из состава фракции в соответствии с частью первой настоящей статьи, а также в случае несоблюдения депутатом Государственной Думы требований части 2 статьи 71 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» полномочия депутата Государственной Думы прекращаются. Проект постановления Государственной Думы о досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы вносится на рассмотрение палаты Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. Днем прекращения полномочий депутата Государственной Думы считается день принятия соответствующего решения Государственной Думой
 

Конституционно-правовой статус Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (место в структуре Федерального Собрания Российской Федерации, функции, состав, внутренняя структура, полномочия, особенности организации и деятельности, правовые акты).

Отличие совета федерации и государственной думы:

  1. Вместо равенства палат действует принцип верхней и нижней палаты;

2. Отличие в порядке формирования:

ГД – путем избрания;

Совет федерации – 1 член от законов власть субъекта и 1 от исполнительной власти;

  1. Различия в компетенции
  2. Отличаются количеством членов
  3. Различие в участии в законодательно деятельности;
  4. Отличие во внутренней структуре. В сф рф нет фракций.
  5. Отличаются по срокам полномочий. ГД – 5 лет, сф – срока нет.

Одинаковое:

  1. Принадлежит законодательная инициатива;
  2. Деятельность обеспечивается гарантиями;
  3. Действуют на постоянной основе
  4. Каждая палата самостоятельно реализует свои полномочия;
  5. Имеет свою внутреннюю структуру;
  6. Обе палаты принимают одинаковые правовые акты – постановления, которые являются обязательными.

Принципы деятельности:

  1. Принцип гласности, коллективности принятия решений;
  2. Принцип легитимности;
  3. Принцип раздельной работы палат;
  4. Принцип гарантии деятельности

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации является палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации - представительного и законодательного органа Российской Федерации

Совет Федерации является субъектом права законодательной инициативы.

4. Совет Федерации действует на постоянной основе.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал