![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метод SWOT- анализ
Для разработки стратегии развития предприятия необходимо провести оценку его внешней и внутренней среды. Наиболее часто для этого применяется SWOT – анализ. Применяемый метод SWOT – анализа является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT - анализ, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее – установление цепочек связи между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. Сначала с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей. После того, как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Строится матрица SWOT – анализа. Проводят бальную оценку сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Баллы суммируются и выявляется поле, в которое попадает организация: СИВ, СИУ, СЛВ, СЛУ.
ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ Организация подготовительной работы к планированию Подготовка к процессу планирования, как правило, возлагается на планово-экономическую службу предприятия. Руководителем и организатором экономической службы на предприятии АПК обычно выступает главный экономист или начальник планового отдела, а на крупных предприятиях, объединениях им может быть вице-президент по экономике и финансам. Организация подготовительной работы к планированию должна включать глубокий анализ хозяйственной деятельности предприятия за предшествующий период. В результате чего вскрываются неиспользованные резервы на предприятии, оценивается достигнутый уровень производства, намечаются направления по совершенствованию организации производства в плановый период, подготавливается исходная информация и обосновываются нормы и нормативы. Кроме того, в процессе подготовительной работы к планированию изучается внешняя информация, то есть предприятие должно собрать информацию о предстоящих индексах – дефляторах роста цен на материально-технические ресурсы, публикуемые Министерством экономического развития РФ; возможных прогнозируемых ценах на свою продукцию; изменениях по ставкам и видам налогов на предстоящий период; процентным ставкам по кредитам; предполагаемым бюджетным субсидиям), другие экономические нормативы, исходящие свыше. К подготовительной плановой работе можно отнести и разработку или уточнение технологических карт на предстоящий период, норм и нормативов, разрабатываемых для внутрихозяйственного использования. Важным моментом подготовительной работы является также заключение или предварительная договоренность о заключении договоров на реализацию своей продукции по приемлемым ценам. Перед началом разработки любого вида планов по предприятию в целом целесообразно создать комиссию во главе с руководителем предприятия. Комиссия по планированию на сельскохозяйственных предприятиях может включать в себя следующие рабочие группы: по растениеводству, животноводству, механизации и электрификации и т.д.. На предприятиях других сфер АПК наименования комиссий будут зависеть от специализации цехов, участков, других производственных подразделений. Ведущую роль в организации планирования играет группа по экономическим вопросам, которую возглавляет главный экономист или заместитель руководителя предприятия по экономике и финансам. В ее состав обязательно входят руководители других групп, работники экономической и бухгалтерской служб. Эта группа организует всю работу по планированию и проводит взаимную увязку между частями и отдельными элементами плана. На данном этапе подготовительной работы, в конечном счете, определяются реальные задачи, выявляются ресурсы необходимых средств производства, определяются его основные параметры, исходя из которых приступают кпланированию. Исследование условий и факторов при разработке планов При разработке планов необходимо проанализировать внутреннюю и внешнюю среду предприятия. К внутренней среде относятся следующие элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура. К внешней среде предприятия относится: 1) трудовые ресурсы – они включают тех участников рынка, с которыми у предприятия есть прямые отношения и которые оказывают непосредственное воздействие на функционирование предприятия; 2) общая среда предприятия – состоит из элементов, которые не связаны с предприятием на прямую, однако оказывают на него влияние при формировании общего окружения деятельности. В общую среду входят 4 группы факторов: - экономические: темпы инфляции, международный платёжный баланс, бюджет страны, уровень занятости и безработицы; - политические: местное, региональное, государственное и международное законодательство; - технологические: инновации; - социальные: меняющиеся отношения в обществе, культура и нравы, возникновение движения в защиту экологии, прав потребителя и т. д. Процесс планирования Планирование как важнейшая функция управления выступает в форме творческой деятельности людей. По существу это непрерывный творческий процесс. По обоснованию предстоящих действий и определению наиболее эффективных способов достижения поставленных целей в сфере предпринимательства. При организации разработки плана предварительно определяют: - объект планирования – предприятие в, целом, структурные подразделения или отдельные направления деятельности; определение общих целей, потенциала, программ и действий; - разработчиков плана – ответственные работники предприятия, специализированные функциональные службы, внешние консультанты и т.д.; - средства планирования – калькуляторы, компьютерная техника и ее программное обеспечение; - порядок составления планов – одновременная разработка всех частных планов в единой модели или последовательное согласование частных планов и их объединение в общий сводный план; - методы планирования – обычные традиционные приемы и методы и современные компьютерные специальные программы. Любая деятельность, связанная с планированием, включает в себя несколько основных этапов: 1. Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, то есть принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов (перспективных, текущих, оперативных). 2. Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели работы организации. 3. Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показа В целом по предприятию процесс планово-прогнозной деятельности организации включает в себя следующие последовательные шаги: Первый шаг. Определение глобальной цели, или миссии, предприятия, под которой понимают четко выраженную причину существования предприятия, определяющую его статус и обеспечивающую основные ориентиры для постановки целей на разных организационных уровнях. Второй шаг. Предприятие устанавливает цели и предстоящие задачи деятельности. Третий шаг. Оценка и анализ внешней и внутренней среды предприятия. Внешняя среда анализируется с точки зрения возможностей и угроз тех элементов среды, которые действительно имеют значение для организации. Анализ внутренних проблем предприятия представляет собой выявление его сильных и слабых сторон. При этом важно подвергнуть анализу циклы деловой активности предприятия, изменения конъюнктуры рынка, наличие рабочей силы, источники материальных и финансовых ресурсов и другие факторы. Четвертый шаг. Стратегический анализ. На основе установленной цели предприятия, анализа внешней и внутренней среды его формируются различные варианты стратегии. Пятый шаг. Производится выбор одной из альтернативных стратегий, на базе которой осуществляется разработка стратегического плана деятельности предприятия. Шестой шаг. Среднесрочное планирование. На базе стратегического плана готовятся среднесрочные планы и программы. Седьмой шаг. На основе среднесрочных планов разрабатываются годичные и оперативные планы. Процесс планирования, в котором на предприятии участвует множество лиц, осуществляется, как правило, комбинированно «сверху вниз или снизу вверх». Представители разных уровней управления должны согласовать свои цели и представления о путях их достижения в ходе многократно повторяющихся совещаний, на основе которых формируется и утверждается план. ТЕМА 5. СИСТЕМА ПЛАНОВ В ПЛАНИРОВАНИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ АПК Результатом процесса планирования является система планов. План – это предвидимая и подготовленная на известный период программа (прогноз) социально экономического развития предприятия и всех его подразделений. 1. Стратегические планы – долговременный, охватывающий 3-10 летний период документ, выражающий миссию предприятия, его долгосрочные цели и стратегии их достижения с учётом внешней среды и внутренних особенностей предприятия. 2. Текущие планы – в данных документах, разрабатываемых на годичный период, указываются все направления деятельности предприятия и работа всех функциональных подразделений. Планы имеют детальный характер и разрабатываются по функциональным подразделениям предприятия, совокупность которых находит своё отражение в сводном плане предприятия. 3. Оперативные планы – детальные планы, посвящённые решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочный период. Они имеют узкую направленность, высокую степень детализации. Срок их действия от 1 дня до полугода. 4. Бизнес-планы – инвестиционные планы, рассчитанные на срок от 3 до 5 лет, которые направлены на создание новых производственных мощностей и (или) выхода на рынок. Данные планы характеризуют целесообразность той или иной предпринимательской идеи на предприятии. 5. Другие виды планов. ТЕМА 6. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ Сущность и функции стратегического планирования.
|