Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы и элементы стратегии предприятия.
Технология планирования стратегии. 1. Стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей, дает основу для принятия решений. Для стратегического планирования характерны следующие особенности: • стратегическое планирование должно дополняться текущим; • стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства организации, которые проводятся ежегодно; • годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно и в тесной связи с разработкой тактического плана; Основное преимущество стратегического планирования состоит в управленческой обоснованности плановых показателей, рассчитанных на перспективу. Наряду с явными преимуществами стратегическое планирование имеет ряд недостатков: 1. Стратегическое планирование не дает и не может дать в силу своей сущности детального описания будущего. 2. Стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма составления и реализации плана. 3. Процесс стратегического планирования требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с оперативным планированием. 4. Негативные последствия стратегического планирования, как правило, гораздо серьезнее, чем традиционного перспективного. 5. Само по себе стратегическое планирование результата принести не может. Оно должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана. Функции стратегического планирования: - распределение ресурсов, - адаптация к внешней среде, - координация и регулирование хозяйственных процессов, - организационные изменения. 2. Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического планирования. Существуют два противоположных взгляда на понимание сути стратегии. Первая трактовка стратегии базируется на том, что все изменения во внешней среде и внутренней структуре предприятия детерминированы, управляемы и поддаются полному контролю со стороны аппарата управления фирмой. Вторая трактовка стратегия предусматривает свободу выбора участников хозяйственной деятельности с учетом изменяющейся ситуации. Следует различать корпоративную и функциональную стратегии. Корпоративная деловая стратегия относится к организации в целом, а функциональная служит для обозначения конкретной функции организации в рамках общей стратегии. При всем разнообразии различных вариантов стратегий можно выделить четыре стратегические альтернативы. К этим стратегиям относятся: • стратегия концентрированного роста; • стратегия интегрированного роста; • стратегия диверсифицированного роста; • стратегия сокращения. К стратегиям концентрированного (ограниченного) роста относятся те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают отрасль, технологию, положение организации внутри отрасли. Конкретными типами стратегий в этой группе являются стратегия развития продукта, стратегия усиления позиции на рынке, стратегия развития рынка. Стратегия интегрированного роста реализуется путем ежегодного значительного повышения темпов увеличения продаж по сравнению с предшествующим периодом. Выделяют два основных типа стратегий интегрированного роста: стратегия обратной вертикальной интеграции и стратегия предшествующей вертикальной интеграции. Первая направлена на рост организации за счет приобретения или установления контроля за поставщиками. Вторая выражается в приобретении, создании или установлении контроля за хозяйствующими субъектами, находящимися между фирмой и конечными потребителями ее продукции. Стратегии диверсифицированного роста реализуются в том случае, если организации не могут развиваться на рынке с выпускаемым продуктом в данной отрасли. Основными стратегиями этой группы являются следующие: • стратегия концентрической диверсификации – производство новых продуктов на базе существующего бизнеса (существующей технологии); • стратегия горизонтальной диверсификации – рост на существующем рынке за счет освоения новой продукции, требующей технологии, отличной от используемой; • стратегия конгломератной диверсификации – организация расширяется за счет производства изделий, технологически не связанных с традиционно выпускаемыми продуктами, которые реализуются на новых рынках. Стратегия сокращения оправдана в случаях, когда необходима реструктуризация после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности в периоды спада. Выделяют четыре типа стратегий сокращения: стратегия ликвидации; стратегия быстрого успеха; стратегия сокращения расходов, стратегия сокращения. Следует отметить, что организация может одновременно применять несколько стратегий. Причем они могут реализовываться как параллельно, так и последовательно. 3. Процесс стратегического планирования включает следующие этапы: • оценку текущей стратегии; • анализ портфеля продукции; • выбор стратегии; • оценку выбранной стратегии; • разработку стратегического плана; • разработку системы бизнес-планов.
|