Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы разработки БП.
1. определение целей его разработки. На этом этапе методом мозгового штурма определяют какие цели должны быть решены БП, причем цели ставятся как внешние так и внутренние. На этом же этапе исходя из целей проводится анализ внешней и внутренней среды.2. точное определение своих целевых читателей.3.определяется структура создаваемого документа.4. Осуществляется сбор информации к каждому из разделов БП.5. составление и печатание БП6. оформление БП7. экспертиза БП8. Презентация БП Структура бизнес-плана Структура бизнес-плана это тот состав разделов и параграфов и их наименований, которые и входят в него. Четко установленной нормативными актами структуры бизнес-плана не существует, кроме как для предприятий, попадающих под банкротство. Сама структура бизнес-плана зависит от многих факторов типа, вида бизнес-плана или бизнес-линии, нового вида бизнеса или имеющегося. Однако наука и практика за многолетний период выработали примерную структуру бизнес-плана, которую используют большинство предприятий. 1. Титульный лист: Заголовок плана: Дата его подготовки, Полное название и адрес фирмы, Имена и адреса учредителей, Для кого подготовлен план, Суть предлагаемого проекта, Стоимость проекта, Ссылка на степень секретности. 2. Вводная часть (резюме): Основные положения предлагаемого проекта 3. Анализ положения дел в отрасли: Текущая ситуация и тенденции ее развития, Потенциальные конкуренты, Потенциальные потребители. 4. Производственный план: Планирование производственной (продуктовой) программы, Планирование производственного процесса, Планирование числа рабочих мест, Планирование потребности в помещениях и инфраструктуре, Планирование технологий, основного и вспомогательного оборудования и оснащения рабочих мест, Планирование производственных ресурсов. 5. Организационный план: Юридическое обеспечение проекта, Организационная структура управления, Планирование трудовых ресурсов, Планирование фонда оплаты труда. 6. План маркетинга: Планирование продвижения товаров и услуг, Планирование каналов сбыта, Планирование цен на товары и услуги. 7. Оценка рисков и страхование: Оценка рисков, Планирование минимизации и защиты от рисков. 8. Финансовый план: План доходов и расходов, План денежных поступлений и выплат, Балансовый план, Точка самоокупаемости, План по источникам и использованию средств. 9. Приложения: Письма, Копии контрактов, лицензий и т.п., Копии документов, из которых взяты исходные данные, Прейскуранты поставщиков и пр. Содержание разделов БП Титульный лист и оглавление. Титульный лист имеет следующее содержание: заголовок плана; дата его подготовки; кто подготовил план, полное имя и адрес фирмы, а также имя предпринимателя и его домашний телефон; для кого подготовлен план; иногда рекомендуют включить в титульный лист заявление о том, что содержащиеся в документе сведения не подлежат разглашению, — так фиксируется право предпринимателя на свою идею. Оглавление – это наиболее читаемая часть бизнес-плана после титульного листа и резюме. Оно должно дать четкое представление о всем содержании бизнес-плана. Оглавление не должно быть перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых параграфов плана. Резюме. Резюме пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришел предприниматель. Структура резюме должна состоять из трех частей: введение включает цели плана, коротко выраженную суть проекта; основное содержание, сжатое описание всех ключевых элементов бизнес-плана и его основных частей: род деятельности, прогноз спроса, стоимость проекта, источники финансирования и т. д.; заключение: суммирует факторы будущего успеха предпринимателя, может включать описание основных способов действий предпринимателя. Для составления резюме чрезвычайно важно правильное представление о его содержании. Резюме должно быть кратким, обычно на 3-4 страницы, но лучше, если резюме поместится на одной странице. Резюме — это ключевая часть документа, «продающая» его инвестору, и она должна быть составлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана. История бизнеса. Этот раздел составляется в том случае, если предприятие уже существует и прошел определенный путь развития. Информация данного раздела в основном предназначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая историю бизнеса, нужно назвать реальные успехи, которых фирма достигла в прошлом, достижения работников фирмы. Раздел должен рассказать о том, когда бизнес был основан, каковы основные этапы его развития, какие продукты (услуги) были предоставлены для рынка, какова роль высшего руководства в развитии бизнеса, как распределены основные роли в фирме. Итоги деятельности и достигнутый успех необходимо связать с намеченными целями и ориентирами. Лучше если это будет сделано в количественных показателях. Характеристика предприятия в базовом и планируемом периоде. Общие сведения о предприятии приводятся в его визитной карточке. Они содержат следующие данные: название предприятия; юридический адрес, телефон, факс; даты создания и расширения предприятия; статус и ИНН предприятия; структура капитала предприятия; номера расчетного и корреспондентского счетов и реквизиты банка, в котором они открыты; состав руководства предприятия; данные об образовании и квалификации основных специалистов и менеджеров; организационная структура предприятия. В данном разделе необходимо представить структуру производства и стоимость реализации товарной продукции за последние 3-5 лет. На планируемый период должны быть приведены данные расчета об объемах и стоимости реализации товарной продукции в целом и с разбивкой по каналам реализации. Описание продуктов/услуг. И сам предприниматель, и его инвесторы должны точно знать, какие продукты и услуги планируется предлагать рынку. То есть бизнес-план должен включать детальное описание будущего товара. Вопросы, которые относятся к описанию товара (продукта/услуги), могут представлять собой следующий перечень. 1. Конкурентное описание товара и способов его применения. При этом свойства товара должны быть сопряжены с потребностями его потенциальных покупателей. 2. Тенденции применения выбранного товара (будет ли с течением времени его потребление возрастать или уменьшаться, возможны ли новые способы его применения?). Каким фирма видит жизненный цикл своего товара? 3. Каков уровень защиты товара, то есть, располагает ли предприниматель патентом, авторскими правами, зарегистрированной товарной маркой и т.п.? В описание товара, как уже подчеркивалось, должно входить не только перечисление химических, физических, механических и т.п. свойств — то есть собственно свойств товара, но и его дизайн, упаковка. Необходимо объяснить, почему покупатели выберут именно данный товар, а не продукт/услугу конкурентов (то есть, какие конкурентные преимущества применения имеет именно предлагаемый товар?). Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии. Многие российские предприниматели склонны недооценивать опасности конкуренции. Однако даже если фирма – единственный производитель и продавец в отрасли, она неминуемо сталкивается с конкурентными силами, ими могут быть новые (потенциальные) конкуренты, внедряющиеся в отрасль, конкуренция со стороны товаров-заменителей, поставщиков (продавцов), клиентов (покупателей). Российским предпринимателям нельзя забывать о том, что одной из наиболее серьезных конкурентных сил на отечественном рынке являются иностранные компании, которые привлекают покупателя если не качеством, то доступными ценами и более броской упаковкой и дизайном товара. Следовательно, в конкурентной борьбе с ними отечественные предприятия должны прибегать не к доморощенным рецептам и отжившим представлениям, а к апробированным в международной практике конкурентным стратегиям, в том числе и в первую очередь к тем, которые были предложены профессором Портером: лидерство в издержках, дифференциация, фокусирование. В бизнес-плане должны быть описаны выбранные стратегии и их конкретное применение.Когда конкурентная стратегия выбрана, предпринимателю нужно решить: ♦ Как лучше реализовать ее? ♦ Что нужно для реорганизации структуры предприятия (переоборудование производства, привлечение новых специалистов и т.п.)? ♦ Какой должна стать финансовая структура, необходимая для осуществления стратегии? ♦ Нужно ли уходить с традиционного рынка (если речь идет о уже действующем предприятии)? Если традиционный рынок дополняется новым, то на каком из них нужно сфокусироваться? Анализ положения дел в отрасли и рынков сбыта. Описывая отрасль, важно показать абсолютные размеры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, основные сегменты рынка (группы потребителей). Нужно определить, насколько чувствителен рынок к различным внутренним и внешним факторам, подвержен ли он циклическим и сезонным колебаниям и т.д. Необходимо описать своих конкурентов; долю рынка, которую они захватили; сегменты, на которые ориентируются; учесть другие отраслевые факторы. Важно сделать вывод об общей привлекательности рынка. Если она удовлетворительна, нужно определить свою потенциальную долю, дать прогноз продаж своей продукции. Она должна быть выражена как в денежном, так и в показателях физических единиц. Задачей исследования и анализа рынка является подтверждение возможности сбыта намечаемой к производству продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг в рамках проекта. С этой целью намечаются мероприятия по закреплению постоянных потребителей продукции и услуг и выявлению потенциальных. План производства. Производственный план отражает производственный процесс и его сервисное обслуживание, в частности сторонними организациями с выделением их доли. Целесообразно дать оценку трудоемкости его этапов. Если объектом бизнеса является продукция, то раздел начинается с описания производственного процесса. При этом необходимо отразить потребность в земельных участках, отдельных производственных помещениях и их площадях, а также производственную площадь хозяйства в целом. Необходимо указать потребность в дополнительном технологическом оборудовании и технике, а также в оборотных средствах. Если объектом бизнеса является предприятие или СХЦ, то раздел начинается с описания технологических переделов производства. В разделе определяются состав производственногс персонала, квалификационные требования к нему. Помимо технического описания план производству должен включать экономические расчеты издержек производства. Кроме этого должны быть даны ответы на следующие вопросы: 1. Каковы основные методы производства и технологии? 2. Какова общая структура производственного процесса, операции по выпуску товара? Возможно л^ достижение преимущества в операциях? Структур/ производственного процесса лучше показать при помощи схемы производственных потоков. 3. Какое сырье и материалы необходимы? Кто основные поставщики фирмы? Указать их имена и адрес!. 4. Какие мощности необходимы для организации производства? План маркетинга. Для того чтобы достичь успеха, фирма должна создать эффективный рынок для своего товара. Основные пцги по созданию такого рынка описывает маркетинговый раздел бизнес-плана. План маркетинга — это план мероприятий по достижению намечаемого объема продаж и получению максимальной прибыли. В этом разделе должна быть соблюдена четкая ориентация на потребителя. Если объектом бизнеса является предприятие или СХЦ, то рекомендуется разработать стратегию его развития. При этом разрабатывается план маркетинговых действий, включающий товарную, ценовую, сбытовую политику, сервисное обслуживание и др. Мало просто произвести хороший продукт, предложить яркую техническую инновацию. Нужно также завоевать покупателей этого товара, привлечь к нему людей, которые обладают способностью оплачивать покупки, то есть создать платежеспособный спрос на свой товар. Маркетинговый план должен охватывать все элементы маркетинга и давать ответ на следующие вопросы. 1. Каковы основные характеристики покупателей на том отраслевом рынке, на который ориентируется предприятие? На какой из сегментов рынка намерено ориентироваться предприятие? 2. На какое место (долю) в данном сегменте рынка может претендовать бизнес? Определяя свою позицию на рынке, намерена ли фирма потеснить конкурентов, предлагая подобные товары, или попытается найти свою нишу? 3. Какова основная методика расчета цены на товар фирмы? Какой чистый доход обеспечит фирме выбранный уровень цены? Предусмотрены ли системы скидок и льгот для покупателей? 4. Какие каналы распространения товаров будет использовать фирма? 5. Какие меры предпримет фирма для эффективного продвижения своих товаров? Организационный план. Организационный план знакомит с формой собственности, выбранной фирмой, вопросами руководства, распределения полномочий и ответственности, типом организационной структуры фирмы. Приводится организационная структура будущей организации. Даются сведения о количестве персонала и расширении штата, обучении подготовке кадров, а также о привлечении консультантов, советников, менеджеров. В этом разделе рассматриваются вопросы руководства и управления организацией. Объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается роль каждого ее члена. Приводятся краткие биографические сведения обо всех членах совета директоров. Анализируются знания и квалификация всей команды в целом. В этом же разделе должны быть представлены данные о руководителях основных подразделений, их возможностях и опыте, а также об их обязанностях. Детальные анкетные данные и характеристики приводятся в Приложении. В этом разделе освещается механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей. Финансовый план. Финансовый план является важнейшей составной частью бизнес-плана. Основные показатели финансового плана: объем продаж, прибыль, оборот капитала, себестоимость и т.д. Финансовый план составляется на 3-5 лет и включает в себя: план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат, балансовый план на первый год. При составлении финансового плана анализируется состояние потока реальных денег (потока наличности), устойчивость организации, источники и использование средств. В заключение определяется точка безубыточности. Вопросы об источниках финансирования могут иметь следующее содержание. 1. Предполагаемая система финансирования и ее инструменты: будут ли это банковские кредиты, векселя, облигации, опционы, простые и привилегированные акции и т. д. 2. Величина процентов и основных выплат по долгу. 3. Гарантии или залог, обеспечивающие безопасность финансовых соглашений. Показатели финансового рычага, определяющие уровень риска проекта, соотнесенные с соответствующими среднеотраслевыми показателями. 4. Список текущих кредиторов фирмы (если ози существуют), суммы и сроки выплат по кредитам. 5. Налоговые преимущества, которые могут быть получены при том или ином способе финансирования бизнеса. 7. Учёт инфляционных процессов при анализе эффективности проекта Задача планирования и анализа эффективности инвестиций в условиях России требует от экспертов использования моделей, позволяющих корректно описать процесс формирования денежных потоков. Одним из наиболее важных факторов, который необходимо учитывать в процессе расчетов, является инфляция. Существуют, по меньшей мере, две основные причины, почему это следует делать: 1) глубокие структурные изменения в ценообразовании, которые приводят к тому, что годовые индексы инфляции по разным группам товаров и услуг различаются иногда в несколько раз 2) целесообразность учета факторов времени, таких, как задержки платежей, время производства и сбыта продукции, а также условия создания и использования производственных запасов. Влияние этих факторов на формирование денежных потоков при высоком уровне инфляции многократно возрастает и пренебрегать ими при расчете в реальных (текущих) ценах было бы серьезной ошибкой. Следствием необходимости учета инфляции и влияния факторов времени является использование в имитационной модели шага расчета, не превышающего один месяц. Выбор столь малого шага расчета вызван тем, что все расчеты проводятся в реальных ценах. Использование компьютеров позволяет создать всеобъемлющие и детализированные модели, реалистично описывающие деятельность предприятия. Компьютерные модели могут применяться не только для разработки стратегического плана предприятия, но и для оперативного управления. Приведем последовательность процедур по вводу и обработке данных в процессе использования имитационной модели денежных потоков: ввод данных, характеризующих окружающую среду, ввод данных инвестиционного плана, ввод данных о сбыте продукции (услуг), ввод данных о производственных затратах, проведение расчетов с целью определения потребности в капитале, формирование капитала, расчет показателей эффективности бизнес-проекта, распределение свободного капитала (прибыли), анализ чувствительности проекта. Компьютерной реализацией имитационной модели денежных потоков является получившая сегодня широкое распространение система «Project Expert». В инвестиционной практике постоянно приходится считаться скорректирующим фактором инфляции, которая с течением времени обесценивает стоимость денежных средств. Это связано с тем, что рост инфляции (индекса средних цен) вызывает соответствующее снижение покупательной способности денег. При расчетах, связанных с корректировкой денежных потоков в процессе инвестирования с учетом инфляции, принято использовать два основных понятия — номинальная и реальная суммы денежных средств. Номинальная сумма денежных средств представляет собой оценку ее величины без учета изменения покупательной способности денег. Реальная сумма денежных средств представляет собой оценку ее величины с учетом изменения покупательной способности денег в связи с процессом инфляции. Такая оценка может проводиться при определении как настоящей, так и будущей стоимости денежных средств. В финансово-экономических расчетах, связанных с инвестиционной деятельностью, инфляция оценивается и учитывается в следующих случаях: 1) при корректировке наращенной стоимости денежных средств; 2) при формировании с учетом инфляции ставки процента, используемой для наращения и дисконтирования; 3)при формировании уровня доходов от инвестиций сучетом темпов инфляции. В процессе оценки инфляции используются два основных показателя: Следует отметить, что прогнозирование темпов инфляции представляет собой довольно сложный и трудоемкий вероятностный процесс. Кроме того, темпы инфляции в отдельных периодах в значительной степени подвержены влиянию субъективных факторов, не поддающихся прогнозированию, поэтому в инвестиционной практике может быть использован и более простой способ учета фактора инфляции. Кроме того, при составлении бизнес-плана проводится так называемый анализ чувствительности. Анализ чувствительности - это метод изучения эффекта изменений текущей чистой стоимости (чистой дисконтированной стоимости) проекта в связи сизменениями ключевых параметров проекта - затрат на исследования и разработки, строительных издержек, размеров рынка, цены, издержек производства, затрат на рекламу и сбыт и т.п. Чистая дисконтированная стоимость - это показатель эффективности инвестиций, предпринятых в рамках предпринимательского проекта. Дисконтирование стоимости - это определение текущей стоимости будущих денежных доходов фирмы, которые должны быть получены в результате реализации проекта. Чем выше дисконтированная стоимость проекта, тем он эффективнее. Предварительное применение анализа чувствительности в рамках бизнес-планирования позволяет снижать предпринимательский риск, избегать непроизводительных вложений капитала. Основные требования к презентации бизнес-плана Получение инвестиций во многом зависит от продвижения бизнес-плана в процессе переговоров, то есть от его презентации. Большинство презентаций охватывают семь ключевых областей: ♦ компания и ее продукция или услуги; ♦ рынок - клиенты и конкуренты; ♦ разработанная маркетинговая стратегия; ♦ первоочередные финансовые задачи; ♦ характеристика команды, которая будет осуществлять план; ♦ необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти средства будут направлены; ♦ условия и сроки оплаты или реализации инвестиций. Презентация должна длиться около 20 мин. После этого следуют ответы на вопросы. Основная задача, поставленная перед презентацией, сводится к налаживанию диалога с потенциальными инвесторами. Презентация должна четко показать, почему предприятию необходимы запрашиваемые дополнительные ресурсы. Управляющий банком должен быть уверен в том, что размеры ссуды соответствуют целям, которые поставлены в бизнес-плане. Инвесторы-акционеры, вероятно, захотят подробнее обсудить рассматриваемые вопросы и выбрать форму финансирования между акционерным обществом и ссудными капиталами, которая лучше соответствовала бы общим целям Существует большое количество способов повышения эффективности презентации. Потенциальные инвесторы должны иметь копию бизнес-предложения заранее, чтобы ознакомиться с ним до начала встречи. Таким образом, будет больше шансов привлечь их внимание на презентации. Целесообразно использовать для презентации наглядный материал, образцы своей продукции, фотографии, если бизнес относится к сфере услуг. Излагаемый материал должен содержать диаграммы, таблицы или графики, но презентация не должна превращаться в лекцию. Значимость преподносимого материала повышается, если презентацию будет проводить лично лидер руководящей команды. Готовясь к вопросам, вы должны попытаться поставить себя на место потенциальных инвесторов. Какого рода вопросы они вероятнее всего могут задать? Какие вопросы могли бы задать вы, находясь на их месте? Будьте внимательны, следите, чтобы диалог не превратился в монолог. ТЕМА 9: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
|