![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
G – критерий знаков
Критерий предназначен для установления общего направления сдвига исследуемого признака. Применяется к тем сдвигам, которые можно лишь определить качественно, а также к тем сдвигам, которые измерены количественно, но, когда сдвиги варьируют достаточно в широком диапазоне, лучше применять критерий Т Вилкоксона. Ограничения критерия: количество наблюдений в обоих замерах – не менее 5 и не более 300. Вычисление критерия основано на выделении так называемых типичных и нетипичных сдвигов. Типичные сдвиги – это те, которые встречаются чаще (например, положительные); нетипичные – сдвиги более редкие и противоположного направления. Возможны еще «нулевые» сдвиги, когда реакция не изменяется или показатели не повышаются и не понижают, а остаются на прежнем уровне. Gэмп – это количество нетипичных сдвигов. Критические значения критерия находятся по таблице 3 приложения 2 для измененного объема выборки: n мы уменьшаем на количество «нулевых» сдвигов. Если Gэмп£ G0, 01, то преобладание «типичного» сдвига является достоверным; если Gэмп> G0, 05, то преобладание типичного сдвига не является достоверным; если G0, 01< Gэмп£ G0, 05, то преобладание типичного сдвига является значимым лишь на 5% уровне. Таблица 25 Результаты исследования самооценки учащихся 1 класса
Пример. У учащихся 1 класса в начале и в конце учебного года изучалась самооценка по методике «Игра в глазомер». Результаты представлены в таблице 25. Произошли ли изменения и какие в уровне самооценки за год обучения. Решение: 5< n=20< 300, следовательно, применим критерий G. Найдем в таблице 25 направление сдвигов. Подсчитаем количество положительных, отрицательных, и нулевых сдвигов. Определим, что буде типичным и нетипичным сдвигом. «+» - 5 – типичный сдвиг; «-» - 1 – нетипичный сдвиг; «0» - 14 – n=20-14=6> 5. Типичное направление – повышение самооценки. На основании этого сформулируем гипотезу: преобладание сдвига в сторону увеличения уровня самооценки за год обучения является значимым. Gэмп=1. Для n=6 G0, 05=0. Gэмп > G0, 05, следовательно, экспериментальная гипотеза отвергается. Ответ: преобладание сдвига в сторону увеличения уровня самооценки за год обучения является случайным.
|