Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развития детей с аутизмом
Ранний детский аутизм (РДА) является одним из наиболее сложных нарушений психического развития и относится современными авторами к группе так называемых первазивных (т. е. всепроникающих) расстройств. Формируется этот синдром в своем полном виде к 2, 5—3-летнему возрасту. Характерные черты определяются следующим образом: - нарушение способности к установлению эмоционального контакта; - стереотипность в поведении. - совершенно особые нарушения речевого развития (мутизм, эхолалии, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи первого лица и др.), сутью которых является нарушение возможности использовать речь в целях коммуникации. Повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам Состояние аутичных детей до года в целом рассматривается как спокойное и достаточно комфортное. Нарушение чувства самосохранения Нарушение чувства самосохранения отмечается в большинстве случаев уже до года. Оно проявляется как в сверхосторожности, так и в отсутствии чувства опасности (в частности отсутствии «чувства края»), причем достаточно характерным оказалось противоречивое сочетание этих крайностей у одного и того же ребенка бесстрашие в реально опасных ситуациях могло сосуществовать со страхами вполне безобидных объектов. Нарушение аффективного взаимодействия с ближайшим окружением Признаки нарушения аффективного контакта с людьми и, прежде всего, с близкими, являясь главным симптомом аутизма, также прослеживаются уже на самых ранних этапах аутистического дизонтогенеза. 1. Приспособление к рукам матери. Нарушение развития эмоционального контакта с близкими обнаруживается у аутичных детей уже на этом уровне, причем преимущественно оно может проявляться в пассивности, вялости такого младенца в эмоциональном общении. 2. Фиксация взгляда на лице матери. При признаках аутистического развития нарушения глазного контакта может проявляться особенно ярко. Наиболее характерным является взгляд мимо лица или «сквозь» лицо взрослого. 3. Особенности ранней улыбки. Сроки появления первой улыбки у большинства аутичных детей соответствуют норме. Однако она могла быть не столько адресована человеку, сколько возникать в ответ на приятную ребенку сенсорную стимуляцию (тормошение, яркий орнамент на халате матери и т.д.). 4. Особенности формирования привязанности к близкому человеку. Привязанность у таких детей формируется, что доказывается наличием реакции на отделение у аутичного ребенка, но она совершений особая. Главное отличие от нормы состоит в том, что аутичный ребенок чаще не использует положительных эмоциональных реакций для ее выражения.
Трудности взаимодействия с окружающими, связанные с особенностями развития форм обращения ребенка к взрослому 1. Сложности выражения собственного эмоционального состояния. 2. Трудности в выражении просьбы. Трудности произвольной организации ребенка Эти проблемы становятся заметнее после года и к 2—2, 5 год ребенка осознаются родителями уже в полной мере. Однако признаки сложностей произвольного сосредоточения, привлечения внимания, ориентации на эмоциональную оценку взрослого появляются гораздо раньше. Это может выражаться в следующих тенденциях: 1. Отсутствие либо непостоянность отклика малыша на обращение к нему близких, на собственное имя. 2. Характерно отсутствие прослеживания взглядом направления взгляда взрослого, игнорирование его указательного жеста и слова. 3. Невыраженность подражания, чаще даже его отсутствие иногда - очень длительная задержка в его формировании. 4. Слишком большая зависимость ребенка от влияний окружающего психического поля.
|